По моему, не помещал сюда эту старую статью, написанную в соавторстве с несравненной Кицунэ и опубликованной некогда в журнале "Территория Культуры".
По моему, текст неплох.. странно, что меня в ТК больше писать не зовут ))).
Оригинал сетевой версии тут.
ЩАС СПОЮ!
Текст: Вис ВИТАЛИС и КИЦУНЭ
ОТ АВТОРА
Бытует расхожая мысль, что талантливый человек талантлив во всём. Эта банальность если и верна, то лишь отчасти. Скажем, автору данных строк известно такое количество талантливых людей, что «Уэмбли» не «Уэмбли», а «Лужники», пожалуй, можно было бы ими забить. Но при этом среди них нет ни одного человека, к талантам которого присовокупилось бы элементарное знание, к примеру, сантехнических работ или рукопашного боя. Строго говоря, единственным абсолютно талантливым человеком принято считать старину Да Винчи - да и тот, кажется, не умел петь и вязать лыка.
Однако почти каждый из нас уверен, что с любым делом справится без вопросов. Тем более с тем, которое не требует умения работать руками. Скажем - петь. Здесь ума много не нужно. Все худо-бедно поют. Ну, вот и актёры - тоже.
АКТЁРЫ ПОЮТ
Ну да. Вообще-то, поют не только актеры. Особенно в ванной или там под караоке. Но у актёров ситуация интереснее - начиная вокалировать на сцене или экране, они как бы вторгаются на чужую, хотя и пограничную территорию. Порою это получается хорошо, порою - нет, а нам, музыкантам, остаётся себя утешать тем, что и представители нашего племени нет-нет да и совершают ответные вылазки в мир Мельпомены.
Традиции актёрского пения стары и почтенны. В том числе, и в кинематографе. Оно и понятно: вначале в кино снимались исключительно театральные актёры. А театральный актёр всегда был обязан уметь и песенку со сцены промурлыкать, и станцевать, и при необходимости даже постоять на голове. Всех, кто такими роскошными талантами не обладает, стараются отсеивать ещё при приёме в театралку, а тех, кто всё же ухитрился поступить в училище, обучают пению да танцам наряду со сценической речью. А ведь существуют и вовсе полностью музыкальные спектакли (не будем говорить мюзиклы), такие как «Юнона и Авось» в Ленкоме, «Гуд-бай Америка!» в Театре Юного Зрителя, переводной «Иисус Христос - суперзвезда» в Моссовете и полузабытый ныне «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» - уж и не помню, где он некогда шёл.
Поэтому будем иметь в виду, что уж в России-то почти любой актёр худо-бедно умеет петь, даже если в этом и не признаётся. Поют и пели все. Даже Евгений Леонов, всегда откровенно бахвалившийся своей тугоухостью, отметился в песенном жанре. И не кое-где, а в самом популярном на данный момент стиле, потому что знаменитая читалка мультипликационного Винни Пуха - не что иное, как хардкорный скоростной рэп. Помните? «Но хотя там и опилки, но кричалки и вопилки, а также шумелки, пыхтелки и сопелки сочиняю я неплохо иногда, да!». По-моему, лихо. Респект.
ПОЮТ АКТЁРЫ!!!
Довоенный кинематограф дал нам множество примеров поющих актёров и исполняемых ими ярких песен. В тяжёлое предвоенное время по всему миру большим успехом пользовались музыкальные фильмы и мюзиклы. В СССР также чувствовалось это веяние, так что, пожалуй, невозможно представить советский фильм того времени, в котором не звучала хотя бы одна песня. Пели не все актёры, но некоторые, как говорится, делали это «и за себя и за того парня». Самый известный пример - Любовь Орлова. Она блистала в таких легендарных работах Александрова, как «Весёлые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940)…
И в принципе, актёры в советском кино пели много. И чаще всего - хорошо. Да и песни были, как правило, прекрасные, и потому ставшие классикой.
Можно вспомнить хотя бы исполненную Борисом Чирковым песню Максима из знаменитой трилогии (1935-37). Или куплеты Курочкина из «Свадьбы с приданым» (Лукашевич, 1953). Или обаятельное трио Меркурьев-Чирков-Борисов с бессмертной «Мандолина, гитара и бас» и другими песнями из «Верных друзей» (Калатозов, 1954). А исполненная Пуговкиным «Битте Дритте» из «Свадьбы в Малиновке» (Тутышкин, 1967) или его же ария Сан Саныча из «Спортлото-82» (Гайдай, 1982). А «Пять минут» Гурченко в «Карнавальной Ночи» (Рязанов, 1956). Или песни из фильмов «Иван Васильевич меняет профессию» (Гайдай, 1973), «Обыкновенное чудо» (Захаров, 1978).
Впрочем, всех примеров не перечислить, так что не стоит и пытаться…
АКТЁРЫ МНОГО ПОЮТ…
Есть и актёры, сделавшие исполнение песен второй профессией. Их, правда, не так уж и много. Например - Михаил Боярский, впервые замеченный поющим, пожалуй, в фильме «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975) и ставший известным вокалистом после «Д`Артаньяна и трёх мушкетеров» (1978). Дальше его не поющим уже не видели. Он поёт практически во всех фильмах, в которых появляется на экране более чем на три минуты, даже в крошечном эпизоде «Соломенной шляпки», где играет итальянского певца - успевает, взбегая по лестнице, протянуть «Мми-мма-ммо..», как бы распеваясь перед оперной арией. Его Волк в детском мюзикле «Мама» поёт рядом с ещё одной поющей актрисой нашего кино Людмилой Гурченко, играющей Козу (какая ирония!). А поющую же Лису играет Ирина Мирошниченко. Между прочим, и Гурченко, и Мирошниченко даже выпускали пластинки с записями песен. Хотя конкретно «под них» композиторы вроде не писали, но на дисках звучали известные, любимые народом песни из фильмов, и продажи этих пластинок в советское время, думаю, были совершенно заоблачными.
А вот для Боярского песни писались специально как для профессионального певца и суперзвезды: «конь, который косит лиловым глазом», и «зеленоглазое опять же такси», и «старый альбом», и «играю роль, такую роль», и «спасибо за день, спасибо за ночь»… - да все они на слуху.
Игорь Скляр запел в фильме «Только в Мюзик-Холле» (1980). А потом «Мы из джаза», с незабываемым треком «Старый рояль» - помните? Далее «Марица» (1985), ну и закономерный переход Скляра на новую территорию - пластинка с незабвенной песней «Комарово», после которой весь Союз голосил, что собирается «на недельку до второго»…
ПЛАСТИНКИ, МУЛЬФИЛЬМЫ И САУНДТРЕКИ
Вообще, диски с песнями из кинофильмов выходили в СССР регулярно и массово. Скажем, выпущенные на пластинках песни, спетые в кино Андреем Мироновым, страна любит и поёт до сих пор - «Уноси готовенького» из «Достояния Республики» (Бычков, 1971), песни из захаровских «12 стульев» (1977), «Женюсь!» из «Соломенной шляпки» (Квинихидзе, 1974), философский трек про «бабочку с крылышками» из «Обыкновенного чуда» (опять Захаров, 1978), «Человек с Бульвара Капуцинов» (Сурикова, 1987). И, конечно, это суперплатиновый «Остров Невезения» из «Бриллиантовой Руки» (Гайдай, 1968). Надо отметить, что в этом фильме запел даже Юрий Никулин, и его «Песня про зайцев» стала, можно сказать, программной для русского человека. А песня, излагающая альтернативную программу, конечно, «Постой, паровоз» в блестящем исполнении Георгия Вицина в «Операции Ы» (Гайдай, 1965).
Почти все песни, исполненные Андреем Мироновым, стали любимейшими хитами. Обладая несильным, но полным артистического очарования голосом, Миронов мог рассчитывать и на славу исполнителя. Он пел песни на творческих вечерах, на концертах, куда его часто приглашали. А в 1996 году вышел диск «Жизнь моя - кинематограф», на котором не только песни не из кинофильмов, но также дуэты (с Людмилой Гурченко). Возможно, Миронов вообще самый яркий пример популярности поющего актера, недаром в 1989 году был даже учреждён ежегодный фестиваль актёрской песни имени Андрея Миронова.
Хотя некоторые актёры в силу своей скромности не решались запеть с широкого экрана, но с удовольствием озвучивали поющих мультяшных героев. Про Евгения Леонова мы уже упоминали. Также в этом деле очень преуспел Армен Джигарханян, хотя в кино спел одну песню на пару с Боярским в фильме «Собака на сене» (Фрид, 1977). А Вениамин Смехов и Леонид Филатов пели в мюзикле «Али-Баба и 40 разбойников», который выпустила на пластинке фирма Мелодия в конце 80-х. И нельзя не заметить, что музыкальные детские сказки в СССР на пластинках выпускались регулярно, и масса актёров как первого, так и последующих эшелонов с удовольствием принимала участие в записи.
А ПЕВЦЫ - ИГРАЮТ!
С певцами и музыкантами, играющими в кино, всё чуть сложнее. Почему они это делают? Ну, обычно это происходит случайно. Музыканты пишут музыку или стихи к кино-песням, дружат с режиссёрами или просто вращаются с ними в одном кругу. И рано или поздно у исполнителя возникает мысль попробовать расширить сферу приложения своих творческих усилий. Ну, или просто друг-режиссёр позовёт потусоваться на площадке.
Как вспоминал Юрий Визбор: «Никогда не готовился сниматься, всю жизнь держал себя за крупного русского поэта, никаких актёрских замашек у меня не было...» Но тем не менее не все сейчас помнят его как автора песен «Ты у меня одна» или «Солнышко лесное», а вот Бормана из «Семнадцати мгновений весны» запомнили миллионы!
Подобный курьёз произошёл и с Леонидом Утёсовым, сыгравшим в художественном фильме всего раз в жизни (это уже упоминавшиеся «Весёлые ребята»). Несмотря на единственный прецедент, в народной памяти он остался состоявшимся актёром.
А самый яркий пример того, как многообразен может быть большой талант, это Владимир Семенович Высоцкий. Теперь уже невозможно понять, что в жизни этого прекрасного поэта, автора, исполнителя и актёра было главным - театр, кино или музыка. Мы любим и помним и его роли, и его песни…
Эстрадные исполнители, как водится, тоже время от времени появляются на экране, но обычно в ролях музыкантов. Скажем, София Ротару в фильме «Душа» (Стефанович, 1981) играет практически себя; Андрей Макаревич (там же, тогда же) делает то же самое. Пугачёва в фильме «Женщина, которая поёт» тоже фактически рассказывает о своём непростом пути к эстрадным высотам. Но при всей непритязательности таких работ, народ смотрит их с удовольствием; особых актёрских способностей от главных исполнителей никто и не ждёт, а ждут песен и полноэкранного лицезрения кумиров. Подобные фильмы только затем и снимают.
РОКЕРЫ-ШМОКЕРЫ
В конце 80-х на волне всплеска интереса к вышедшему из подвалов року на экранах стали появляться и рок-музыканты. Началось всё опять-таки с «гонимого властью», как он сейчас вспоминает, Макаревича, впервые снявшегося в фильме «Душа», а затем сыгравшего главную роль в фильме «Начни сначала» (Стефанович, 1986). Там он опять же выступил, можно сказать, в роли самого себя - молодого, но уже признанного певца, сталкивающегося с кучей личных и творческих проблем.
Потом был «Взломщик» с Константином Кинчевым (Огородников, 1987) - в этом же фильме снялся практически весь цвет модного тогда ленинградского Рок-клуба, и в качестве камео появились на сцене целые группы - и АУКЦЫОН, и АВИА, и, кажется, даже ПРИСУТСТВИЕ.
В Соловьевской «Ассе» музыкант ДДТ и ФУТБОЛЗ Сергей Рыженко в кадре играет безымянного музыканта, а за кадром поёт за Бананана гребещиковские «Мочалкин Блюз» и «Старик Козлодоев». В самом конце фильма ни с того ни с сего в роли себя появляется Цой, а затем и вся группа КИНО - думаю, эта добавка была сделана в последний момент исключительно с конъюнктурными целями - с каковыми вообще и происходят почти все появления музыкальных звёзд на экране. В чернушном фильме «Авария - дочь мента» (Туманишвили, 1989) снята панк-группа ЧУДО-ЮДО - опять же, в роли панк-группы. В 1990 году мы увидели и Юрия Шевчука в полуфантастическом фильме «Духов День»… (UPD: в фильме Саввы Кулиша "Трагедия в стиле рок", кстати, в сцене, происходящей на дискотеке, роль дискотечной группы выполняет не кто иные, как АукцЫон во главе с Федоровым, а уж как гаркуша в зале отплясывает с бубном - это надо видеть. В титрах, кстати, группа не упомянута.)
Вячеслав Бутусов появляется как камео в «Брате» (Балабанов, 1997). Гребенщиков - в целой связке Соловьёвских фильмов, причём не роли он там исполняет, а появляется типа как приглашённый музыкант, исполняющий свои песни - оживляя кино, взбодряя публику и поднимая кассовые сборы фильма.
Отдельно можно сказать про «Иглу» (Нугманов, 1988), где Цой играл уже главную роль. В этом же кино впервые снялся и Пётр Мамонов - причём оба музыканта, на наш взгляд, с актёрской работой справились прекрасно. После этого фильма Мамонова пригласили в великолепный «Такси-Блюз» (Лунгин, 1990). Затем он снялся ещё в пяти лентах, включая нашумевшую «Пыль» (Лобан, 2005), после чего практически полностью перешёл на актёрскую работу - заметим, не только в кино, но и в театре!
И Николай Фоменко впервые снялся аж в 1983 году в эпизодической роли в фильме «Скорость» (Светозаров, 1983), затем получил широкую известность как музыкант и участник бит-квартета СЕКРЕТ. Но потом он всё же переключился на актёрскую деятельность, с успехом сыграв в 15 фильмах и сериалах, самый новый из которых - «Красная Вода» (Черкасов, 2006).
А Гарик Сукачёв пошёл ещё дальше. Он не только сыграл более чем в десяти фильмах, начиная с ленты «Шаг» (Митта, 1998) и заканчивая «Жмурками» (Балабанов, 2005), но также занялся и режиссёрской работой, сняв два полнометражных фильма: «Кризис среднего возраста» (1997) и «Праздник» (2001).
ВСЯ НАША ЖИЗНЬ - ИГРА… А ТАКЖЕ РАЗДЕВАЛКА И ТРЕНЕРСКАЯ.
Одним словом, сцена есть сцена. Делать на ней можно всё что душе угодно. А уж такие смежные профессии, как лицедейство театральное и лицедейство музыкальное настолько, простите за тавтологию, смежны, что… почти даже и не изолированы.
Поэтому пусть себе поют. Играют. Веселятся сами и веселят почтенную публику. Тратят время и приобретают опыт - или наоборот. Это всё хорошо. Лишь бы, как говорится, не воровали. .