Садовое кольцо Москвы на ретро-фотографиях

Feb 02, 2014 11:33

Этот впечатляющий фотообзор позволяет наглядно представить, как сильно изменилась одна из главных московских артерий за последний век.

Оригинал взят у zyalt в Садовое кольцо. Часть 1.



Садовое кольцо кольцевая магистраль (кольцо «Б») в центре Москвы, длина - 15,6 км, ширина - 60-70 м. Оформилось после пожара 1812 на месте срытого Земляного вала и засыпанного рва. Включает 17 улиц и 15 площадей. Мостовые и тротуары первоначально занимали по ширине не более 25 м, остальное пространство, образовавшееся на месте вала и рва, отводилось под сады, палисадники и бульвары (отсюда присутствие в названиях улиц и площадей слов «садовая», «вал», «бульвар»).



По проекту Комиссии для строения Москвы, утверждённому в 1816 г., остатки вала было предложено снести, обмелевший и осыпавшийся ров - засыпать, а на их месте создать широкую кольцевую улицу, мощённую булыжником. Под мостовую и тротуары отводилось 25 м из общего расстояния между двумя линиями домов, уже тогда достигавшего 60 м. На остальном пространстве домовладельцы были обязаны устроить палисадники из насаждений по своему вкусу. Так было положено начало Садовому кольцу.



Вид Садовой от Красных ворот (в сторону Сухаревой башни). 1885-1887 гг.



Вид Садовой улицы (от Старых Триумфальных ворот). 1888-1890 гг.



Вид с Высокояузского моста на север. 1887 г.

К 1830 г., за некоторыми исключениями, проект был реализован. Без палисадников остались участки Садового кольца, расположенные в Замоскворечье, а также площади. Зубовский и Смоленский валы стали общественными бульварами, а Новинский вал как место народных гуляний до 1877 г. оставался широкой площадью.



Один из первых московских трамваев на красных воротах.

В 1870-х были проложены пути для трамваев на конной тяге (конка), которую в 1912 году сменили трамваи на электрической тяге. Маршрут назывался «Б» (в просторечье - «букашка»).



Крымский мост. 1908 г.



Садовая улица. 1900-1910 гг.



Продавщицы на Сухаревском рынке. 1900-1917 гг.



Сухаревская площадь, рынок. 1900-1910 гг.

В начале XX века на кольце на месте малоэтажных домов началось интенсивное строительство многоэтажных коммерческих, административных и жилых зданий. На многих улицах и площадях, входящих в состав Садового кольца, шли ожесточённые уличные бои во время революционных событий 1905 года. Западная часть кольца густо покрылась баррикадами, защищавшими рабочие районы от наступавших царских войск.



Угол Садовой-Триумфальной и Долгоруковской улиц. 1905 г.



Баррикады. 1905 г. Садовая. Справа сад "Аквариум". Дом на заднем плане сохранился. Он на Тверской, над тоннелем.



Садовая-Кудринская. Меблированные комнаты "Ялта". 1905 г.

В октябре 1917 г. многие участки Садового кольца стали местом кровопролитных схваток между красными и белыми отрядами за контроль над центром города. Особо упорные бои происходили в районе Крымской, Зубовской и Кудринской площадей. Акт о капитуляции правительственных войск был подписан в одном из зданий на Садовой-Триумфальной улице.

После революции реквизированные у собственников доходные дома были заселены рабочими, кольцо стало застраиваться жилыми и общественными зданиями. Были ликвидированы вначале Сухаревский, а затем и Смоленский рынки.



Вид с Сухаревской башни. 1914 г.



Вид с Сухаревской башни. 1914 г.

Раньше на Садовом было 2 потрясающих архитектурных сооружения, которые в последствии снесли.



Сухаревская башня.



Красные ворота.

В 1930-х, в соответствии с планом перепланировки Москвы Кагановича, Садовое кольцо было соединено и заасфальтировано. В 1937 г. для расширения проезжей части была снесена вся линия садов. Через Москву-реку были переброшены новые мосты - Крымский и Краснохолмский. В 1936-1937 трамваи линии Б сменили троллейбусы. Полностью кольцевое движение было организовано лишь в 1963 г.



Садовая-Спасская улица. 1936 г.



Смоленская площадь. 1936 г. Еще есть выход из метро и деревья по центру.



Серпуховская площадь. 1930-е гг.



Земляной вал. Площадь перед Курским вокзалом. 1937 г.

В 1941 г. на некоторых участках Садового кольца были возведены мощные оборонительные укрепления и узлы сопротивления. 17 июля 1944 г., после разгрома немецких войск в Белоруссии, по Садовому кольцу прошёл «парад» немецких военнопленных.



Садовая - Триумфальная улица. 1941 г.



Пленные немцы на Садовом кольце. 1944 г.



Пленные немцы на Садовом кольце. 1944 г.

Старая Москва, История мест

Previous post Next post
Up