Архангельск на акварелях Валериана Галямина (1826 год)

Nov 27, 2017 10:32

Действительно, кнопочка перепоста с крестиком в ЖЖ в нормальном режиме больше не работает, поэтому просто дам ссылку на источник этого поста в журнале уважаемого vaga-land.

Каким был Архангельск в давние времена, можно представить не только по открыткам и фотографиям, самые ранние из которых датируются 70-ми годами 19 века. В 1981 году Архангельскому музею изобразительных искусств удалось приобрести у одного московского коллекционера альбом акварелей с видами Архангельска и Финляндии. Долгое время художник оставался неизвестным, но несколько лет назад музейщики установили, что автором акварелей является Валериан Емельянович Галямин.
В Архангельске Галямин оказался не по своей воле. В 1825 году он служил в Петербурге помощником директора топографического училища, но в начале 1826 года его арестовали по делу декабристов. Вина была пустяковая. Получив 14 декабря 1825 года от одного из декабристов письмо, которое тот просил отправить по почте, Галямин никуда его не отправил, а сжег, но никому об этом не доложил. Арестованный же декабрист, сообщил о письме на одном из допросов. Галямина арестовали, но ограничились тем, что перевели служить из Петербурга в Финляндию. Видимо, Галямин сразу был направлен на север Финляндии, в Лапландию, поэтому и оказался в Архангельске.
Дальнейшая судьба Галямина была вполне благополучной. В 1828-1829 гг. он принимал участие в войне с Турцией, стал полковником. В 1830-1831 гг. подавлял польский мятеж, отличился при штурме Варшавы, за что был награжден золотой шпагой. В 1832 г. Галямин перешел на гражданскую службу, и был назначен директором Императорского фарфорового завода. Вышел в отставку по болезни в 1848 г., и умер в 1855 г. в Петербурге.



Центр Архангельска, пересечение Троицкого проспекта и Воскресенской улицы. Слева видна часть гостиного двора. В годы советской власти на этом месте, точнее, чуть правее, построили здание Главпочтамта, а за ним магазин «Детский мир». Следуещее большое здание-дом губернатора, еще дальше-здание присутственных мест. В 30-е годы, того же 20-го века, оба здания не были разрушены, но они исчезли, их просто встроили в здание облисполкома.
Здания, стоящие справа, стояли на месте нынешней площади Ленина. Старинные дома стояли здесь до начала 70-х, лишь грязно-сиреневое здание Госбанка СССР, построенное в конструктивистском стиле выламывалось из общей застройки.
Вдали справа видны шпиль колокольни и купол Успенской церкви, той, что сейчас построена заново на углу Набережной Северной Двины и улицы Логинова (быв.Успенской), а еще правее - высокое здание сахарного завода купца Брандта, ныне принадлежащее Министерству юстиции.
Всем была бы хороша акварель, но перспектива в левой части явно нарушена. С той точки, где находился Галямин, Северная Двина не могла быть видна. И откуда взялись холмы на левом берегу Двины? И левый берег, и Мосеев остров, который в те годы еще не был уничтожен весенними половодьями, и дотягивался до мыса Пур-Наволок, они были плоские, как стол, без возвышенностей. Видимо, романтическая натура художника не могла смириться с унылостью двинских берегов, поэтому, и появились на акварели столь живописные холмы.




Это, похоже, вид с колокольни или с крыши Рождественской церкви, которая стояла на углу Троицкого проспекта и нынешнего Театрального переулка, почти напротив современного магазина «Премьер». Церковь снесли в 30-е годы прошлого века.
После войны часть того места, где была церковь, заняло помпезно-уродливое жилое здание, а остальная часть была пустырем. Сейчас там строится что-то округлое и пузатое, как старая бочка из-под трески.
Троицкий кафедральный собор (в центре) стоял не на месте нынешнего драмтеатра, а ближе к улице Кала Либкнехта (ну и названьице, прости, Господи, то ли дело, старое название улицы - Соборная).
Между собором и колокольней хорошо видно здание городской гимназии, сохранившееся и по сей день. Здесь в юности учились архитектор фон Гоген, построивший в Петербурге дворец Кшесинской, и генерал Кутепов, один из руководителей Белого движения. Сейчас здание находится в аварийном состоянии. Несколько лет назад там начался пожар, который погасили, но при дефиците свободных участков для застройки, это здание становится все больше похожим на Воронью слободку, и архангелогородцы, проходящие мимо, шепчут, как Никита Пряхин: «Сгорит, ей-Богу, сгорит!»
Левее соборной колокольни - Михайло-Архангельская церковь, снесенная в 30-е годы.
Правее собора виден гостиный двор. Эта часть двора также не сохранилась, на том месте сейчас вход в детский парк.
Горы на левом берегу Северной Двины меня умиляют. Нет у нас ни таких гор, ни холмов, да и линия горизонта что-то очень высоко уехала.




Кузнечевская слобода. Называлась эта часть Архангельска так по имени реки Кузнечихи, впадавшей в этом месте в Северную Двину. Место в начале 19 века было грязное, унылое, и плохо приспособленное для нормальной жизни. Жили здесь отставные солдаты и матросы, бедные ремесленники, землекопы и портовые грузчики.
Троицкая церковь (1745 г.), стоявшая на углу Набережной и Четвертой улицы (с 1869 г. - Лопарская, в советские времена Комсомольская), сохранилась, хотя, ее сильно обезобразили в 30-е годы прошлого века. Нет ни барабана с куполом, ни верхней трети колокольни. Никаких других старых зданий здесь не сохранилось, все было снесено в 60-е годы.




Место слияния Кузнечихи с Северной Двиной. Хорошо видно здание Гостиных дворов, собор, и характерная крыша лютеранской кирхи.
И опять эти фальшивые горы на левом берегу Двины! Похоже, Галямин в те годы был неисправимым романтиком.
Если посмотреть на карту современного Архангельска, и попробовать определить место, где тогда работал художник, то получится, что сейчас это место находится посреди реки. В начале 19 века на этом месте был большой Мосеев остров, куда любили приезжать на лодках архангелогородцы. Были там и пастбища для скота, и парк для гуляний, позднее была построена лесопилка. В течение всего 19 века Мосеев остров размывался двинским течением, и к 20-му веку остров исчез, как древняя Атлантида. Остался только огрызок возле завода «Красная Кузница», который, тем не менее, сохранил за собой название Мосеев остров.




Набережная Северной Двины от улицы Успенской (нынешней улицы Логинова) в сторону Кузнечевской слободы. Справа Боровская Успенская церковь. В 18 веке Успенская улица была последней городской улицей, за ней начинался сосновый бор. Церковь тоже снесли в 30-е годы, но в конце 90-х начали строить заново и сейчас практически закончили. Двухэтажное каменное здание рядом с церковью сохранилось. В начале 20-го века в нем находилось мореходное училище, а во время гражданской войны американский госпиталь.
Сохранилось и высокое здание, в котором в те годы находился сахарный завод купца Брандта. Потом здание долго пустовало, пришло в запустение, но городская дума выкупила его, и в нем было устроено техническое училище. В годы Гражданской войны здесь находился штаб американского экспедиционного корпуса, а в эпоху развитого социализма - ЦНИИМОД (научно-исследовательский институт механической обработки древесины), тихо исчезнувший в постперестроечную эпоху

Русские города на гравюрах и картинах, Русский Север, Архангельская область

Previous post Next post
Up