Лидский замок. Прошлое и будущее. Часть I

May 21, 2014 15:01

У нас в блоге появился новый тег - Замки и крепости.

Оригинал взят у mitrander в Лидский замок. Прошлое и будущее. Часть I
Не менее 30 поколений родилось и умерло на виду величавых башен Лидского замка. Сотни тысяч завоевателей: крестоносцы со всей Европы, татары из азиатских степей, шведы из Скандинавии, французы под руководством Наполеона Бонапарта, поляки, немцы, русские, промаршировали, прошли, проехали вдоль его стен. 379 лет замок выполнял свои первоначальные функции - был защитником Лидской земле, пока шведы в 1702 году не взорвали обе его башни.

Замок в городе Лида (Беларусь), построенный в 1330-е годы по поручению князя Гедимина входил в линию защиты против крестоносцев Новогрудок-Крево-Медники-Троки.

Замок был сооружён из бутового камня и кирпича, имел в плане форму неправильного четырёхугольника с двумя угловыми башнями и был поставлен на насыпном песчаном холме, окруженном болотистыми берегами рек Лидея и Каменка, с севера - рвом шириной около 20 м, который соединял эти реки и отделял замок от города. Позже (вероятно, в XVI-XVII ст.) в систему предзамковых укреплений с востока было включено искусственное озеро. На замковом дворе размещались православная церковь (в 1533 перенесена в город), жилые и хозяйственные постройки, с 1568 - суд, архив, острог. Жилые помещения размещались на верхних этажах башен.




Стройка Лидского замка, кстати - одного из самых больших на территории современной Беларуси (размеры замкового двора примерно 80х80 м) приходится на тридцатые годы 14 в. (Начались работы в 1323 г.). В те времена Великим князем Литовским был князь Гедимин, вошедший в историю, как талантливый воин бившийся против крестоносцев. Воспользовавшись временным перемирием с Орденом, весной 1323 Гедимин разослал письма в ганзейские (северо-немецкие) города, которые не очень жаловали крестоносцев, с приглашением на работу разных ремесленников, в том числе и каменщиков. Есть мнения, что ганзейские мастера приняли непосредственное участие в возведении Лидского замка. Местные строители совместно с приглашенными иностранными, взяв за основу рыцарский кастель, переработали и приспособили его к местным природным и защитным условиям. Увеличена площадь замкового двора, на котором в опасные часы могли разместиться не только армия и городские жители, но и крестьяне из окрестных деревень. Ученый Михаил Ткачев подсчитал, что для строительства стен Лидского замка понадобилось около 23 тысяч кубических метров камня, около 1,5 миллиона кирпичей, большое количество извести и песка. Письменные источники свидетельствуют, что работы велись 5-7 лет.



"Lida. lit1894r" Виленский архив

Разного за 7 неполных веков увидели стены Лидского замка. Были в его жизни и торжественные минуты: в 1387 г. польский король и великий князь Литовский Ягайло принимал в замке присягу от своего брата Скиргайлы, полоцкого князя. Были также и большие многонедельные праздники: в 1422 г. в замке широко и блестяще отмечался брак пристарелого короля Ягайло с молоденькой 17-летней Софией Гольшанской - родоначальницой королевской династии Ягеллонов. Были и трагические часы: в июле 1506 в замке умирал король польский и великий князь Литовский, Русский и Жмудского Александр; здесь в присутствии всей Литвинский знати и жены Елены Иоанновны - дочери Великого князя Московского Иоанна III, он причастился и подписал завещание. Добрый десяток раз пожары и войны испепеляли город до тла: только за первую половину 20-го в. Лида 8 раз переходила из рук в руки. Замок видел почти всех наших королей и великих князей 14-18 вв., А также Карла XII, Павла I, Александра I, Николая II, Адама Мицкевича, Игнатия Домейко, Феликса Дзержинского, Льва Троцкого, Иосифа Пилсудского и т.д...

О том, что можно увидеть на старых рисунках.

Акварель написана Юзефом Пешкой (1767-1831) в конце 18 - начале 19 столетия, в любом случае после завершения строительства Крестовоздвиженского костела в 1770 г. Ольга Лукьян утверждает, что работа относится к 1808 г. Акварель написана приблизительно с середины ул. Стрелковского (ранее Гористая). Написана летом, около 12-13 часов, солнце освещает южную стену, восточная стена в тени. Изнутри солнечными лучами подсвечена арка восточного проема, так бывает ближе к 13 часам.



Рис. 1. Юзеф Пешка (Józef Peszka). Лидский замок. Акварель. 1808-1810 гг.

Передний план рассматривать не будем - он прописан для «оживляжа». Перед замком большой пруд. К замку и в город ведет наплавной паромный мост, он зигзагообразный, потому что в центральной части пересекает по кратчайшему расстоянию русло Лидейки. В замке хорошо видны руины двух квадратных башен. Если выдержаны пропорции, то северо-восточная башня имела 4 этажа и высоту более 25 м, юго-западная - более 18 м. На восточной стене насчитывается 16 темных пятен, на южной - столько же светлых, возможно бойниц. Детально прописан большой проём, он подчеркнут аркой, выступом и тенью - создается впечатление, что проём заметно выступал наружу.

«Неполность сего замка строения замечается явственно, ибо башни бывшие по углам разрушились, и углы от запада развалившиеся изображают довольно обширные отверстия, сие разрушение, как полагать можно, произвести могла самая древность. Стены сего замка при углах клонятся къ совершеному упадению…». 9 марта 1827 г. Лидский земский исправник Туминский.

«ныне сия башня разрушена равно со стенами укрепления. Въ другомъ углу противу положенном существовала другая башня съ воротами подъ оною приходящими, ныне тоже вовсе разрушенная. На стенахъ укрепленiя поныне видны бланки стрельни передъгрудные, стенки дверцы для тайнаго прохода и окошки обсервацiонныя. … Стены построены изъ дикого каменя съ изъвъстью древней прочности подъ верхомъ сей стены построены изъ кирпича два раза выженнаго и въ части поливаннаго для украшенiя мозаического». 20 декабря 1837 г. Лидский городничий отставной полковник Стугин.

В XIV в. стены замка не однажды выдерживали натиск крестоносцев. Впервые под замковыми стенами они появились в 1384 После длительной осады и штурма враги захватили замок. Второй раз набег был сделан зимой 1392 г., когда болото вокруг укрепления сковал лед. Сожгли окрестные строения, ограбили город и осадили замок. Руководитель обороны, князь Корибут, который имел незначительное количество воинов, решил не ждать штурма и ночью через потайной ход вместе с гарнизоном оставил крепость. Рыцари захватили много военного снаряжения и оружия. Через два года отряды крестоносцев опять напали на Лиду, но на этот раз замок выстоял. При поддержке жителей города воины гарнизона мужественно отбили все атаки неприятеля.



Рис 2. Викентий Дмоховский (Wincenty Dmochowski). Развалины замка въ Лидъ. 1840-50 гг. Гравюра из книги «Живописная Россия». Том 3. Литовское и Белорусское Полесье. С.165.

Гравюра В. Дмоховского (1807 -1862) создана в первой половине 19 столетия. Рисунок писался осенью, в те же часы и с того же ракурса, что и у Ю.Пешки, но заметно ближе. Пруд начинает зарастать. Руины башен сократились в объеме и снизились. В восточной стене большой проем имеет выступ только в верхней части. Намечается некая игра света и теней на месте малого проема. В южной стене прописан проем, который не замечен И.Пешкой. Бойницы южной стены в целости. На восточной стене прописаны аркатурный пояс, данскер и разрушенные бойницы. Облицовочный пояс (более темный) восточной стены такой же ширины, что и облицовочный пояс южной стены и проходит на такой же высоте.



Рис 3. Василий Васильевич Грязнов. Лидский замок Х1V века. Акварель. 1860-1870 гг.

Акварель В.В.Грязнова (ок.1840-1903) выполнена с точки, расположенной немного севернее, чем у Ю.Пешки и В.Дмоховского. Относится к утренним часам - солнце освещает восточную стену. Пруд продолжает зарастать. От башен остались два одиноких останца. На восточной стене отчетливый аркатурный пояс (42 арки), данскер и 16 бойниц. Три бойницы со сводами. Большой проём не оконтурен, над проемом заметно осветление тона. У юго-восточного угла появился карьер. В южной стене обозначен высоко расположенный проём, поблизости «выросли» три ели.

Досталось Лидскому замку и во время междоусобных войн. В начале XV в. около его стен очутились войска смоленского князя Юрия, который пришел освобождать свою семью, захваченную в плен Витовтом. Смоляне сожгли город, несколько раз штурмовали замок, но взять его не смогли. В 1433 г. замок обложили войска князя Свидригайло, претендента на великокняжеский престол. Снова город вчистую уничтожил огонь, но защитники замка мужественно отбили все приступы захватчиков.



Рис. 4. К.П.Вейерман. Развалины Лидского замка. Гравюра из книги «Белоруссия и Литва. Исторические судьбы Северо-Западного края». Минск. 2004. С.129.

Гравюра сделана по рисунку В.В. Грязнова, сомнений тут нет. Но в правом нижнем углу стоит подпись К. Вейермана. Вместе с тем, эта гравюра в исторической литературе считается работой В.В.Грязнова: «Многія малюнкі Г. сталі ілюстрацыями да книг П.М.Бацюшкава (“Беларусь и Литва”,1890) … У Эрмітажы зберагаюцца літаграфіі (лісты з альбома)… “Выява Лідскага замка 14 ст. і царквы часоў Альгерда ў Вільні” і інш. (ЭГБ. Том.3. С.97). Что-то здесь не так. Хорошо бы искусствоведов об этом распросить.



Рис.5. Наполеон Орда. Лида над рекой Лидеей. Май 1876 г. Литография А. Мисеровича

Рисунок Н. Орда (1806-1883) сделал в послеполуденные часы с точки смещенной к югу по отношению к предшественникам. Зарисованы Лидский замок, долина Лидейки, Крестовоздвиженский костел, здание кармелитского монастыря, дорога по дамбе со столбами телеграфной линии, построенной в 1872 г.

У южной стены замка выросли деревья. У юго-восточного угла построен дом. Первоначальный рисунок Н.Орды не известен, а литография страдает рядом серьезных неточностей. Башни замка выдвинуты за внешнюю границу стен, малый вход вынесен на середину восточной стены, стены восстановлены до изначального уровня. Ранее выполненные работы Ю.Пешки, В.Дмоховского, В.В.Грязнова точнее отражают ситуацию. И если дорисованная верхняя часть восточной стены придает замку большую суровость и могущество - допустимое для художника преувеличение, то выдвинутые за пределы стен башни - это значительное отступление от фортификационных особенностей замка. Позволительно думать, что литограф А.Мисерович значительно отступил от первоначального рисунка.

Имеются еще два рисунка Лидского замка, один из них приписывают Михалу Кулеше (ок.1800-1863) и относят к 1825 г.; автор второго неизвестен, специалистами относится к первой половине 19 ст. Что касается рисунка М.Кулеши, то как я его не пытался приспособить к Лидскому замку, ничего не получилось. Второй же рисунок особой точностью не страдает.



Рисунок Лидского замка

Кто же властвовал тогда в этом крае? В 1397 г. (по некоторым источникам в 1396-м) Лидская волость была отдана Витовтом золотоордынскому хану Тохтамышу, который был свержен соплеменниками в результате переворота. Хан прожил в Лиде два с половиной года в отдельном доме, что стоял в окрестностях замка (там где сейчас находится каменный костел). В 40-х годах XV в. Лидском старостой был еще один перебежчик из Золотой Орды - хан Давлет Хаджи-Гирей. Ему выпала более счастливая судьба, так как с помощью феодалов Великого княжества Литовского он стал ханом перекопских татар.

Во второй половине XV в. замок временно исчезает со страниц древних летописей и хроник. И это не удивительно. Для Лиды наступили относительно спокойные времена. Городская застройка той поры была деревянной и располагалась к северу от замка.



Рисунок Лидского замка

В начале XVI в. вновь заполыхало пламя пожаров. На этот раз к замку подошли орды крымских татар. Однако штурмовать укрепленный замок татары боялись. В это время было собрано народное ополчение численностью в десять тысяч человек, которое разбило пришельцев в окрестностях Лиды.

Во время правления короля Речи Посполитой Яна Казимира в городе насчитывалось около 15 тысяч человек, и Лида получила магдебургское право. Cваих укреплений город не имел, поэтому в случае надвигающейся опасности жители искали спасения в замке. На то время замок получил дополнительное укрепление - искусственное озеро, которое прикрывало его с востока. Это озеро есть на планах и рисунках XVIII - XIX вв. Замок принадлежал государству и охранялся местной шляхтой. Здесь находились склады оружия, гарнизон, в северо-восточной башне была тюрьма. К концу XVIII в. здесь проходили городские суды.



Фото 1. Восточная и южная стены. Конец 19 столетия

Возможно самый первый фотоснимок Лидского замка. Произведен почти с той же точки, с которой его рисовал В.В.Грязнов. Еще возвышаются над стенами останцы башен. Недавно обвалился юго-восточный угол - видны развалы камней, кирпичей, извести. На восточной стене ниже пояса разрушенных бойниц отчетливо просматривается аркатурный пояс. Складывается впечатление, что он был оштукатурен. Облицовочный пояс восточной стены имеет разную ширину. Над большим темным пятном проема виден светлый, обложенный кирпичом и возможно оштукатуренный участок. На посаде построены четыре одноэтажных деревянных дома.

В середине XVII - начале XVIII в. мирную жизнь города Лиды была прервана войной. Летом 1659 г. замок со всех сторон окружило 30-тысячное войско царского воеводы Никиты Хованского и после орудийного обстрела и длительной осады взяло его. Все деревянные строения были сожжены (и больше уже не восстанавливались), а колодцы засыпаны. После окончания русско-польской войны на территории замка никто постоянно не жил. Сильный удар лидском кладкой нанесли шведы, которые в начале XVIII в. взорвали обе башни, и укрепление потеряла свое стратегическое значение. Стены его постепенно разрушаться. Однако в уцелевших помещениях хранились городские акты и проходили суды. Почти окончательно замок разрушен летом 1794 г.: в его руинах вели бой с царскими войсками повстанцы Тадевуша Костюшко, вооруженные 18 пушками. Городской архив и все древние документы были вывезены в Смоленск, где во время Отечественной войны 1812 г. они сгорели.



Фото 2. Остатки СВ башни, участок восточной стены c большим и и малым проемами. Конец 19 столетия

Снимок сделан в замковом дворе. От северо-восточной башни сохранились два останца. Большой проём потерял строгость очертаний. Своды бойниц разрушены. Между южной стеной башни и восточной стеной замка образовался просвет. Становится понятным, почему на литографии Н.Орды башня приобрела округлые очертания. Литограф А. Мисерович, который переводил на камень рисунки Н.Орды, солнечную подсветку через этот проем воспринял как округлость башни.

Надо отметить, что в конце XVIII - начале XIX в. замок еще поражал современников своей мощностью. Тогда стояли почти все замковые стены с бойницами и аркатурным поясом на северной и восточной стенах, кое-где остатки башен до уровня третьего этажа. Именно с этого времени началось научное исследование памятника, до нас дошли его первые зарисовки и описания.



Фото 3. Северная стена. Конец 19 столетия

Снимок утренний, подсвечены восточные стены домов. На северной стене замка отчетливо просвечивают отверстия от консольных балок галереи, над ними - аркатурный пояс, так же как и на восточной стене он был оштукатурен. Своды бойниц разрушены. Ближе к СВ башне облицовочный пояс уступом расширяется книзу. Останец СВ башни заметно выше уровня северной стены. В нем просвечивает отверстие, возможно, прежнее окошко. За останцом уступ восточной стены, она такой же высоты как и северная. На переднем плане - дорога мощеная булыжником. В повозке сидят молодой парень, девушка и стоят бутыли с узким горлышком и широкими ручками. В левом углу усатый мужчина в сапогах и форменной фуражке. Крыши дома и сарая крыты дранкой. У стены замка два дерева с округлыми кронами.

7 октября 1891г. в Лиде случился грандиозный пожар, сгорела почти вся центральная часть города - около 400 жилых домов. Валуны, булыжник и кирпичи стен и башен замка были использованы при строительстве новых жилых зданий. Последующие снимки относятся к началу 20 столетия.



Фото 4. Открытка «Развалины замка князя Гедемина». Северо-западный угол замка

Северо-западный угол замка разрушен, может быть подорван, давно, кирпичи и валуны вывезены, остались несколько самых крупных. В глубине просматривается южная стена с 11 бойницами. На северной и западной стенах бойницы отсутствуют, зато хорошо видны кирпичные облицовочные пояса. Облицовочный пояс северной стены имеет 25-26 рядов кирпичей, облицовочный пояс западной стены заметно тоньше, в нем 11-12 рядов кирпичной кладки.

Для замковой застройки был выбран небольшой песчаный остров в болотистом слиянии двух рек - Лидеи и Каменки. Остров преобразовали в искусственную прямоугольную площадку: местами насыпали гравий, камни, крупную речную гальку до высоты 5-6 метров. С севера, на расстоянии 7 метров от нее проходил широкий (около 20 метров) ров, который соединял две реки и отделял укрепление от города. Лидский замок построен из полевого камня и кирпича. Толщина стен внизу - 2 метра, вверху они сужаются до 1,5 метра и переходят в боевую галерею. Парапет, толщиной в 70 сантиметров, из кирпича и имеет один ряд бойниц трех типов. Настил галереи опирался на деревянные балки сечением 20х20 сантиметров. На южной и восточной стенах находились два кирпичных данскера (туалета) на каменных фигурных консолях.



Фото 5. Северо-западный угол замка и северная стена

Снимки № 4-5 сделаны в один год. Валуны на переднем плане не изменили своего положения.

Склон при северной замковой стене огорожен изгородью. На заднем плане просматривается южная стена с 9 бойницами и проемом.

Сначала замок имел только одну башню - в юго - западном углу двора. В плане она представляла собой квадрат (по внутреннему обводу почти 9х9 метров). Замок имел три входа. В южной стене на расстоянии 22 метров от башни - небольшой полуциркульный проем на высоте 4 метров от первоначального уровня двора, который, видимо, считался запасным (на случай разведки или побега), и попасть туда можно было только с помощью длинной приставной лестницы. Два входа - в восточной стене: малый, сделанный на уровне обреза фундамента стены, и большой (по-видимому, более поздний), расположенный у северо-восточной башни на высоте 2,5 метра.



Фото 7. Человек в папахе у северной стены

Снимок переходного периода, то -ли весна, то-ли глубокая осень: человек в папахе одет тепло. Северная стена в восточной четверти облицована 40 рядами кирпичной кладки. Вблизи башни разрушена до отверстий под консольные балки галереи, в дальнем просматриваются аркатурный пояс и нижние части бойниц. Сочленение восточной и северной стен донизу облицовано кирпичом. Останец СВ башни заметно разрушился по сравнению с фото № 3. На переднем плане журавль, рядом должен быть колодец. Но еще нет ограждения. Этот снимок более ранний, чем предыдущий и последующий.



Фото 8. У колодца

На снимке запечатлены северо-восточный угол и восточная стена. Стена сильно потерпела, разобраны весь кирпичный парапет и верхние ряды валунов. Свод большого проема едва держится -перекрыт несколькими рядами кирпичной кладки. От северо-восточной башни сохранился небольшой останец у северной стены. На переднем плане колодец с журавлем. Северная стена ограждена изгородью. За изгородью посажено деревце.



Фото 9. Открытка «1 Лида - Развалины замка князя Гедемина». Поросята в замковом дворе

Снимок сделан внутри замка. Свод большого проёма скоро рухнет. Проем был облицован кирпичной кладкой, вверху справа сохранился небольшой участок облицовки. Валуны и булыжник собраны в кучу, надо полагать, на вывоз.

Попасть в замок через большой вход можно было только с помощью подъемного моста. О его наличии свидетельствует большая разгрузочная остроконечная ниша, которую прорезал входной проем меньших размеров. Проем малого входа имел также полуциркульную форму и высоту 2,45 метра. Сохранились остатки от бегунков ворот. Это два больших камня в основе арки с круглыми гнездами-отверстиями. Снаружи малый вход защищала подковообразные в плане сооружение, от которого остались незначительные остатки фундаментов.



Фото 10. Дети в замке у развалин СВ башни

Этот снимок коллекционерам известен в зеркальном отражении. Еще держится останец северной стены башни.



Фото 11. Открытка «Лида. Замокъ». Восточная и южная стены

Прекрасный по композиции и качеству снимок, широко известный коллекционерам. Первый раз отпечатан в издательстве К.Кагана и М.Шейнгольда № 6. Снимки этого издательства печатались с логотипом: A.F.W в круге (см нижний левый край). Открытка переиздавалась не менее трех раз в последующие годы. Сравнение со снимком № 1 позволяет увидеть изменения, которые произошли: - останец ЮЗ башни исчез, восточная стена разобрана до верхней границы облицовочного пояса, открыт проем малого входа. На посаде появился пятый дом.



Фото 12. Южная стена и юго-восточный угол

Снимок сделан раньше предыдущего: еще существует останец юго-западной башни. На южной стене черным геометрически четким пятном выделяется проем; хорошо видны облицовочный кирпичный пояс, отверстия от консольных балок галереи и бойницы. Восточная стена разобрана до облицовочного пояса. Домовладельцы полностью освоили посад.

Наружные поверхности стен замка сделаны из больших, частично обтесанных валунов, что уложены горизонтальными, точно определенными рядами. Камни хорошо подобраны друг к другу. Промежутки между ними заполнены каменными осколками на известковом растворе (кирпичные клинья встречаются очень редко). Забутовка между''щеками''стен - из мелких камней. Кирпич использовался только для основных конструктивных элементов и архитектурных деталей. Из него выложены углы замковых стен и башен, декоративные пояса на фасадах восточной и северной стен, арки, своды, бойницы и наружные поверхности парапета боевой галереи (кренеляжа). Кирпичные пояса на внешней поверхности замковых стен выполнены в технике балтийской, или вендской, каменной кладки. Это чередование двух длинных сторон кирпича (ложков) и короткого (шест).



Фото 13. Гнездо аиста на останце ЮЗ башни

Великолепный по качеству послеполуденный летний снимок южной стены. Больше таких не было. Снимок сделан с мостика через Каменку. От юго-западной башни остался останец, который на 2 м возвышается над стеной. На нем аисты свили гнездо. Отчетливо видны облицовочный кирпичный пояс, отверстия от консольных балок галереи и 19 бойниц. Первые три и пятая- без сводовой части. Проем в стене четкий. Видна кирпичная кладка свода и стояков. На переднем плане деревянные перила моста через Каменку. Между перилами и стеной покосившийся дом с крышей, крытой дранкой, открытое окошко, лестница, грядка с какими -то овощами, мужчина в белой фуражке и с голыми ногами, подпертые колами плетни. Такой «легкий бардачок».



Фото 14. Западная стена и часть южной

Это часть открытки с названием «Лида. Замковая улица и развалины», я его обрезал и увеличил. Юго-западная башня разобрана до основания. Западная стена заметно ниже южной. Крыша на правой стороне дома отремонтирована. Видны перила на мосту через Каменку, оттуда снимался предыдущий снимок.

Фотоснимки № 4-14 сделаны в начале 20 столетия, до начала Первой Мировой войны, снимки № 4-8 сделаны до 1909 г., когда был проведен первый ремонт замка. Авторы снимков неизвестны. Снимки № 4, 9, 10, 13 выпускались в виде открыток.

Следующие открытки и фотографии №№ 15- 28 относятся к 1915-1918 гг.



Фото 15. Открытка «Lida- Schloss -Konig Gedimin». Немецкие палатки в замке. Сентябрь-октябрь 1915 г

Кайзеровские войска вошли в Лиду 20 сентября 1915 г. Эта открытка отправлена в Германию

13 ноября 1915 г. Снимок сделан раньше - деревья на заднем плане еще не сбросили листву. На переднем плане афишная тумба, надо полагать, с приказами немецкого командования. В замке развернуты солдатские палатки. На южной стене видны бойницы, отверстия от консольных балок и некое пятно на месте южного проема.



Фото 16. Открытка цветная «Lida. Trummer des Schlosses des Fursten Gedinien».

Эта открытка изготовлена в Берлине Георгом Стилке, отправлена из Лиды 25.04.1916 г. фрау Хелене Ягер в Гоккенхольц с почтовым штемпелем «83 Inf. Div.»



Фото 17. Открытка «Lida- Ruine». Немецкий автомобиль у северо-западного угла замка

В замковом дворе стоят немецкие телеги.

Основная тяжесть обороны приходилась на стены с боевой галереей, которые не были рассчитаны на применение огнестрельного оружия. Во время военной опасности около бойниц стояли воины, вооруженные луками и арбалетами (самострелами).



Фото 18. Открытка «Lida -Ruine Furst Gedomine». Немецкий офицер у северной стены замка. Зима 1915/1916 г.

Открытка с этим видом отправлена из Лиды 26.02.1916 г. со штемпелем «Landwehr-Pionier-Kompagnie X1X (2 K.S.) A.K.»



Фото 19. Открытка «Lida- Schlossruin des Fursten Gedimin». Немецкий флаг над замком Гедимина. 1916 г

Наконец то правильно написали имя Гедимина. В замке немцы что-то начали строить.

В конце XIV - начале XV в. внук Гедимина, великий князь Витовт, перестраивает замок и делает его одним из самых могущественных в Великом княжестве Литовском. В связи с развитием военного дела для укрепления сооружения возводится другая, северо-восточная, башня с расчетом на ведение пушечного боя. Кладется она из кирпича лучшего качества и других размеров - 29-30х14х7,5-8 сантиметров. Башня примыкает к основному строению. Толщина стен, выходящих во двор, - 3 метра, а докладки к двухметровый стенам замка (с целью укрепления стен) - 83 сантиметра. Фундаменты ее лежат на 70-80 сантиметров глубже замковых. Когда-то башня имела арочный дверной проем со двора (он выложен из специального фигурного кирпича) и лестницу в толще западной стены шириной 1 метр с деревянными ступеньками на кирпичной основе.



Фото 20. Открытка «Lida- Schlossruin des Fursten Gedimin». Гражданское население у замка. 1916 г.

Снимки № 19-20 сделаны в один день. Фотокамеру только немного передвинули назад и влево.



Фото 21. Немецкие ворота

Ворота были построены в 1917 г. Тогда же внутри замка было сложен некое деревянное сооружение из тонкомера. Ворота широкие и высокие - не для входа, для заезда автомобилей и подвод.



Фото 21 а. Открытка «Lida Burgruine»

Открытка отправлена из Лиды 24.02.1918 г. в Берлин -Шарлотенбург на имя Эльзы Эндлинг. Снимок выполнен летом предыдущего года, что позволяет однозначно утверждать - летом 1917 г. немцы в замке устроили полевой лазарет. На воротах хорошо читается надпись «Elappen Pferde Lazarett». И три сиделки на скамейке у ворот.

Слева от ворот появилась водная колонка. Склон выше колонки заполнен валунами и булыжником. Здание в левой части снимка было зафиксировано на фото 5. На здании появилась нечитаемая табличка, рядом - указатель и электрический столб с 8 изоляторами.

У ворот шесть усатых военнослужащих, двое из них - офицеры, один солдат с белой нарукавной повязкой. Какая- то надпись на воротах затянута рулоном бумаги. На деревянном сооружении внутри замка подвешен щит с надписями на немецком. К сожалению, не читаемыми.



Фото 22. Две сосны у северной стены замка. Лето 1917 г

На предыдущем снимке у сооруженных ворот лежала куча камней. Их уже нет, убрали. Напротив северной стены - двухэтажное здание городского училища с открытыми окнами. В замке появился высоченный белый столб.

Северная и восточная стены изнутри украшены двумя нишами, а в южной стене первого этажа сохранились две глубокие ниши-печи, что когда-то обогревали верхние помещения. Первый этаж венчал крестовый свод, ребра которого выполнены из стреловидного кирпича. Обе башни были накрыты полуциркульной черепицей.


Фото 23. Немецкий офицер и собака породы боксер у колодца

В сравнении со снимком № 8 ни восточная стена, ни СВ угол заметных изменений не претерпели, верх северной стены зацементирован в 1909 г. Вода из колодца раньше доставалась с помощью журавля, а в момент съемки - ведром вручную ?


Фото 24. Колодец у СВ угла замка

Снимок относится к времени чуть позже, чем предыдущий, снег растаял, и с колодца исчезло ведро.

Продолжение следует...

По материалам  старшего научного сотрудника Лидского музея Сливкина Валерия Васильевича.
А также
А.А. Трусаў   Старадаўніх муроў адраджэнне: мінулае і сучаснасць лідскага замка
Мінск, "Полымя", 1990

Использованы фотографии из Национального цифрового архива.

Замки и крепости, Белоруссия, Архитектурное наследие

Previous post Next post
Up