Хотя наша новая серия называется "Автомобили королей и президентов", в ней нельзя обойти тему и вождей мирового пролетариата.
Как известно, Владимир Ильич Ленин очень любил дорогие автомобили и неплохо в них разбирался. Поэтому предпочитал "Роллс-ройсы". Царских было мало, поэтому уже в 1920 году советский полпред в Англии Красин получил задание договориться о закупке партии автомобилей этой марки для молодой республики трудящихся.
Позднее в советской лениниане "Роллс-Ройс" стал просто неотделим от образа вождя!
Александр Дейнека, «Ленин на прогулке с детьми», холст, масло:
В советское время всякий житель Москвы и гость столицы мог созерцать один из ленинских "Ройсов" в Музее Ленина. У этого экземпляра
большая и интересная история, не лишённая драматических поворотов.
Ещё более навороченный образец Ленинмобиля стоит в Горках Ленинских:
С дорогами в России были проблемы, поэтому когда Ильич переселился в Горки, он распорядился обеспечить супер-пупер-проходимый внедорожник, но всенепременно на базе "Роллс-Ройса"!
К счастью, у покойного царя имелись соответствующие наработки.
Адольф Кегресс был механиком в царском гараже. Специально для Николая II, любившего кататься по заснеженным полям, он сконструировал вездеход, в котором вместо задних колес были использованы гусеницы, а вместо передних - лыжи. Автосани придворного механика прекрасно зарекомендовали себя на снежной целине - гусеницы на задних колесах и лыжи на передних обеспечивали полную проходимость.
По проекту Кегресса в начале 1921 года на Путиловском заводе были созданы автосани, механической частью которых стал зеленый Rolls-Royce Silver Ghost Continental.
Кстати, именно на этом вездеходе Ленин совершил свою последнюю поездку в Москву, уже в гробу:
Правда,
специальное документальное расследование вроде бы показало, что экспонат в Горках вообще является подлогом, поскольку данные автосани были созданы уже после смерти Ильича.
Как пишут историки Гаража Особого Назначения всего с 1922 по 1925 г. в Англии было закуплено 73 "Роллс-Ройса" эксклюзивной модели "Серебряный призрак".
Некоторые иностранцы весьма удивлялись скоплению этих дорогущих машин у правительственных учреждений Москвы.
А вот Генсеку Сталину не совсем нравился британский «Роллс-Ройс», поэтому после смерти Ленина, когда появилась возможность, он распорядился закупить партию американских автомобилей, к которым стал испытывать особую симпатию.
Особо следует отметить, что советская партийная верхушка в 1920-е гг. отличалась демократизмом и ездила на открытых автомобилях. Впрочем, специальным постановлением СНК за границей для служебных нужд могли закупаться только кабриолеты, поскольку считалось, что такие машины имеют двойное назначение и могут использоваться в армии как командирские в случае мобилизации. Странные были у людей понятия! Во время Великой Отечественной полководцы ездили именно в закрытых автомобилях, а правительственные автомобили было запрещено мобилизовывать, поскольку они считались неприспособленными для внегородской эксплуатации.
И. В. Сталин, Н. С. Алилуева и шофер П. И. Удалов. Москва, 1927 год:
Видно, маниакальный страх покушений пришёл вождю несколько позже.
И.Сталин и В.Молотов после заседания 5 съезда Советов, 1929 год:
Ладно, посмотрим, на чём ездили первые лица в других странах того же периода.
В САСШ, несмотря на уже немалую историю покушений, президенты в 1920-е тоже не брезговали открытыми автомобилями. Но для американцев это был принциальный момент - один из символов их демократии!
Президент Вудро Вильсон с супругой в Вашингтоне, 1920 год:
"Локомобиль" президента Гардинга, 1921 год:
Кальвин Кулидж едет на свою инаугурацию в 1925 году:
Вот президентская машина целиком, Pierce-Arrow:
Впрочем, был у Кулиджа и закрытый автомобиль той же марки, 1926 год:
И президента Гардинга он был, 1923 год:
Японский император Хирохито на Сахалине, 1925 год:
Что за марка, кто знает?
Автомобиль чехословацкого президента Масарика, 1928 год:
12 мая 1926 года первый президент Чехословакии Томаш Масарик получил представительский автомобиль Škoda Hispano-Suiza. Это был первый легковой автомобиль, получивший эмблему со знаменитой «крылатой стрелой»:
http://www.zr.ru/content/news/317566-hronika_podarok_pervomu_prezidentu/