Про ёжика в тумане, зазнайство, языки программирования и вериги

May 29, 2016 00:30

Свалилась в рассылке ссылка на вопросник. Precise and Flexible Wiki-Based Requirements EngineeringOCDT is an initiative of the European Space Agency, and in particular its Concurrent Design Facility at ESA/ESTEC, to create an open software environment for concurrent, collaborative and distributed engineering applied to the development of space ( Read more... )

re, en, ru, qa, space, se, quality

Leave a comment

ailev May 29 2016, 06:37:12 UTC
Мы недавно делали заседание Русского отделения INCOSE в космическом центре одного университета, сильно удивились низкому уровню (по факту, некоторые доклады пришлось прервать в силу несодержательности и отсталости -- несмотря на то, что доклады делались по-английски: центр-то международный был). При этом нас уверяли, что этот ужас-ужас-ужас является передовым словом системной инженерии в мировой космической промышленности. Скорее всего так и есть: многолетняя близость к госденьгам почти автоматически делает космическую инженерию во многих лавках не самой передовой, там же социализм. В итоге видео заседания по просьбе докладчиков не было опубликовано, а этот пост я воспринимаю как продолжение разочарования космической инженерией.

Что же с процитированным вопросом, то там проблемы с содержанием, а форма как раз соблюдена -- user story в
формулировках по шаблону (Mike Cohn, 2008, Advantages of the “As a user, I want”
user story template, blog post,
http://www.mountaingoatsoftware.com/blog/advantages-of-the-as-a-user-i-want-userstory-template): Я как __стейкхолдер__ хочу, чтобы система ___формулировка
требования___, для того чтобы ___хотелка-для-using-system___.

Но, как известно, user story рекомендуется только для самых простых задач. Ну, и любая форма не исправляет кривое содержание.

Reply

vit_r May 29 2016, 07:16:02 UTC
В российской космической отрасли до сих пор чертят на кульманах. Насчёт же остального - там не нужно "передовое слово", нужно чтобы это летало. И "системноинженерное" мышление вместо инженерного всё это нафиг загубит.

Одна из немногих отраслей, где всё ещё ценится профессионализм вместо болтологии. Даже стекхолдерами.

А денег там, на самом деле, мало. Гонка на Луну закончилась, на Марс - не начиналась.

Reply

ailev May 29 2016, 07:47:47 UTC
Системноинженерное мышление подразумевает инженерное, а не исключает его.

Reply

vit_r May 29 2016, 08:43:16 UTC
Это теория. Я просто видел в реале, как система, выращенная подъёмом наверх по мере постепенного набора опыта, столкнулась с системой, созданной по книжкам.

Reply

ailev May 29 2016, 09:25:36 UTC
Ну, мнение "собрать все книги бы, да сжечь" тоже известно.

Reply

vit_r May 29 2016, 09:31:55 UTC
Не надо приписывать мне того, чего я не говорил.

Reply

omega_hyperon May 29 2016, 08:31:46 UTC
"В российской космической отрасли до сих пор чертят на кульманах. " - эту фразу следует понимать как "кое-кто до сих пор там чертит на кульмане" (случай так и не перестроившегося старого специалиста) или как "там все чертят на кульманах" или как рогозинское "чертят на кульманах, потому что украли компьютеры". Просто чтобы уточнить.

Reply

vit_r May 29 2016, 08:41:18 UTC
Это стоит понимать, что я немного обалдел, увидев в блоге молодого инженера фотографию кульмана с подписью "Это мой, а на соседнем делалась компоновка Ангары".

Что там внутри в массе, я, естественно, не знаю. Индустрия секретная. Но по отзывам участников, всё где-то на таком же уровне. Тем более, Причиной переноса первого запуска с космодрома Восточный стала ошибка при переводе конструкторской документации с бумаги в электронную форму.

Reply

omega_hyperon May 29 2016, 09:17:10 UTC
Компоновку "Ангары" делали еще в 90-х, к тому же тогда чертить на компьютере (если на нем еще и сэкономили при закупке), особенно в случае быстрых прикидок, было куда дольше, чем вручную. Рассказы старших коллег, про то, как автокад по полчаса выполнял разворот вида на чертеже довольно жуткие. Единственный плюс - возможность дальнейшего редактирования и повторного использования, без перерисовки всего чертежа с нуля. Леденящие душу истории про глючные плоттеры и графопостроители просто ужасны - людей они доводили до белого каления. Так-то в нормальных (с достаточным финансированием и не совсем уж запенсионным кадровым составом) конторах кульман вещь довольно редкая, если не ликвидирован - используется в качестве доски объявлений. Могут конечно быть так и не перестроившиеся незаменимые специалисты преклонного возраста, досконально знающие какую-нибудь хитрую вещь, но в целом это все-таки редкость, хоть и вызывает проблемы при перегонке в электронный вид.
Хруничев сейчас с Siemens NX работает, РКК Энергия - с Pro/Engineer.

Reply

vit_r May 29 2016, 09:31:20 UTC
Естественно, если выполнять инженерные задачи на офисных персоналках, результаты будут жуткие.

Восточный, кстати, тоже "ещё в девяностых" создавали "на бумажных носителях"?

Про кадровый состав люди тоже не особо радужные вещи рассказывают. Особенно про уровень зарплат.

Reply

omega_hyperon May 29 2016, 10:48:25 UTC
Сам автокад тоже был не сахар, версии до 10-й описывали как нечто неудобное. Да и помниться одна антикварная методичка конца 80-х по нему, случайно попавшаяся в универе, произвела пугающее впечатление. Там вроде бы даже мышка не использовалась.

Там проблема кажется с введением изменений была, просто не распечатали самую последнюю версию. Такое можно объяснить излишним ажиотажем вокруг первого пуска. Чего собственно все там так возбудились из-за переноса - непонятно. К тому же в советское время на подобные мероприятия первые лица не ездили. Какой смысл создавать в таком важном и ответственном мероприятии лишние проблемы?

В 90-е приходило мало молодежи, чем собственно и объясняется кадровый провал в районе 40, молодежь в основном в нулевых пошла. С зарплатами в разных организациях по разному, хотя все-таки человек той же квалификации за пределами космической промышленности все равно получит больше. Но только в случае, если подобная работа есть - все-таки рабочих мест в промышленности не так уж и много.
Плюс тут еще сказывается ситуация, возникшая в начале 90-х - резкое падение заказов создало ситуацию, в которой специалистов в отрасли существенно больше, чем требовалось. В общем, рынок отрегулировал.
Также могут сказываться и географические факторы - в случае, если предприятие аэрокосмической направленности является градообразующим и другой нормальной работы вокруг просто нет. Это если город небольшой и далеко от прочей цивилизации.
В принципе и сейчас для молодежи там может найтись нечто привлекательное, если не говорить просто об увлеченности космонавтикой - обучение в профильном ВУЗе за счет предприятия, с последующей отработкой в течение нескольких лет после выпуска, или, если есть возможность - иногда льготная ипотека бывает, ну или предприятие просто расположено рядом с домом.

Reply

vit_r May 29 2016, 14:32:21 UTC
Методичка "конца 80-х" была на английском?

Понятно, что космонавтика выжила благодаря американским заказам. Только, "провал" получился качественный, с потерей школы. Тем более что, при увольнениях уходили умные в первую очередь.

В принципе, люди, работавшие отсюда с Россией ругались не сильно. Технологическое отставание быстро сокращалось после появления денег.

Про ипотеку в России сейчас лучше не вспоминать.

Reply

omega_hyperon May 29 2016, 15:52:51 UTC
А с чего ей быть на английском? Обычная типовая методичка того периода на русском - набор явно не компьютерный был.

По-моему тут проблема как раз не в потере "самых умных", а в выбывании основного контингента рядовых сотрудников. Те, кто не мог жить без этой работы все-так остались,но приличная часть простых сотрудников и просто честолюбивых карьеристов ушли на более хлебные работы. Остался такой скелет с нервами и с очень небольшим количеством мяса. Для имевшихся на тот момент (да и сейчас, если уж говорить о расширении деятельности) задач он дико переразмерен, так что мог некоторое время жить самоедством и внешними заказами. Если говорить о выходе на тот уровень, который был в конце 80-х - то отрасль слишком сильно истощена, нет производственных возможностей, ну и кадры необходимо омолодить. Так что в плане перспективного развития тут сплошная финансовая яма, вырытая 90-ми. Про экономическую эффективность надо забыть и вкладывать, вкладывать и вкладывать, прежде чем появится реальные признаки роста. Ну и про смежные отрасли не забыть - электронику там, станкостроение (тут даже появились некоторые шевеления - появились официальные сообщения о создании организации для обеспечения космоса и оборонки новыми станками, что отрадно видеть), иначе нормально работать все равно нельзя. Все конкурентные преимущества, если за границей закупать самые дорогие компоненты (электронику) и производственное оборудование сведутся только к стоимости рабочей силы и необходимости применять действительно оригинальны технические решения, отличные от принятых в мире. Но тут опять же все упирается в расходы на НИОКР. Можно, конечно, извернуться и подковать блоху, но надо все-таки суметь это сделать в рамках бюджета.

С ипотекой - это смотря где. Кому-то везет, где есть заказы или свободные территории, ну или где можно отрезать своё без особого ущерба. Так например Энергия поступила - отвела часть имеющейся территории под жилищное строительство для сотрудников. В общем, если предприятие может компенсировать проценты - то в принципе можно. Ну а если на общих основаниях - то явно невыгодно с двузначными ставками. Так что работа в целом не для приезжих, а только для местных, которым не нужно снимать или покупать жилье, что в итоге сильно ограничивает в отборе самых лучших кадров по стране. Что опять таки приводит к существенному увеличению расходов, если работу в космической промышленности будут стремиться сделать выгодной на общих основаниях. Придется платить в разы больше.

Reply

vit_r May 29 2016, 20:30:38 UTC
В восьмидесятых большая часть софта была ворованной.

появились официальные сообщения о создании организации для обеспечения космоса и оборонки новыми станками

После Крыма? Ну-ну.

Про электронику - это даже уже и не смешно.

Придется платить в разы больше.

"Денег нет, но вы держитесь." (С)

Ещё совсем недавно российские фирмы были интегрированы в мировое производство. Сейчас загубят то, что выжило в девяностых. Слишком мал космический рынок и слишком сложны проекты.

Это, в частности, объясняет то, почему вложения в новые технологии будут использоваться только для откатов, а эффекта не будет.

Reply


Leave a comment

Up