Feb 08, 2011 11:33
Вчера ходил на ВДНХ погулять. Первый заход за всяческими семечками на посадку. Одним из самых печальных зрелищ для меня являются пустые торговые места. Заходишь в какой-нибудь павильон "Цветы", где раньше было цветение мелкого бизнеса, а сейчас с семенами-то всего две точки осталось, да и те порядком обнищавшие. Напротив этого павильона, вообще, красота. Был там один закуток, точек 10 с огороднической продукцией. Теперь работает только один, да и то вполовину отказавшийся от площади, а в остальных местах всякий хлам понавален и запустение.
Сразу вспоминаю нашу Горбушку, где теперь полупустые ряды не являются чем-то оригинальным. Да, я понимаю бизнес загибается, кризис и.т.п. Этими словами легко оправдывать то, что сейчас повсюду происходит. Каждый из вас сможет вспомнить магазин, который закрылся в последние годы или изрядно сократил свой ассортимент. При этом подобные магазины в любых направлениях торговли, от продуктов до канцтоваров. Безусловно, существует ещё одно объяснение происходящему. Давят разнообразные супермаркеты, выживают с рынка мелких игроков. Но все эти объяснения от лукавого, от рыночного глашатая всех времён, изрядно, кстати, изменённого в нашей стране. До неузнаваемости изменённого. Есть и другое объяснение...
Я часто вижу по ТВ дискуссии о малом бизнесе. Рассказывают про проверки, ценообразование, налогооблажение... И почему-то не рассказывают о самой важной вещи, которая единственная уничтожает мелкий бизнес на корню. Совершенно непосильная аренда торговых и офисных площадей. Это она закрывает магазины, это она не даёт развиваться инновативному бизнесу, ведь чтобы открыть офис в 16 квадратных метров без удобств на окраине, нужно платить от 15000 рублей. Ты ещё ничего не начал, не продал ни единой нанозаклёпки, а с тебя уже требуют 15 тыщ рублей. И это минимальный вариант. Где там думать о поиске решения, о найме дополнительных работников или улучшении ассортимента и вложении в товар. Нужно наскребать 15 тыщ, чтобы отдать их за четыре стены. И это офис на окраине, что говорить о торговле?
Как должен размышлять нормальный арендодатель, желающий привлечь к себе бизнесменов? Пустые места - это ПЛОХО!!! Если от меня уходят люди, значит в моём магазине завышенная аренда. Наших арендодателей это не волнует. Люди съезжают (в этом месяце от нас съехал Саша с этникой, который работал на Горбушке более 10 лет), а они просто выжимают последнее с оставшихся. При этом поверьте, если бы люди видели, что им идут навстречу, снижают ставки, они бы, в большинстве своём, оставались. Но этого не происходит.
Отчего так происходит? Видимо, у арендодателей настолько большие доходы, что их вовсе не волнуют съезжающие. Когда приходит чел и говорит, я за свой павильон не могу платить 150 тысяч, скиньте, они ему говорят кукиш, и он уходит совсем. Видимо, 150 тысяч это не те деньги, ради которых эти пиявки готовы вступать в переговоры. Переговоры наверное начинаются от миллиона. Ну, что ж... Наша экономика надеется на таких арендодателей. Выгоним всех нах и откроем ещё один Макдональдс.
Кто-то вертится, зарабатывая 30000 рублей в месяц и считая эту цифру приемлемой, а кто-то отказывается от 150000, ради которых, вообще, ничего делать не нужно. Наверное это тот разрыв в доходах, о котором говорят по ТВ.
Жизнь повседневная,
Горбушка,
Люблю людей