Согласно Википедии "цветными революциями принято называть свержение власти в результате массовых мирных протестов населения и акций гражданского неповиновения против правящих недемократических режимов."
Считается, что название явлению дали
Революция роз в Грузии 2003 г. и
Оранжевая революция на Украине 2004-2005 гг.
Очевидно, что определение Википедии просто никудышное. В нём не только отсутствует суть явления, но и неверно указаны его внешние признаки.
На самом деле, феномен "цветных революций" заключается в организованных правящими кругами Запада (точнее, США) "типовых" верхушечных переворотах в странах Восточной Европы или "Третьего мира", в которых одним из инструментов выступает массовка уличных "демократических протестов". Целью цветных революций всегда является установление более полного неоколониального контроля Запада над "менее цивилизованными народами". Основным рычагом переворота выступает наиболее компрадорская, прозападная часть туземной элиты, которая готова более покорно и последовательно выполнять волю западных хозяев. "Цветная революция" почти всегда обречена на успех, потому что она осуществляется в уже подконтрольных Западу странах, где у местной элиты просто нет другой опции, кроме как принять волю западных хозяев. Именно поэтому жертвами "цветных революций" становятся не только "правящие недемократические режимы" (определение Википедии), но и вполне демократические по западным меркам правительства. Более того, правительства прозападные (тот же режим Шеварднадзе, например).
Таким образом, "цветная революция" - это неоколониальный верхушечный государственный переворот, внешне загримированный под "демократическую революцию" за счёт инсценировки "уличных народных протестов".
Поскольку установление и поддержание полного колониального контроля над формально суверенной страной дело относительно непростое, то "цветных революций" в одной стране может быть несколько, по мере возникающей у западного хозяина необходимости.
Хотя феномен "цветных революций" считается недавно возникшим, в отношении России Запад использовал подобные технологии трижды за последние четыре века.
Сегодня мы рассмотрим вкратце самую первую "цветную революцию" в истории, или, по крайней мере, её прообраз.
Как читатели уже, наверное, догадались, речь идёт о начале Смутного времени, когда власть в одном из крупнейших государств мира захватила кучка авантюристов по главе с Лжедмитрием I.
При том что эпоха начала 17 века кажется нам бесконечно далёкой, знакомство с историей тех событий поражает невероятным количеством параллелей с современной практикой цветных революций и современной российской ситуацией.
Конечно, в то время Московское государство не являлось полуколонией Запада и русский правящий класс не был в такой степени завязан на Запад, как сегодня. Не было тогда даже близко и современных информационных технологий, тем не менее, большинство типологических составляющих цветной революции уже вполне сформировались!
После многолетней Ливонской войны и других менее крупных военных столкновений между Московией и тогдашним Западом между ними к концу 16 века установилось вязкое военно-стратегическое равновесие. В европейском сознании уже полностью сформировался образ "агрессивного варварского восточного соседа", который мешает распространению истинных европейских (католических) ценностей и мечтает об экспансии в западном направлении.
Поскольку прямой военный конфликт с Московией уже осознавался Варшавой и Римом как бесперспективной, оставалось только разрушить эту варварскую крепость изнутри, сыграв на внутрисоциальных и внутриполитических противоречиях.
В самом начале 17 века судьба предоставила Западу уникальную возможность осуществить этот дерзкий план.
В 1602 году в Польше объявился сбежавший из Москвы монах-расстрига Григорий Отрепьев, который, как считается, стал выдавать себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия, сына царя Ивана IV. Едва ли ему хоть кто-то поверил всерьёз, но идея представилась очень заманчивая: усадить на московский трон марионетку, которая обещала взамен отдать полякам Смоленск, заключить унию с католичеством и, в перспективе, подчинить Московию Польше через личную унию, по примеру Литвы.
С кандидатом была проведена очень серьёзная работа, примерно сравнимая с современным ускоренным курсом "цветного революционера". Обучили манерам, дворцовому этикету, военному делу, обратили в католичество и обручили с полькой. "Свой человек в Кремле" был готов к своей миссии, оставался "сущий пустяк": каким-то образом посадить его реально на трон.
К несчастью для России, дела в государстве тогда складывались таким образом, что невозможное стало возможным. Страной руководил очень неглупый и волевой человек (Борис Годунов), но его правление всё более делегитимизировалось упорными слухами о причастности к убийству царевича Дмитрия, а потом ещё больше - слухами о его "чудесном спасении".
Тут ещё случилась глобальная климатическая катастрофа 1601-1603 гг. из-за взрыва какого-то очередного вулкана в Индонезии. Снег на русских полях выпадал уже к началу августа. По разным данным, от голода тогда вымерло от трети до двух третей населения страны. Оставшихся в живых пытались усиленно закрепостить, от чего крестьянский народ окончательно осатанел и бежал массами на Юг. Боярско-дворянское сословие раздирали такие противоречиях, что готовы были друг друга перерезать вместе с семьями.
В августе 1604 г. Лжедмитрий I пересёк русскую границу с разношерстным отрядом в 4-5 тыс. человек (поляки, казаки, немцы, кое-кто из русских). Первое же столкновение с регулярной русской армией могло покончить с авантюрой раз и навсегда, но последовала череда странных случайностей, ошибок и измен. Кто-то поверил в "легитимного царевича Дмитрия" и не желал воевать за "кремлёвского узурпатора". Потом очередной эшелон русских войск всё-такие нанёс польскому самозванцу поражение, но не стал закреплять успех, "ушел на зимние квартиры".
Неспособность русской армии справится с отрядами самозванца стало катализатором процессов брожения в московской боярско-дворянской верхушке. Все стали "прикидывать шансы" и ловить момент, чтобы не опоздать переметнуться на сторону победителя. После внезапной смерти (вероятного отравления) Бориса Годунова в апреле 1605 г. трон перешёл к его юному сыну Фёдору. После этого царские войска уже начали целыми отрядами переходить на сторону Лжедмитрия, а за ними в его ставку потянулась и московская знать.
Ещё до взятия Москвы Лжедмитрия развернул мощную информационную кампанию, рассылая по стране письма с программой своих преобразований: амнистия всем жертвам годуновской деспотии, борьба со мздоимством (коррупцией!), открытие университета, веротерпимость. По-сути, это была первая в истории России программа вестернизации, причём не в петровском феодально-деспотическом варианте, а в "западно-либеральном", так сказать.
В июне 1605-го в Москве таки свершилась "народная революция": восставшие толпы свергли и убили царя Фёдора.
Убедившись в поддержке дворян и народа, самозванец двинулся в столицу и 20 июня 1605 года торжественно въехал в Кремль.
Оказавшись на троне, Лжедмитрий попытался на практике осуществить в стране преобразования в западном духе. Даже боярскую думу переименовал в "сенат", а себя объявил "инператором"! Некоторые из его реформ (например, объявление веротерпимости и открытие границ) опередили своё время века на три, но не вызвали энтузиазма у православного люда и, особенно, у духовенства.
Вскоре Лжедмитрий оказался словно между молотом и наковальней: с одной стороны местная знать и народ, которые косо смотрели на польское, католическое окружение нового царя, а с другой стороны - польские хозяева, которые ждали оплаты по счетам. После того, как Лжедмитрий предложил полякам деньги вместо Смоленска, те стали всерьёз подумывать о развенчании "не оправдавшего доверия" самозванца перед русскими. Одновременно местные московские бояре с первых дней плели заговоры против нового царя, поскольку рассматривали его как "временную фигуру". В этих условиях "европейскому реформатору" нужно было "пройти по лезвию бритвы", чтобы удержаться у власти. Всё погубила свадьба с Мариной Мнишек, на которую в Москву съехалось множество поляков. Поляки подумали, что Москва теперь в их руках и вели себя не особенно учтиво с хозяевами, возникли потасовки, затем резня, из неё вспыхнул бунт, которым умело воспользовались боярские заговорщики.
17 мая 1606 года первый прозападный правитель России был убит и растерзан народом. На этом, собственно, и закончилась история первой в мире "цветной революции", однако вызванная ею национальная катастрофа ещё долгие годы терзала и разрушала Русское государство, поставив его на самый край пропасти...
Один из самых печальных уроков 1605 года состоит в том, что подлость и продажность московской олигархической "элиты" настолько безграничны, что она всегда готова предать своего государя, пустить в дом врага и поставить страну на грань гибели ради своих шкурных интересов.
Другой урок состоит в том, что в нашей стране любая "цветная революция" в конечном счёте обречена на поражение, но цена её для народа может оказаться безмерной.