Оригинал взят у
frocush в
Круиз Ленинград - Астрахань - Ленинград на теплоходе «Алеша Попович» в сентябре 1965 года.Представляю вашему вниманию совершенно потрясающий отчет о 22-дневном круизе Ленинград - Астрахань - Ленинград на теплоходе «Алеша Попович» в сентябре 1965 года. Участник Речного форума
Werwolf любезно предоставил сканы фотоальбома о круизе для публикации в моем Живом Журнале. Некоторые комментарии к фотографиям сейчас могут показаться наивными, но советы, которые дает автор фотоальбома, актуальны и по сей день. Авторский текст набран курсивом. Приятного просмотра и прочтения!
Что может быть приятнее и увлекательнее, чем поездка по реке? Где еще найдешь столь чистого бодрящего воздуха и яркого солнца... С берегов налетает мягкий ветерок, то напоенный смолистым дыханием хвойного леса, пьянящими запахами луговых цветов, то пропитанный ароматами южных степей...
Среди множества наших рек - могучих, щедро раскрывающих свои богатства и красоты перед путешественниками, первое место по праву принадлежит Волге - магистрали пяти морей.
Обложка фотоальбома.
02.
Граждане СССР имеют право на отдых.
03.
Туристская книжка.
04.
Краткое описание маршрута.
За 22 дня путешествия теплоход совершает интереснейший путь длиною в шесть тысяч километров по Неве, Ладоге, Свири, Онежскому озеру, Волго-Балтийскому водному пути им.В.И.Ленина и далее до Астрахани по Волге.
Туристы познакомятся с крупнейшими промышленными и культурными центрами Поволжья, побывают в городах, имена которых бережно хранит история и память народа.
С сегодняшним днем и историей крупных волжских городов Волгограда, Горького, Куйбышева, Казани, Костромы, Ярославля, Саратова, Астрахани туристы знакомятся во время пешеходных или автобусных экскурсий по этим городам.
Неизгладимое впечатление оставляет посещение дома-музея В.И.Ленина на его родине в Ульяновске.
Овеяны поэзией, многократно прославлены русскими художниками, увековечены писателями и любимы русским народом места, по которым проходит этот интереснейший маршрут.
На теплоходе к услугам туристов удобные каюты, салоны, прогулочные палубы.
05.
Наше замечательное путешествие началось в 12:00 4 сентября 1965 года с Озерной пристани г.Ленинграда и окончилось в 1 час ночи 26 сентября.
В Астрахань прибыли в 23:00 13 сентября, а отплыли обратно 14 сентября в 20:00.
10 сентября в Куйбышеве состоялась встреча с семьей Благо, а 17 сентября с Р.Долгополовым в городе Саратове.
В память об этих встречах и чудесных днях путешествия создан этот альбом.
Наш рейс был шестым в сезоне.
06.
7 шлюзов Волго-Балта (361 км), заменившие собой 39 маленьких деревянных шлюзов старой Мариинской системы, подняли наш теплоход на высоту 120 метров, т.е. на уровень креста Петропавловской крепости или на 20 метров выше Исаакиевского собора.
Трое суток идет трехпалубный красавец по рекам Неве, Свири, Ковже, Шексне и озерам: Ладожскому, Онежскому, Белому, прежде чем попадает в широкие воды красавицы Волги, с её гигантскими искусственными морями.
Вот и Ярославль - наша первая стоянка, 7.09.1965г.
Родина отечественной нефте-химической промышленности.
Город славится и шинным заводом.
Один из старейших театров нашей страны - Ярославский ордена Трудового Красного Знамени драматический театр имени Ф.Г.Волкова.
07.
Ярославль. Спасский монастырь.
08.
Кстати, так выглядит один из разворотов фотоальбома с отчетом о речном круизе, сканы которого вы сейчас смотрите. Практически все фотографии прокомментированы и подписаны автором. Прям какой-то оффлайн-ретро-блог получился :)
09.
Ярославль. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь.
10.
Ярославль 1965 год. Вид на город с Волги. Сейчас здесь расположен речной вокзал Ярославля.
11.
Нижний Городецкий шлюз.
12.
Горький - третий по количеству населения город в РСФСР. Это самый большой город на Волге, крупнейший культурный и промышленный центр с индустриальными гигантами, имеющими для страны исключительное значение.
13.
Горький является родиной оригинальных быстроходных судов на подводных крыльях, автор которых, горьковский инженер Р.Е.Алексеев, удостоен Ленинской премии.
14.
Город Горький дает стране лучший советский автомобиль «Волга».
Экскурсия на автозавод состоялась 21 сентября 1965 года.
15.
Горький. Вид с теплохода. Вдали: памятник В.П.Чкалову и Нижегородский Кремль - сооружение XVI века.
16.
Архангельский собор Нижегородского Кремля.
17.
Казань. Старое здание речного вокзала.
18.
Окруженный со всех сторон водой, похожий на усеченную пирамиду памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году. (Имеется подземный ход в Кремль.)
Upd.
mik25 уточняет. Из памятника павшим при взятии Казани нет подземного хода в Кремль. Там костница.
frocush - Скорее всего эта байка-легенда записана со слов экскурсовода. Подтверждений существования подземного хода между памятником и Кремлем пока нет.
19.
Одна из улиц города Казани.
Upd. Обнаружена ошибка в фотоальбоме автора.
q_tactics заподозрил неладное, а
elshanec точно указал место съемки. Саратов, 1965 год. Церковь Иконы Божией Матери Утоли Моя Печали. Саратовский архитектор Петр Митрофанович Зыбин в 1903 году сделал проект церкви-часовни, расположенной при архиерейском доме. Вскоре началось ее строительство и закончилось в 1906 году. Церковь каменная.
20.
Казань, Кремль. Видны Благовещенский собор (1556-1561 гг.) и самая высокая в системе сооружений Кремля башня Сююмбике.
21.
Казань. Арка красного цвета в Кировском районе.
22.
Казань. Дворец культуры.
23.
Казань. Кировский район. Памятник в центре парка им.Петрова.
24.
Дом в Казани (Слобода Восстания, ул.Деловая, 5Б, кв.2), где я проживал после окончания военно-политического училища в 1943-1945 г.г. у Майоровой Ульяны Антоновны (умерла примерно в 1959 году).
25.
Сейчас здесь проживает Мухаметзянова Галия (на фото).
26.
Узелки на память:
1. Стоимость путевок:
I класс - 185 р.
II класс - 165 р.
III класс - 105 р.
2. Удобнее пользоваться двумя фотокамерами (с пленкой высокой и низкой чувстивительности).
3. Одежду брать с собой и для жарких дней и для холодных вечеров.
4. Коньяк пить только «домашний», т.к. на теплоходе в ресторане наценка 50%.
Газетная вырезка 1982 года.
Ленинградский областной совет по туризму и экскурсиям.
Ленинградское городское бюро путешествий.
Дополнительно поступили в продажу путевки на путешествие по Волге на теплоходе «Владимир Ильич». Маршрут Ленинград - Астрахань - Ленинград.
Начало путешествия - 30 сентября. Продолжительность - 21 день. Стоимость путевок - от 355 до 470 рублей (в зависимости от класса кают).
Наш адрес: 191186, Ленинград, ул.Желябова, 27. Телефон 215-77-34.
27.
10 сентября 1965 года на речном вокзале города Куйбышева состоялась встреча и знакомство с Тамариным братом Благо Петром Николаевичем (10.6.1916), его женой Любовью Андреевной (30.3.1928) и представителями молодого поколения Ирой (7.4.1948) и Леной-Пташкой (8.2.1953).
На обратном пути из Астрахани вторично встретились 18.09.1965 г.
28.
Куйбышев. Дворец культуры на площади Куйбышева. В нем размещены театр оперы и балета, областная библиотека, художественный музей.
Перед фасадом дворца - памятник видному деятелю КПСС, руководителю самарских большевиков В.В.Куйбышеву.
29.
Вот это Судак!
Такие, пожалуй, обитают только в Волгограде.
30.
Волгоград. Вид на набережную с Волги.
31.
От вокзала на набережную ведет широкая гранитная лестница с арками-колоннадами наверху.
32.
Город Волгоград. Фонтан «Дружба».
33.
34.
Волгоград. Одно из зданий в центре города.
35.
Волгоград. Площадь «Павших борцов».
36.
37.
Вид на Волгоград с Мамаева кургана.
38.
«Существуют ли уважительные причины ухода с огневых позиций?
Из всех оправдательных причин только одна будет приниматься во внимание - смерть!»
(Из протокола комсомольского собрания одного из воинских подразделений, оборонявших Сталинград)
39.
Памятник «Скорбь» на Мамаевом кургане.
40.
Волгоград. Мамаев курган.
Здесь велись самые упорные бои за овладение господствующей над городом высотой.
Сейчас здесь строится ансамбль-памятник Матери-Родине.
Фигура воина - фрагмент памятника.
41.
К могиле героев Сталинграда движется колонна туристов теплохода «Алеша Попович» чтобы почтить светлую память погибших героев и возложить венок.
42.
43.
44.
45.
16 сентября туристы теплохода возложили венок и букеты цветов на могилу воинов, погибших в боях за Сталинград. На снимке: Под звуки траурной Шопеновской мелодии бережно возлагают венок участница великой Сталинградской битвы Тамара Ульянова и друг Володя, отец и брат которого героически погибли у стен города-героя на Волге.
46.
Волгоград. Мельница Гергардта или Мельница Грудинина - разрушенное здание мельницы, ставшее памятником Сталинградской битвы.
47.
Неизгладимый след в памяти оставил седьмой день путешествия - знакомство с городом боевой славы, с городом, имя которого символизирует мужество и стойкость советского народа. Сильно разрушенный во время войны, Волгоград является сейчас одним из самых красивых волжских городов.
«Аллея героев», «Площадь Павших Борцов», «Мамаев курган», легендарный дом Павлова... такое не забывается.
48.
Шлюзы Волжского гидроузла. Вид со стороны нижнего бьефа.
49.
А это уже Астрахань, куда прибыли поздно вечером (23:00) 13 сентября 1965 года. Убыли из Астрахани 14 сентября в 20:00.
50.
Астрахань. Памятник Ленину.
51.
Астрахань. В собственном винограднике у Долгополовых.
52.
53.
54.
55.
Астрахань. После посещения милого семейства Журавлевых.
56.
57.
Город Саратов.
Встретили Тамариного Брата Ростислава Викторовича Долгополова (д.р. 17.11.1931) 17 сентября 1965 года. Дочь Лена (д.р. 8.11.1960), жена Ирина Петровна (д.р. 11.7.1931).
58.
Саратов, 1965 год.
59.
Немного прерву отчет о круизе показом 7-и фотографий, место фотосъемки которых мне по каким-либо причинам установить не удалось.
60.
Где-то на нижней Волге.
61.
Тут уже северный пейзаж.
62.
Балахна?
Upd. Да. Балахна. Видна Спасская церковь и трубы Нижегородской районной электростанции (НиГРЭС).
63.
Теплоход «Алеша Попович», сентябрь 1965 года. Только, вот где он?
Upd. Спасибо
kitv. Помог установить место съемки.
Сентябрь 1965 года. Теплоход «Алеша Попович» идет на фоне левого берега Волги в Ярославле. Еще в правой части снимка видна пожарная каланча на проспекте Авиаторов.
64.
Сухогрузный теплоход «Касимов» (проект 576, списан и порезан в 1993 году). Опять же. Где он? Место съемки?
65.
Тольятти или Балаково?
Upd.
sdvsamara и
frocush считают, что это Тольятти. Снимок сделан, когда теплоход находился между верхними (№№ 21, 22) и нижними (№№ 23, 24) шлюзами Жигулевского гидроузла.
66.
Ульяновск - родина В.И.Ленина. В бывшем Симбирске прошли детство и юность Владимира Ильича.
Дом-музей В.И.Ленина. Здесь жила семья Ульяновых, здесь прошло детство Володи Ульянова.
В настоящее время в этом доме библиотека.
67.
Снимок сделан с картины в Ульяновском краеведческом музее. (Чувствительность пленки 300 ед.)
68.
Памятник И.А.Гончарову в городе Ульяновске (бывший Симбирск, основан в 1648 году, Ульяновск с 1924 года).
69.
Центр Костромы - со старинными торговыми рядами и каланчой - представляет собой как бы заповедник русской архитектуры начала прошлого века.
70.
Старинный русский город, бывшая купеческая Кострома дает представление о древних русских провинциальных городах, с их характерными ансамблями, выполненными в стиле русского классицизма.
Ныне - основная отрасль промышленности - текстильное производство.
Кострома. Ипатьевский монастырь. Церковь, построенная плотниками без пилы и единого гвоздя, а лишь топорами.
71.
Ипатьевский монастырь. Бани. Отсюда и появилось название «Избушка на курьих ножках».
72.
Троицкий собор в Ипатьевском монастыре.
73.
Кострома. Беседка Островского.
74.
Рыбинск, 1965 год.
75.
76.
Самое, пожалуй замечательное - это зеленые стоянки:
1. Село Никольское (6ч. от Астрахани),
2. Чардым (в 2-х часах от Саратова),
3. Винновка (в 3-х часах от Куйбышева),
4. Ильинка (в 2-х часах от Чебоксар),
5. г.Плес Ивановской области (в 3-х часах хода от Костромы).
Но... Стоянки хороши, если хороша погода.
Город Плес - зеленая стоянка.
В данном случае был холодный дождливый день (на пути в Ленинград) и стоянкой не пользовались, а 2 часа отсиживались в каютах или торчали на палубах.
77.
78.
Зеленая стоянка «Чардым». Чудо природы!
79.
80.
Ну разве теперь вспомнишь, что мы тогда жевали.
81.
Эти 4 снимка на одной из лучших зеленых стоянок на пристани «Чардым».
82.
83.
84.
85.
Зеленая стоянка «Чардым».
86.
Не много на свете счастливчиков, которым довелось повидать на веку своем настоящего владыку морского.
87.
15 сентября 1965 года царь Нептун прибыл со своей свитой в гости к туристам теплохода «Алеша Попович» на зеленую стоянку в село Никольское в 6 часах хода от Астрахани.
88.
На пристань «Никольское» прибыл бог морей Нептун со своей свитой.
Культ.работник теплохода Георгий Кириллович Гаевский помогает владыке морей сойти на Землю, где его встречают сотни землян.
89.
90.
91.
92.
За непослушание купали черти всех подряд, невзирая на пол, возраст, чины и ранги.
Таков закон моря.
93.
94.
Днем было жарко, а вечером шли на палубу в кино, надевая на себя все, что только было в распоряжении каждого туриста.
95.
На средней палубе в солнечный сентябрьский полдень.
96.
У спасательной шлюпки на шлюпочной палубе.
97.
Обедают туристы первой смены питания.
98.
99.
Ежедневно из музыкального салона неслись мелодии.
100.
101.
«Не искушай без нужды». Поет Анна Семеновна.
102.
Нашей группе был присвоен №6 (по порядку столов в столовой). На снимке: староста группы собирает своих «питомцев» для следования в автобусах на экскурсию по городу.
Работа старосты нелегкая, нужно еще собирать и писать от имени группы отзывы о проведенной экскурсии и т.д.
103.
Так, в подвешенном состоянии удалось довести виноград до Ленинграда.
104.
С этим букетом встречали нас в Куйбышеве семейство Благо. Свозили мы его в Астрахань и привезли в Ленинград.
105.
В альбоме вклеена рекламная картинка двухместной каюты первой категории теплохода проекта 26-37 (теплоход «Алеша Попович» проект 588).
106.
Прощальный вечер. Выступает коллектив художественной самодеятельности.
Скоро покажутся знакомые очертания Ленинграда.
107.
В разгаре концерта пошел дождь.
108.
Некоторые итоги:
Всего пройдено до Астрахани и обратно 7228 км, со средней технической скоростью: вниз 20,5 км/час, вверх по теченю - 18 км/час.
Пройдено в оба конца 36 шлюзов.
На теплоходе было 334 туриста, из них:
женщин - 214,
мужчин - 120.
До 30 лет - 37 чел., до 50 лет - 157 чел., свыше 50 лет - 140 чел.
Установить количество семейных пар не удалось даже администрации теплохода.
109.
Ещё.
Ссылки на мои рассказы и отзывы о речных круизах.