Как известно, у каждого значительного города есть свой неповторимый образ и набор символов.
Эти симвопы могут быть очень различны: архитектурные, монументальные, природные, транспортные, кулинарные.
Меня заинтересовал такой символ города как картина.
Не знаю, производились ли какие-то исследования на эту тему, поэтому предложу свои собственные варианты "главной картины" для нескольких городов нашей страны, т.е. бывшего СССР.
Как правило, это произведения, которые фиксируют какой-то яркий момент в истории города, ставший частью его "мифологии", "генетического кода". Т.е., это символ особого рода, который будет едва ли непонятен иностранным туристам, но обладает особой значимостью для "коллективной памяти" самих горожан.
Начну с самого бесспорного случая "главной картины города".
"Оборона Севастополя". Дейнека. 1942 г.:
Потрясающая экспрессия картины отражает "севастопольский дух" и главную миссию этого города с момента его основания: служить передовым морским форпостом России против иноземных врагов. В этом полотне сконцентрирована память о двух героических и трагических оборонах Города Русской Славы. Это произведение было восстребовано за несколько лет до Воссоединения, когда в Севастополе на огромных билбордах появились репродукции картины с надписью "Здравствуй НАТО, это мой город!".
С Москвой выбор тоже вроде бы очевиден:
"Московский дворик" Поленова (1878 г.) является любимой картиной нескольких поколений москвичей, но эта картина символизирует мифологию "Москвы, которой больше нет", наш "потерянный рай", ту настоящую душу Москвы, которую она "продала дьяволу", превращаясь всё больше и больше в перенаселённый бетонный муравейник.
Поэтому так хочется иногда взглянуть на поленовский "дворик", чтобы зарядиться теплом и уютом старой Москвы.
С "главной картиной" Петербурга выбор также кажется очевидным.
"Петр I", Серов, 1907 г.:
Трудно представить себе более яркое и точное живописное отражение мифологии основания Города-на-Неве.
Неукротимая воля и энергия царя-рефоматора, вопреки всему основавшего прекраснейший город посреди безлюдных северных болот, продуваемых всеми ветрами.
Город, ставший воплощением государственной воли России и жертвенного подвига русского народа.
Живописное наследие Минска куда скромнее, чем у обеих российских столиц, но главная картиная сразу приходит на ум - "Минск 3-го июля 1944 года". В.В.Волков, 1944-1953 г.:
На картине запечатлён самый значимый и самый радостный момент в истории Минска - освобождение города Красной Армией. Не случайно этот день теперь являектся главным государственным праздником Белоруссии.
Подробнее об истории этого монументального полотна
можно прочитать здесь.
10 лет назад это произведение соцреализма неожиданно привлекло к себе широкое внимание, когда выяснилось в 2009 году американский художник Сэндоу Бирк нагло сплагиатил Волкова в своей поделке "Освобождение Багдада".
Самой знаменитой картиной Витебска, мне кажется, является "Над городом" Марка Шагала (1914-1918):
В ней теперь видится бездна смысла. "Это был мир, унесённый ветром" (с). Старый, исконный Витебск, вырванный с корнем страшной бурей 20 века. Его душа осталась в картинах Шагала.
Интересно будет узнать мнение читателей, какие картины они считают главными для своих городов?
Надеюсь сделать продолжение поста.