В продолжение
предыдущего поста.
Политехническая выставка в Москве, 1872 год:
КРУПНО Хотя там прямо написано, что "с фотографии Настюкова", довольно трудно представить этот рисунок в виде фото.
К сожалению архив Настюкова, который первым вёл съёмку действительно во всероссийском масштабе, дошёл до нас в виде разрозненных осколков, которые ещё предстоит собирать в единое целое.
Увы, заглавный снимок (не считая гравюры) известен пока только в виде плохенькой репродукции, к тому же сильно кадрированной:
В этих парах всегда интересно выискивать, где заканчивается фотографическая реальность и начинается фантазия художника-гравировщика!
Церковь Иоанна Предтечи что в Толчкове (Ярославль), рисунок в журнале "Всемирная иллюстрация" за 1870 год:
Художник потрудился так креативно, что не сразу опознаешь в этом рисунке снимок того же М. Насюкова 1867 года:
КРУПНО Но как бы не развилась фантазия художника, точного совпадения ракурса она изменить не состоянии! А 100% случайного совпадения ракурса при съёмке (зарисовке) одного здания ещё никогда и нигде не случалось, даже у современных мастеров фотосравнений этого не получается, хотя бы в силу особенностей фототехники.
Варлаамовский храм во Пскове, Рис. из журнала "Нива" за 1885 год:
Подпись утверждает, что это "оригинальный рис. с натуры А.Векшинского".
Однако нас-то не обманешь!
Трудно не узнать снимок Кампрада 1871 года:
Увы, жульничество существовало во все времена и, вероятно, кто-то неплохо кормился, продавая издателям свои "оригинальные рисунки" по чужим фотографиям.
Вообще, снимки Кампрада, которые были первыми и долго оставались единственными для многих памятников Пскова и его окрестностей, довольно часто использовали для журнальных иллюстраций.
Псков. Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Парома. Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация" за 1883 г.:
Снимок Кампрада 1871 года:
Выбуты. Церковь Илии Пророка.Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация" за 1883 г.:
Снимок Кампрада 1871 года:
Продолжение следует.