Читая «The Toyota Way» всё время чувствовал, что что-то не сходится. Идея прекрасная, система замечательная. Но не должно это работать. По всей логике жизни больших корпораций не должно.
После ознакомления с просочившимися в печать отголосками того, что держится в строжайшем секрете, и прочтения
Dogs and Demons многое стало яснее. В процессах, затрагивающих думанье, вся конструкция, естественно, не работает. И компенсируют это досадное недоразумение неоплачиваемыми авралами и сжиганием человеческого ресурса.
Но и приучение в школьном возрасте к беспрекословному подчинению, и насаждение милитаристской идеологии в промышленности, и традиционная слепота по отношению к недостаткам, и прочие культурные особенности не могли объяснить всё окончательно. В головоломке явно не хватало критически важных элементов.
Похоже, что-то интересное нашлось в совершенно другой области. И тут имеет смысл рассказать, почему авторы
упомянутого недавно The Big O испортили крутой нуарный детектив Очень Большими Человекоподобными Роботами.
Естественно, циничная отсылка к комплексу из-за роста была простым сарказмом и любви к ОБЧР не объясняет. Также, встречавшееся в этом журнале упоминание самурайских традиций верно лишь отчасти. Джедаям Лукаса хватило простых световых мечей. Американские супергерои, наследующие этику романтичных средневековых рыцарей, обходятся внутренними способностями, а, если и используют технику серьёзнее индивидуальных гаджетов, её размеры и технические характеристики не выходят за границы разумного.
И на поле боя, и в космосе, и в глубинах океана, и в фентезийной стране, да и просто посреди обычного города японцы лезут внутрь андроидов-переростков. Если у самих героев и есть сверхспособности, то они заканчиваются необходимыми для управления супер-роботом навыками.
С другим аналогично.
Произведения где-то до начала девяностых не сильно выделяются. Комиксы и фантастика практически не отличаются от американских. Порой сложно сказать, где они сделаны. Потом, с началом экономического кризиса и возвратом к народным традициям, с мангой и аниме получается что-то странное. Если со школьной романтикой, мафией или офисными страданиями всё ещё лежит в рамках, то, как только появляется мир выдуманный, проступают явные очертания культурной пропасти.
Причём, это совсем не противостояние Востока и Запада.
В корейском вебтоне Mrs Angel героиня напяливает трусы на голову. Но она использует их вместо маски. Просто потому, что под рукой ничего лучше не было. Японские панцу имеют совсем другую природу. Надев их на голову, герой получает сверхспособности. В минимальном случае - сказочный рост сексуальной силы, в более существенном - возможность силой слова пересаживать смоковницы и двигать горы.
Европейский эротический герой любуется трусами, забытыми утром любовницей. (Интересно, чем она думала, когда уходила). Японский - панцу, стянутыми удочкой с балкона у соседки на три этажа ниже. Если для первого это просто напоминание приятного, то для второго - смысл его сексуальных устремлений и полный объём его эротических побед.
В корейском Need a Girl подростки обсуждают размеры бюста и определяют по характеру гармонических осцилляций, использованы ли в лифчике прокладки. Японским интересен лишь цвет трусов под юбкой. Их цель ограничивается только этим. Причём, параметры тех, на кого это надето, их совершенно не интересуют.
Если даже элементарные трусы в сознании японцев обладают такой мистической силой, понятно что европейцу не дано постичь истинный смысл канбана. Это не ярлычок, не бирка, не карточка, обозначающая какую-то деталь... Для японца это мистический объект, не доступный европейскому менталитету.
В истории Японии было два уникальных рывка: переход от доисторического общества к феодализму и переход от законсервированного феодализма к индустриальному обществу. В результате это единственная страна, где сохранилось язычество. Не просто сохранилось как религия, а органично на бытовом уровне входит в мироощущение.
Но погодите говорить «Ага!», вдобавок ко всему язычество это совсем не простое.
Европейские боги - это люди. Даже троли, эльфы, домовые, лесовики, кобальты и прочая нечисть - не более, чем люди, у которых просто другой размер, покрытие или внутренний материал. В лучшем случае, к человеку приделывается рыбий хвост, собачья голова или тело льва. Но основное составляющее химеры всё равно остаётся человеческим. Всякие лисы, зайцы и вороны - это не более чем герои сказок.
Японцы прекрасно уживаются со зверодемонами. Тануки может принимать образ человека, но всё равно остаётся енотовидной собакой.
Однако, всё ещё хуже. Божеством может быть и предмет. Причём, условие обретения собственного мистического «Я» совсем простое: достаточно просуществовать сто лет.
Представьте, идёте вы по музею, а с полки за вами внимательно наблюдает древнегреческий ночной горшок.
Нет, не тот из диснеевского мультфильма, что с нарисованными глазками и большим ртом, а тот, что равен богу.
Естественно, современные японцы, по крайней мере те, кто не читал кровавый эпос Inu Yasha, не очень хорошо разбираются в породах богов и демонов родного края. Но культурный слом Реставрации Мэйдзи изменил только объекты поклонения, а не само восприятие мира.
В каждом японском аниме есть электричка. И правительство выбрасывает дикие деньги, чтоб до самой захудалой горной деревушки были проложены рельсы. Конечно, основной причиной является распределение заказов по дружественным фирмам, но при этом электричка на самом деле дарит японцам ощущение процветания.
Почему? Потому что для японца это не транспортное средство, не удобная связь с внешним миром, даже, не символ благосостояния, а сам бог прогресса.
Пилот ОБЧР не влезает в ходячий танк, он сливается с богом.
Французский робот, ремонтирующий пылающий ядерный реактор, - это бездушная машина, танцующие и поющие японские андроиды - это божественные проявления прогресса.
Если японскую государственную программу создания компьютеров пятого поколения оценивать с точки зрения европейской, получается полный бред. Но стоит только заменить «электронно вычислительные машины» на «боги», всё становится на свои места.
Как только убрать человека с плёткой, европеец перестанет класть по штучке канбана, каждый раз снимая с полки деталь, а запомнит, сколько примерно взято, и вечером отсчитает нужное количество фишек. Или прикинет приблизительно, а потом отсчитает.
Японец терпеливо и вдохновенно будет каждый раз возлагать дощечку на положенное место, совершая жертвоприношение богам процесса. (Я знаю, что этот ритуал выглядит немного по-другому, но такое описание более наглядно.)
В принципе, язычество - это не единственное условие, делающее невозможным воспроизведение японской Toyota Producton System на европейской почве, и по теме можно написать небольшую книжку. Но на русском это смысла не имеет, а, столкнувшись с английским вариантом, большинство потенциальных клиентов впадёт в глубочайшую прострацию, что может и оздоровительно для мозгов, но не полезно для кошелька, к тому же может вызвать проблемы у коллег-консультантов. Так что ограничусь скромной записью в дневничке.
В последнее время для нетематических постов я не использую кат, чтобы люди честно видели весь объём, пугались и проматывали мимо.