Очередная серия старейших фотографий Российской империи, которые дошли до нас только в виде журнальных или книжных гравюр (рисунков).
Киев. Золотые ворота. Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация", 1869 год:
Когда увидел эту репродукцию, то сразу узнал знакомый ракурс одного старинного фото, но всё оказалось не так просто.
На первый взгляд кажется, что ракурс совпадает практически полностью:
Но это "практически полностью" как раз и имеет критический характер. Как я уже писал, невозможно случайным образом сделать две фотографии или зарисовки со 100% совпадением ракурса, такие случаи истории не известны. Даже на самой маленькой смотровой площадке полшага в сторону дадут уже отличимое отличие в ракурсе по горизонтали, а разный рост фотографа (рисовальщика) и разная высота фотоштатива дадут отклонение по вертикали.
Поэтому если ракурс совпал идеально - значит у гравюры (рисунка) и фотографии один источник, как бы не изощрялся художник при подготовке репродукции. И наоборот: если ракурс хоть немного не совпал, это невозможно списать на искажение, допущенное художником при перерисовке фотографии.
Поэтому у журнального рисунка 1869 г. был иной фотооригинал.
Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация", 1869 г.:
Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация", 1869 г.:
Как ни странно, для этого хрестоматийного вида также не смог подобрать пару из нескольких имеющихся вариантов фото.
Вид Керчи, "Всемирная иллюстрация", 1870 год:
Снимков Керчи 1860-х мне неизвестно, так что сравнивать пока не с чем.
Пошехонье. С фотографии Шевякова А.П. "Нива", 1870 год:
Тот относительно редкий случай, когда в подписи к гравюре прямо указан источнике в виде фотографии.
По всей видимости, Александр Петрович Шевяков в 1860е сделал довольно большой фотообзор городов Русского Севара, но эти уникальные фотографии куда-то все подевались, оставив нам лишь единичные журнальные репродукции.