Как мы уже
показали в серии постов, печатная фотография обладает примерно такой же степенью исторической достоверности, как и произведения живописи. Не видя оригинального негатива, зритель едва ли сможет различить грань между реальностью и фантазией ретушёра. И так было всегда, с первых дней появления живописи.
В России "фотошопили" с середины 19 века. Сегодня мы расскажем об одном из самых ранних и удивительных примеров.
Далее текст из
поста источника:
Широко известное фото присяги Шамиля в здании дворянского собрания. Я никогда не подвергал его сомнению хотя пропорции помещения явно нарушены.
Вот что пишет автор фотографии Бернард Гольдберг в докладной записке Калужскому губернатору И.Е.Шевичу:
" 26 августа 1866 года в г. Калуге военнопленный Шамиль принял присягу на верноподданство Государю Императору и России.
Видя в этом замечательное историческое событие я поставил себе задачею изобразить его посредством фотографии. При невозможности снять присягу в ее принесении, я снимал отдельно каждое лицо, помещение и вещи бывшие во время присяги Шамиля, затем сгруппировал их. Задача моя была велика и для исполнения ее я не щадил ни трудов, ни ограниченных средств своих, и после девятимесячных постоянных занятий, достиг своей цели. Первый экземпляр фотографического изображения присяги Шамиля с семейством на верноподданство России, я осмелился поднести Государю Императору, и его Величество, приняв этот экземпляр, всемилостивейшее благоволил пожаловать мне подарок и денежную награду".
P.S. Удалось найти этот коллаж в
БОЛЬШОМ РАЗМЕРЕ История имеет продолжение:
В Калуге Шамиль провел более девяти лет. Именно здесь произошло его примирение с Россией. В зале Калужского дворянского собрания в сентябре 1866 г. Шамиль принял присягу на верность вместе со своими сыновьями Кази-Мухаммедом и Мухаммедом-Шефи. "10 октября 1932 г. в Калужский музей был направлен официальный запрос следующего содержания: «Чеченский научно-исследовательский институт национальной культуры имеет сведения, что в г. Калуге находятся материалы, касающиеся Шамиля и других горских вождей, высланных царской властью в Калугу. Институт национальной культуры, занимающийся изучением исторических материалов, касающихся покорения Кавказа и борьбы горцев за свою независимость, просит передать заведующему Чеченским областным музеем тов. Шерипову Заурбеку все предметы, имеющие отношение к Шамилю и его жизни после пленения, а также и другие материалы, относящиеся к истории борьбы горцев за свою национальную независимость». Это требование было удовлетворено, и 24 апреля 1933 г. директор Калужского музея В.Извеков направил в Грозный запрашиваемые материалы - «фотографические снимки-подлинники, относящиеся к пребыванию Шамиля в Калуге: всего 6 подлинников и 5 копий с них».
Таким образом в период активного движения предметов Калужский музей лишился значительной части сложившегося комплекса подлинных материалов, ибо дальнейшая судьба осталась неизвестной. Ценность утраченных предметов заключалась в том, что они были непосредственно связаны с пребыванием пленного имама и его семьи на Калужской земле. В фондах музея сохранилась лишь одна из семи фотографий, запечатлевшая присягу Шамиля, и расписка имама в получении назначенных ему на содержание денег. Эти предметы не были переданы в Грозный, вероятно, по идеологическим соображениям, так как шли в разрез с поставленной задачей - собирать материалы о «борьбе горцев за свою независимость».
Источник