Очарование старого Лиссабона

Feb 12, 2013 11:47

Лиссабон - одна из самых красивых и богатых архитектурным наследием столиц Европы. В этом городе есть невероятное очарование, которое можно сравнить с очарованием Рима или Праги.
Лиссабон сохранил дух старого города, его экзотику с романскими, южными, колониальными мотивами.. Сохранил даже свой старый трамвайчик, который карабкается по крутым холмам уже в качестве туристического атракциона. Но всё же неумолимое время меняет и этот заповедный город, и многие милые приметы прошлого тепеь можно увидеть теперь, увы, только на старых открытках.
Давайти совершим путешествие в Лиссабан 1960-х - 1980-х.
Один из символов города - трамвайчик-фуникулёр Elevador da Bica:


Кажется, что одна эта открытка несёт в себе уже половину образа этого неповторимого города.
Увы, в 2006 г. я застал этот трамвайчик "на приколе", не знаю, какова его дальнейшая судьба.


А это - 1985 год:


По этой иллюстрации из 20-томника "Страны и народы" (1978-1982) я открыл для себя Лиссабон в детстве:


Когда ровно 20 лет спустя я всё же добрался до португальской столицы, двухэтажных автобусов в ней уже не было, а  2CV были только у больших любителей автостарины.
Кстати, Португалия прекратила выпуск этих незабвенных "Дё швё" только в 1990 г., через два года после Франции.

В 1989-м даблдеккеры ещё ходили:


Двухэтажные автобусы были символом английского влияния в Португалии, традиционно очень сильного, несмотря на тотальную культурную ориантацию на Францую (свободно владеющих французским в Португалии раз в 100 больше, чем говорящих на английском).

Знаменитые английские "Роутмастеры" красили в зелёный цвет:


Этот старый лиссабонский автобус тоже из Англии:


В прежние годы встречалась и такая экзотика:


Вообще, на старых португальских открытках и фотографиях можно разглядеть автотранспорт со всего западного мира.
Это фото Лиссабона относится к 1950-м гг.:


Есть специальный португальский сайт (форум), где любители соревнуются в определении марок автомобилей на таких исторических снимках.

В архитектурно-градостроительном плане Лиссабон очень многообразен: есть средневековая часть со старинным замком на вершине горы и лабиринтом извилистых улочек, есть пышные кварталы в стиле барокко и классицизма со строгой планировкой улиц, построенные после Великого землетрясения 1755 г., есть широкие проспекты с поздней имперской архитектурой, напоминающей предвоенные Германию и Италию. Есть и спальные кварталы 1960-х-1970-х, застроенные однообразными аналогами "хрущевок" и брежневских панельных многэтажек.

Старинный квартал Alfama в 1950-е:


"Парадные ворота" Лиссабона, воздвигнутые после землетрясения 1755 г.:


Лиссабон восстанавливался как столица мировой колониальной империи и его архитектурный облик должен был соответствовать этому высокому статусу.

Одна из главных площадей города - Россиу - также была создана при восстановлении города после катастрофы:


Вечером она смотрелась особенно красиво:


О богатой военной истории страны напоминают пышные монументы:


Белем:


Такие ансамбли создавались во времена фашистского режима Салазара:


Авенида Рома в 1960-е:


Несмотря на бремя колониальных войн, в эпоху Салазара и его приемников (1932-1974) Португалия прошла огромный путь развития и благосостояние населения заментно выросло, особенно в столице.

На снимках, сделанных до Апрельской революции 1974 г. Лиссабон выглядит как благополучный и ухоженный западно-европейский город:


Португальское общество уже было, наконец-то, готово к демократии.

Фуникулёры и канатки, История транспорта, Трамваи, 1960-е, Архитектурное наследие, Португалия, 1970-е, 1980-е, Автобусы и троллейбусы

Previous post Next post
Up