Пока в Южной Африке люди нескончаемым потоком идут к гробу Мадибы, в Рунете продолжают кипеть нешуточные страсти вокруг имени покойного вождя.
Наш недавний пост вызвал очередной поток причитаний на тему "принял страну с ядерным оружием, а оставил вонючей криминогенной помойкой". Остаётся только удивляться, что на эту "помойку" в последние дни слетелось столько западных лидеров, чтобы почтить память усопшего.
Действительно, парадокс, в котором надо разобраться. Ненавистники Манделы рассуждают на уровне простого белого обывателя: "при апартеиде всё было чисто и культурно, а теперь белому человеку на улицу носа не высунуть без страха быть убитым и ограбленным распоясавшимися черными. Вот что натворил террорист Мандела!".
На самом деле к демонтажу режима апартеида Мандела не имеет прямого отношения. Этот режим демонтировали сами белые, прежде всего, Фредерик де Клерк, президент ЮАР в 1989-1994 годах.
Почему сами белые устроили себе такой "хеппи энд"? Их вынудило к этому давление Запада (на остальную часть международного сообщества, бойкотировавшего ЮАР, Претории было глубоко наплевать), поддержанное англоязычной половиной белой общины в самой Южной Африки. Видите ли, настоящий западный человек (т.е. англосаксы) устроен так, что не может чувствовать себя свободным в окружении рабов. Англосакс призван нести всему миру свет демократии и прав человека. Поэтому наличие на планете, да ещё в бывшей британской колонии режима апартеида ломало бедный англо-саксонский мозг так же, как искусственный интеллект робота ломают две противоположные команды.
Поэтому когда в конце 1980-х по планете покатилась "Мировая демократическая революция", Запад отдал приказ кончать с режимом расового угнетения в ЮАР. Но сделать это надо было очень грамотно, поскольку, как известно, Южная Африка является подземной кладовой человечества и потерять юаровские шахты западная промышленность не могла ни в коем случае.
Едва ли мы когда-нибудь узнаем закулисные подробности, но свою задачу трансформации ЮАР Запад решил самым удачным образом. Ему удалось найти среди африканцев политика, обладающего непререкаемым авторитетом, при этом зрелого и адекватного. Контракт был заключён и в 1990-м Нельсон Мандела с триумфом вышел из тюрьмы. Далее по плану были всеобщие демократические выборы, после которых страну возглавил тандем Мандела - де Клерк, символизирующий нерушимый союз черных и белых в новой, свободной ЮАР.
Вице-президент Де Клерк и президент Мандела на церемонии инаугурации 10 мая 1994 года в Претории:
Мандела оправдал самые смелые надежды Запада: он обеспечил мирный переход ЮАР к безрасовой демократии, уберег страну от распада и гражданкой войны. А самое главное - при нём и его приемниках южноафриканские шахты продолжили исправно снабжать западную промышленность стратегическим сырьём. Любые забастовки на них пресекаются африканским правительством немедленно и беспощадно.
Де Клерк вместе с Манделой удостоился Нобелевской премии мира, а также высшего титула, который только могла дать западная пресса начала 90-х - "южноафриканского Горбачёва". Под этим именем он и вошёл в историю.
А что касается белой общины в ЮАР, её комфортом пришлось пожертвовать. Невелика потеря для Запада, особенно на фоне столь блестящих итогов операции по демонтажу режима апартеида. Мир большой, вчерашним хозяевам южноафриканской жизни везде найдётся место.
А Манделу оставьте наконец в покое. Мир его праху!