Сегодня у нас в проекте
20 век в цвете 1958 год за пределами СССР (про нашу страну мы
рассказывали в прошлый раз).
Мне вновь пришлось отбирать для поста из нескольких тысяч фотографий 4 десятка, отражающих самые главные вехи и самые яркие образы эпохи.
В 1958 г. в Красном Китае начался т.н. "большой скачок" - авантюристическая попытка одним махом догнать и перегнать весь мир в экономическом развитии. За предыдущие годы при помощи советских кредитов и специалистов в феодальной стране практически с нуля были заложены основы тяжёлой индустрии, включая производство реактивных самолётов. Вероятно, эти экономические успехи вскружили голову Мао Дзэдуну и он решил, что "энергия революционных масс" способна на большее.
Был выдвинут лозунг "3 года упорного труда и 10.000 лет счастья!"
Поднять сельское хозяйство решили за счёт тотального истребления птиц (чтоб не клевали посевы).
А увеличить в разы выплавку чугуна и стали предполагалось за счёт создания "малой металлургии"" в каждой народной коммуне.
В соответствии с директивами Партии, повсюду стали строиться малые печи из глины, которые топили дровами. Рабочих набирали из близлежащих деревень. К осени 1958 г. по всему Китаю действовало более 700 тыс. кустарных доменных печей, на работу по производству металла было мобилизовано до 100 млн человек.
Сооружение доменных печей методом "народной стойки" на фото Картье-Брессона:
В этих сооружениях умудрялись даже что-то выплавлять, но этот продукт оказался практически не пригоден для промышленного использования.
В результате "битвы за сталь" её производство в КНР резко упало и вернулось к уровню 1958 года только в 1964 году.
Помимо "малой металлургии" огромные массы людей были направлены китайским руководством на строительство гидросооружений по всей стране. Механизация была почти нулевой: только кирка, лопата и ручные носилки.
На строительстве дамбы водохранилища Шисаньлин близ Пекина, 1958 г.:
Эту дамбу 29-метровой высоты успешно построили и водохранилище служит по сей день.
Однако итогом "Большого скачка" в целом стала экономическая катастрофа и смерть от голода (по примерным оценкам) от 20 до 40 млн. человек.
В конце 1958 г. Ким Ир Сен прибыл с первым государственным визитом в Китай:
Бывший капитан советской армии к тому моменту уже успел покончить с советским влиянием у себя в стране. Советская фракция в партии была уничтожена. К началу 1960-х Ким Первый почти полностью переключился на дружбу с Пекином, но полный отказ от советской помощи привёл КНДР к тяжёлым экономическим последствиям. В итоге (к середине 60-х) Пхеньян решил, что будет, как ласковый телёнок, сосать у двух маток.
РАКЕТЫ
Тем временем в мире разворачивалась ракетно-космическая гонка.
Хитом советской экспозиции на Всемирной выставке в Брюсселе 1958-го стал макет искусственного спутника Земли:
Американцы шли на полшага позади.
Запуск американской трёхступенчатой ракеты "Пионер" 11 октября 1958 г.:
Запуск американского спутника Atlas-B, 1958:
Тем временем британцы испытывали свою ядерную ракету "Тор". Норфолк, ноябрь 1958 г.:
В то время ещё не запретили проводить испытания в открытой атмосфере (это произойдёт в 1963 г.), поэтому ядерные грибы регулярно поднимались над горизонтом в разных уголках планеты.
Американский самолёт B-57B наблюдает за ядерными испытаниями на атолле Бикини 12 июля 1958 г.:
АВТОМОБИЛИ
1958-й стал апогеем и началом конца т.н. "Детройтского барокко" - вычурного и пафосного, но при этом яркого и смелого аэрокосмического дизайна американских автомобилей.
Шевроле-58:
1958 Ford Thunderbird, "ракетно-плавниковый" стиль во всей своей красе:
1958 Cadillac Fleetwood Sixty Special явно перегружен хромированными "рюшечками":
Скоро всем этим "архитектурным излишествам" придёт конец и классический американский автомобиль превратится в огромный угловатый чемодан.
Европейский автопром того времени не имел ничего общего с американским. В Старом Свете ценили компактность и экономичность.
Характерный ассортимент на парковске французского Сан-Тропе, фотограф Willy-Rizzo, 1958:
1958 год стал заметной вехой в истории ракетного взлёта японского автопрома.
Чтобы удовлетворить растущий спрос на легковые автомобили, под эгидой Министерства транспорта был создан «народный автомобиль» Subaru 360:
Модель получилась настолько удачной, что во многом обогнала конкурентов.
В серийное производство была запущена в 1958-м году и её выпуск продолжался до 1971-го года.
В первый год было выпущено всего 604 автомобиля. После этого начался всплеск интереса к данной модели, и в 1959 году было выпущено уже 5 111 машин.
В том же 1958 г. появилась первая популярная модель концерна Датсун - Datsun 1000, основными достоинствами которой были дешевизна и низкий расход топлива:
В Америке эта модель тоже стала популярной, ее часто покупали молодые семьи в качестве второй машины.
При этом у американцев в то время было в ходу выражение "японское качество". Оно означало ровно то же, что и "китайское качество" в 1990-е.
Всегда интересно смотреть, как в прошлом представляли будущее. В 1958-м были свои концепт-кары.
Прототип самого безопасного автомобиля, представленный на Всемирной ярмарке 1958 года. Двухсекционный кузов должен был гасить удар при столкновении:
ДРУГАЯ ТЕХНИКА
К 1958 г. телевидение уже прочно вошло в повседневную развитых стран. В США телеприёмники купили уже более половины домохозяйств.
Шла стремительная эволюция как формата вещания, так и аппаратной части.
В США в 1958 г. был выпущен телевизор совершенно футуристического по тем временам вида,
модель Philco Predicta:
Но классическим обликом телеприёмника в то время всё же был тяжеленный деревянный ящик (и он останется таким до 1980-х).
Радиозавод Dodenhoff в ФРГ:
Можно сравнить с телевизором предшествующего поколения в гостиничном номере в Лондоне на фото 1958 г.:
Непременным атрибутом любой более-менее благополучной семьи в развитых странах был домашний радиоприёмник.
Радиозавод Dodenhoff в ФРГ:
Сравните с радиоприёмниками предыдущего поколения в немецкой квартире на фото 1958 г.:
Оргтехника ГДРовской милашки-секретарши 1958 года:
Да, до ПЭВМ (уже забытое слово!) тогда было ещё очень далеко.
ОДЕЖДА
Озабоченный отставанием США в космической гонке, журнал "Лайф" написал про кризис в системе образования и сравнил советского студента с американским.
Двойной портрет на обложке показывает некоторое отличие в стиле одежды сверстников:
А вот американские купальные костюмы в 1958-м не особенно отличались от советских: США были очень консервативной страной.
Пляж в Атлантик-Сити. фотограф Volkmar Wentzel, журнал National Geographic:
Немецкие школьники, земля Рейнланд-Пфальц, Западная Германия, 1958:
КИНО И ШОУ-БИЗНЕС
24 марта 1958 г. Элвис Пресли был призван в армию США:
Армейская служба завершила первый и самый яркий этап его артистической карьеры.
Американские актёры Мэрилин Монро (1926-1962) и Тони Кёртис (1925-2010) в Сан-Диего на съёмках фильма "Некоторые любят погорячей", 1958:
В ходе съёмок выяснилось, что грим на двух главных героях, выдававших себя за женщин, смотрится слишком ненатурально. От отчаяния продюсеры решились на беспрецедентный для Голливуда 1950-х шаг: выпустить фильм в черно-белом варианте! В советском прокате он вышел под названием "В джазе только девушки".
Пол Ньюманн и Элизабет Тэйлор снялись вместе в фильме Ричарда Брукса 1958 года "Кошка на раскаленной крыше":
Даже не вериться, но многие звёзды того бесконечно далёкого времени всё ещё живы!
Почти юная Бриджит Бордо погрузилась в новую модель айфона в парижской студии (фотограф Nicolas Tikhomiroff):
Ален Делон (1935 г.р.) и Роми Шнайдер (1938-1982):
Софи Лорен (1934 г.р.):
Съёмки итальянского фильма Буря по повести Александра Сергеевича Пушкина Капитанская дочка. Югославия:
Просмотр фильма "10 заповедей" в кинотеатре "драйв-ин" в штате Юта, фотограф Eyerman, 1958:
ГОРОДА И ВЕСИ
Как всегда, немного прогуляемся по городам той эпохи.
Конечно, они сильно отличались от современных.
Европа ещё не успела залечить военные раны.
В таком состоянии было здание Рейхстага в Западном секторе Берлина (фотогаф John Shultz):
Брандебургские ворота немного отремонтировали в 1957-м, но вокруг них ещё оставались руины (фотогаф John Shultz):
Западный Берлин в 58-м наполовину состоял из пустырей:
Варшава спустя 13 лет после войны продолжала разбирать свои бесконечные руины, John Shultz:
Знаменитый храм Саграда Фамилия в Барселоне по состоянию на 1958 г.:
Строительство началось в 1882 г., потом прервано в начале 1930-х, возобновилось в 1952 г., но шло очень медленно.
В 21 веке работы ускорились и должны завершиться в 2026-м. Нынешнее состояние:
Дома среднего класса в Швеции на фото вездесущего Джона Шульца, 1958:
Жизнь румынской деревни, фотограф Inge Morath, 1958:
В Восточной Европе тогда была что не деревня, то этнопарк))
Этот снимок румынской деревни фотографа Inge Morath 1958 года, как и предыдущий, легко можно принять за автохром 1920-х:
Интересно было бы взглянуть на это место сейчас.
Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905,
1906,
1907, 1908,
1909, 1910, 1911, 1912,
1913,
1914 , 1915,
1916,
1917,
1918, 1919, 1920, 1921, 1922,
1923,
1924, 1925,
1926,
1927,
1928, 1929, 1930, 1931, 1932,
1933,
1934,
1935,
1936,
1937, 1938, 1939, 1940,
1941-война/
1941-жизнь,
1942-война/
1942-жизнь, 1943, 1944,
1945 война,
1945 мир,
1946,
1947/
СССР-1947,
1948, 1949,
1950/
СССР-1950, 1951,
1952/
СССР-1952,
1953/
СССР-1953/
США-1953,
1954/
СССР-1954,
1955/
СССР-1955,
1956/
СССР-1956,
1957/
СССР-1957,
1958/
СССР-1958, 1959, 1960,
1961/
СССР-1961, 1962,
1963/
СССР-1963,
1964,
1965/
СССР-1965,
1966/
СССР-1966,
1967/
СССР-1967, 1968, 1969, 1970,
1971, 1972,
1973/
СССР-1973,
1974,
1975,
СССР-1975,
1976/
СССР-1976,
1977/
СССР-1977,
1978/
СССР-1978, 1979, 1980,
1981/
СССР-1981, 1982,
1983,
1984/
СССР-1984,
1985,
1986/
СССР-1986,
1987/
СССР-1987,
1988/
СССР-1988,
1989/
СССР-1989,
1990/
СССР-1990,
1991/
СССР-1991,
1992/
СНГ-1992,
1993,
1994/
РФ-1994,
1995/
РФ-1995,
1996/
РФ-1996,
1997/
РФ-1997,
1998/
РФ-1998,
1999/
РФ-1999.
Все серии проекта "Сравнительная история улиц мира":
1934-36,
1937,
1938, 1939, 1940,
1941,
1942,
1943, 1944,
1945,
1946,
1947,
1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954,
1955,
1956,
1957,
1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965,
1966-улицы СССР/
1966-улицы мира,
1967,
1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975,
1976-улицы СССР/
1976-улицы мира,
1977,
1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985,
1986,
1987-улицы мира/
1987-улицы СССР,
1988, 1989, 1990, 1991,
1992,
1993, 1994, 1995,
1996,
1997,
1998, 1999,
2006