.
...В условиях тотальной расслабленности оставшихся в живых муз. ресурсов сети понемногу набирает силу Гонзо-журналистика. То есть, если человеку хочется увидеть новое интервью с любимым музыкантом, то не остается ничего другого, как записать такое интервью напрямую )).
Так и поступил Сергей Коростелев (
http://vk.com/sgkorostelev)
Вышла интересная большая беседа обо всем сразу, буду выкладывать частями, чтобы читатели не поперхнулись большим куском.
Интервью Сергея Коростелева с Висом Виталисом.
Часть 2
ВИС ВИТАЛИС: «КТО-ТО ДОЛЖЕН ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ РОСКОШЬ ГОВОРИТЬ ИМЕННО ТО, ЧТО ДУМАЕТ»
- Итак, может быть, краундфандинг?
- ...Что касается краудфандинга, то это красивый эвфемизм для попрошайничества. Я же ничего ни у кого не просил и делать это не собираюсь! Но переиздать мою трилогию «Женщина. Где у нее кнопка» я и вправду хочу. Мне много пишут по этому вопросу, и у меня есть ощущение, что людям эти книги необходимы. И я планирую запустить проект, но это будет не краудфандинг. Я бы назвал это иначе - отложенной покупкой, долевым участием. «Утром - деньги, вечером - стулья». Самому-то мне эти книги не нужны - по понятным причинам. Любой желающий заплатит фиксированную сумму, и - как только наберется достаточно денег - я выпущу тираж и разошлю всем пайщикам проекта. Никаких краудфандинговых танцев с бубном: «пришли 100 рублей и получи открытку, а за 500 рублей - майку; а за 3 000 рублей Вис целый день проработает личным шофером»! Всего этого не будет! Всё будет лаконичнее: нужен товар - платишь деньги и получаешь его, только не сразу, а чуть погодя.
- Музыкальные лейблы неоднократно отвергали твои альбомы. Сотрудничаешь ли ты с ними сейчас или все связи окончательно порваны?
- Да я ни с кем и не ссорился… А вообще тех лейблов-то почти не осталось! Все они пережили такое же пиковое падение, как и книгоиздательства. Сидят, не знают уж, как им заработать. На концертах что-то «поднимается», конечно, на корпоративах, на разных там официальных праздниках, типа Дня города или района… Но в целом прибыльных артистов сейчас не так много. И большинство - из разряда стендап. А вот в плане музыки лейблам гораздо выгоднее работать с уже известными ретроартистами, не требующими вложений, или же привозить на гастроли артистов зарубежных, раскрутка которых уже сделана «западными партнерами». Лейблы в России всегда занимались скорее паразитированием на чужих достижениях, нежели эффективной работой в шоу-бизнесе. Но я не могу никого осуждать: шоу-бизнес в России фактически отсутствует, он так и не смог нормально сформироваться за последние двадцать лет. И думаю, что уже не сформируется: эта индустрия требует такой же серьезной работы, как и, скажем, индустрия кино. А уж если в гораздо более прибыльном кинобизнесе творится такой беспросветный ужас, то что уж говорить о музыке! Словом, в индустрии развлечений инициативу давно перехватил «Камеди Клаб», и впереди нас в общем-то не ждет ничего, кроме балагана разных сортов.
- Недавно вышел твой новый альбом - «Underground» (
http://visvit.ru/underground.html). На очереди еще один. Все твои диски доступны для бесплатного скачивания, и ты это всячески афишируешь. Подводишь определенные итоги?
- «Underground» - это всё-таки не совсем мой альбом. Это как бы совместная работа с Томом Вэйтсом, хотя сам Вэйтс об этом не знает и, думаю, не узнает никогда. (Улыбается.) Было бы дико пытаться продавать этот альбом: у меня нет ни авторских, ни человеческих прав так поступать. К тому же «Underground» изначально был фанфиком, музыкальным экспериментом и своеобразным homage старому Тому. Альбом создавался не для денег, да и удовольствие, которое я получил, работая над ним, никакими деньгами не измеришь.
А вот три моих предыдущих альбома - «Выживу Стану Крепче», «Делай Что Должен» и «One Man Standing» - стали историей. И мне приятно осознавать, что не только моей - это уже история множества интересных и достойных людей… У этих альбомов и так очень трудная судьба, так что было бы странно ставить между ними и слушателем дополнительные преграды.
А вот для следующего своего проекта «Сердце» я планирую другую схему. Хотя бо́льшая часть песен (а может, и все) будет в свободном доступе, в законченном, «альбомном» виде песни будут распространяться только через официальные платформы, типа «iTunes» или «Google Play». Я сознательно хочу усложнить слушателю дорогу к пластинке: мне кажется, это заставит современного человека больше ее ценить. А я хочу, чтобы мою работу ценили, она того заслуживает.
«МУЗЫКУ УЖЕ ПОЧТИ НЕ СЛУШАЮТ,
А КИНО ЕЩЕ ВСЁ-ТАКИ СМОТРЯТ»
- Новым твоим главным увлечением становятся съемки фильмов?
- Да, это новый блистательный мир, в котором я еще новичок, - разумеется, как производитель контента, а не как зритель. Так-то я увлекаюсь кино уже много лет и, смею полагать, неплохо разбираюсь в нем. В плане производственного процесса в кинематографе всё намного сложнее, чем в музыке, но и аудитория гораздо шире… Музыку уже почти не слушают, а кино еще всё-таки смотрят… А поскольку мне, как и любому автору, необходимо внимание, то я ищу аудиторию в кино. Слушать люди уже разучились, но смотреть-то еще умеют, так?..
- Недавно ты участвовал в фестивале памяти Кормильцева - человека, чья репутация не выглядит безупречной. Обвинение в русофобии - это, пожалуй, худшее, что можно придумать в глазах русских людей! Тебя не смущают этот и некоторые другие эпизоды его биографии?
- Вспоминается древний анекдот: «Что вы, я вовсе не расист! Я ненавижу всех людей одинаково!..»
Кормильцев не был русофобом. Он, скажем так, критически относился к человеку вообще. В принципе, человек иного и не заслуживает. Кормильцев когда-то верил в человека - но вера была, как водится, разрушена самим человеком; это путь, по которому прошли многие. Человек слишком туп и слаб, и это в итоге вызывает презрение, которым и был преисполнен Илья. Он жил среди русских - и заряды его желчи принимали на себя русские, жил бы среди папуасов - не поздоровилось бы папуасам. Илья не был добрым человеком. Илья не был сдержанным человеком. Илья не был трусливым человеком. Всё это мне нравится. Многие его воззрения мне не близки, на многие вещи я смотрю иначе, но: Илья был моим другом, и я горжусь этим.
- Ты говорил, что уважаешь людей, которые борются, - даже тех, кто борется против тебя. Как часто ты вообще сталкиваешься с критикой в свой адрес?
- На удивление редко. Если, конечно, не считать критикой всякого рода интернет-выпады, за которыми чаще всего стоит вкусовщина, низкий интеллектуальный уровень или чисто гендерная обида: вот женщины - кто поглупее - частенько ядом плюются… Но всё это ерунда! Ни один из людей, чье мнение для меня что-то значило бы, не сказал про меня ничего плохого. Правда, мало кто из таких людей вообще знает о моем существовании, а другие давно мертвы.
- Мужчина в твоем понимании воин и творец. А еще - философ. Правда ли, что именно греческая философия оказала на тебя самое существенное влияние? Известно, что тебе импонируют философы-стоики - Марк Аврелий, Эпиктет.
- Не только греческая философия, но и римская школа, безусловно, тоже. Стоицизм имеет три периода: ранний, средний и поздний; впрочем, в данном случае важны его основная идея и посыл: всё сущее закономерно, познание мира должно идти через логику, а не через все эти девчачьи чувственные хаотичные практики… Мир - управляемый божественным логосом космос; бог - всепожирающий огонь; физика - каркас; внутренняя свобода человека - главная его свобода, а сам он обязан думать, развиваться, действовать!.. И хотя всё сущее само по себе конечно, но при этом всё - бесконечно, поскольку движется по кругу. Это и надо понять и принять. Мне очень близка эта позиция, и всё мое творчество посвящено именно этому; я, можно сказать, последний стоик. И потому я непобедим - несмотря ни на что.
- Твоя картина мира космична; ты любишь, чтобы во всем был порядок. Прячется ли за твоей философией вера? Или ты атеист, материалист?
- Повторюсь: я стоик. Бог в моей картине мира - это всеобщий закон, которому подчиняется сущее. Природа всех веществ, судьба и необходимость. Это логика и это разумность. И вообще Зенон говорил: «Разумно почитать богов, но почитать несуществующих богов неразумно. Следовательно, боги существуют».
/...продолжение следует.../
.