Oct 24, 2009 23:34
Итак, вместо слова "жанр" введём три условных термина:
1) канон
2) схема
3) стиль
То, что принято определять "жанром" обязательно включает все три элемента.
1.
Начнём разбираться с "канона". Канон - это как раз и есть исторически сложившаяся форма художественного произведения. То есть, "шаг влево, шаг вправо" от протоптанной дорожки - и произведение погибает. В значительной мере теоретические выкладки Аристотеля по части жанров основаны на канонических формах античного театра. Античный театр вообще представлял собой "канон" в чистом виде. Строгая фабульная конструкция, манера сценического поведения, хор, маски, единство времени, катарсис - всё это программировалось исходно.
Что даёт “канон” зрителю (слушателю, читателю)? Точное представление о том, какой товар он "покупает". Если зрителю, например, хочется поплакать в уютной темноте зала, он не пойдёт смотреть комедию.
Что даёт “канон” заказчику (продюсеру, идейному руководителю)? Возможность потребовать от исполнителя заказа точного соблюдения условий контракта.
Что даёт “канон” автору? “Канон” ставит автора в исключительно жёсткие формальные рамки, но внутри этих жёстких рамок “канон” предоставляет буквально абсолютную творческую свободу.
Канон - это форма, определённый набор событий, ситуаций, персонажей. Это ещё и способ создания и разрешения конфликтов. Если вы хотите писать сценарий по канону, посмотрите несколько характерных образцов и полностью повторите с другими именами, городами и слегка изменёнными репликами.
Для “канона” характерна привязка к определённой эпохе, культурной или национальной среде. Каждый “канон” в чистом виде, как правило, недолговечен. Он может претерпевать различные метаморфозы, исчезать на многие годы, а потом возрождаться или, напротив, исчезать навсегда. Однако былое существование некоего “канона” в истории искусства обязательно влияет на произведения современные.
Автор часто устраивает своего рода “перекличку” с забытым “каноном”. Делается это с самыми различными художественными (и не только) целями - от повышения культурного рейтинга своего собственного опуса, то некоего подтрунивания над классическими образцами. Ну, и безусловно “канон” является главным источником для всякого рода пародий.
“Канон” также обязательно включает в себя фабульную “схему”, к этому канону привязанную, а также определённый “стиль” изложения, “канону” соответствующий.
2.
От канона перейдём к “схеме”, то есть скелету вашей истории. Фабульных “схем” существует всего три. И каждая их них обращена напрямую к “родному” архетипическому в нашем сознании.
1) Авантюра
2) Загадка
3) Мелодрама
“Авантюра” переводится, как приключение. По этой “схеме” выстроено множество произведений - от гомеровской “Одиссеи” до новейшей версии “Кинг-Конга”. Что характерно для “авантюры”? Рискованное приключение, где героя каждую секунду подстерегает смертельная опасность и он, как правило, эту опасность успешно одолевает (или избегает), продолжая двигаться к цели.
Таким образом “двигателем” “авантюры” является конечная цель, в контексте её достижения создаются и развиваются все конфликты. Цель “авантюры” всегда благородна, вот только понятие благородства изрядно модифицируется с точки зрения эпохи или общественных нравов. А двигателем “схемы” “авантюра” - выступает цель, задача, некий приз. Эта цель должна быть нечто жизненно важной (с точки зрения героя) и понятной зрителю (читателю) - сокровище, высокая должность, сердце возлюбленной, спасение рода человеческого. “Изюминка” этой “схемы” - путь к цели сквозь джунгли препятствий и опасностей. Именно путь, а не сама цель.
Вторая “схема” - “загадка”. Здесь “двигателем” выступает некая тайна, которую герою (героям) необходимо раскрыть, разгадать, вычислить. И зритель (читатель) следит уже за совершенно иного характера приключениями. Логика превалирует над действием. Логика провоцирует действие... Очень завораживающая схема. При этом (в идеале) она требует от зрителя (читателя) ничуть не больше интеллектуальных усилий, чем “авантюра”. В “загадке” тоже присутствуют опасности, например, потерять нить улик, неожиданности, интриги, даже супер-интриги. Последствия разгадки обычно не имеют значения. Главное - путь к разгадке и сама разгадка-разоблачение, а далее - хоть потоп. Зрителю это не должно быть интересно.
Характерный пример такой “схемы” - детектив. Схема эта очень древняя, найдёте даже в античных сюжетах, например, об Эдипе. Или в шекспировском “Гамлете”. Обращается она к архетипическому поиску истины, но истины уже не в философском, а в событийном ключе.
Необходимость разрешить загадку часто встречается в схеме “авантюра”. Принципиальное отличие в том, что в “авантюре” разрешение загадки (например, где спрятано сокровище) - всего лишь элемент приключения, а в “загадке” - это главная и самодостаточная цель. Поэтому “Граф Монте-Кристо” - это авантюра, а “Собака Баскервилей” - загадка. В романе Дюма-отца герою приходится попутно вычислять авторов доноса, однако цель героя - не выяснение истины, а месть негодяям.
3.
Теперь перейдём к третьей “схеме”. Это “мелодрама”. Не просто драма, а некий “мелодизированный” способ излагать историю. “Мелодизация” в данном случае - очистка “гармонии” от случайных “нот” и “аккордов”. Оставить конфликт в чистом виде. Причём, конфликт должен быть трудноразрешимым или вообще неразрешимым. Атмосфера вокруг конфликта должна быть в мелодраме предельно человечной, лирической и романтической. Здесь в ход идёт любовь, родительские чувства, долг перед другом и т.д.
Что является двигателем “мелодрамы”? Паранойя! Перманентная мания преследования. Если какая-то пакость с героями может произойти, она обязательно произойдёт. При этом добро и зло абсолютизируются до чёрно-белой гаммы: или сверх-положительный герой, или злодей без единого светлого пятнышка.
Мелодраму принято завершать счастливым финалом. Но можно героя принести в жертву ради победы добра. Это уже будет добавка “канона” - античной трагедии.
Мы рассмотрели три “схемы” развития действия. Любую историю можно свести к одной из трёх. Смешивать к каких-то долях обычно не получается. Единственное исключение - крупная романная форма. (А также всякого рода кино-коллажи, например, “Амаркорд”). В романе одна из фабульных линий может развиваться по другой “схеме” в сравнении с основной историей. (Тоже некая форма культурного диалога). Характерный пример - “Война и мир” Л.Н.Толстого. По схеме роман - “авантюра”. Однако линия Наташи Ростовой развивается по законам “мелодрамы”.
Великие произведения всегда прекрасно вписываются в одну из трёх “схем”. “Анна Каренина” - типичная мелодрама. “Зеркало” Тарковского, если события “перемонтировать” в логической последовательности, - мелодрама в чистом виде, почти индийское кино того периода. “Преступление и наказание” - загадка. “Гамлет” - тоже загадка, детектив, написанный за 300 с лишним лет до того, как Эдгар По “основал” этот жанр.
“Стиль” - это не просто тональность вашего произведения. Это мировосприятие (или мировоспроизведение, или мироотражение). “Стиль” - это воплощение, основной компонент киноязыка. Поскольку сценарий рассчитан на “штучное” воплощение, стиль надо задавать сразу. Если пишите комедию, создавайте комические ситуации и разрешайте конфликты неожиданным комедийным ходом. Если пишете лирическую историю, поднимайте “градус чувств” до точки кипения. Вы можете излагать события как бы с некоторой дистанции, отстранённо, и получить эпическое измерение даже камерной истории.
Стиль - это и есть ваша свобода, ваша индивидуальность. Стиль может быть воплощением определённого взгляда на мир, мироощущения - иронического, саркастического, тревожного, умозрительного, равнодушного. Всё имеет право на существование. “Стиль” - самый простой, самый гибкий, самый разнообразный, самый индивидуальный из трёх составляющих компонентов того понятия, которое известно, как жанр.