Оригинал взят у
oldcolor в
Диапозитивы Прокудина-ГорскогоВ блоге создан тег
Диапозитивы Прокудина-Горского, поскольку по этой теме накопилось довольно много постов.
Напомню, что фотоархив Прокудина-Горского изначально состоял из трёх частей:
1) отснятых тройных негативов (исходников);
2) более 1000 тройных позитивов для проекции через специальный аппарат;
2) неизвестного числа трёхслойных (т.е. однокадровых) диапозитивов для проекции через обычный школьный фонарь, которые предлагались к свободной продаже всем желающим с 1915 года.
В Библиотеке Конгресса хранятся только тройные негативы. Две других части коллекции куда-то исчезли после 1918 года.
Однако у парижских потомков С.М. Прокудина-Горского всё же обнаружились пара десятков диапозитивов.
В 2012 году руководитель нашего проекта Василий Васильевич договорился о том, чтобы их пересняли и прислали нам сканы для исследования.
Часть слайдов снята в России, часть, по-видимому, во Франции. Некоторые слайды не имеют цветных сведенных аналогов в Библиотеке Конгресса и известны лишь по контрольным отпечаткам, некоторых нет даже в черно-белом варианте.
Мы получили долгожданную возможность понять, что из себя представляли эти диапозитивы в плане качества изображения и цветопередачи. Ведь на эти дублирующие изображения возлагались большие надежды как возможную замену пропавших негативов коллекции.
К сожалению, изучение диапозитивов привело к неутешительным выводам.
1. Качество изображение (уровень разрешения) примерно вдвое хуже чем у негативов (хотя при профессиональном сканировании оно может оказаться всё же лучше).
2. Качество цветопередачи весьма хромает. Возможно, из-за выцветания красок диапозитива. Восстановить оригинальные оттенки цвета компьютерным путём не удается.
3. Диапозитивы сильно кадрированы по сравнению с негативами, что нередко приводит к утрате некоторых деталей оригинального изображения.
4. Диапозитивы в целом имеют плохую сохранность. У них множество микроповреждений, как и у негативов. Кроме того, в большинстве случаев произошло смешение слоёв (я вообще не знал, что диапозитивы трёхслойные).
Подбор сохранившихся у М. Сусалина диапозитивов имеет как будто случайный характер, при этом преобладают снимки Туркестана.
"Группа еврейских мальчиков с учителем. Самарканд":
Здесь хорошо видно, насколько ярче и богаче цвета оригинала.
"Парикмахер на Регистане":
Мне пришлось потрудиться, чтобы отреставрировать диапозитив, но результат того стоит. Когда то я рассматривал черно-белую контрольку этого колоритного снимка и думал, что, наверное, мы никогда уже не увидим в цвете этих цирюльников. Но вот цвет всё же вернулся из небытия!
"На Регистане":
По какой то причине присланный диапозитив был отзеркален по отношению к негативу.
"Сартянка":
И здесь по какой то причине присланный диапозитив был отзеркален по отношению к негативу.
"Муллы у Шах-Зинде":
Позднее я попытаюсь свести эти слои и отреставрировать диапозитив.
"На улице старого Самарканда":
"Группа студентов":
"Масличный домик" (Новый Афон):
"Близ местечка Юстиля на Сайменском канале":
Здесь есть повод задуматься о выборе тональности при реставрации.
Загадочные "Курмы":
Здесь особенно наглядно видно ужасное кадрирование. В то же время можно сказать, что диапозитив смотрелся весьма красочно.
"Местечко Доплик на реке Белой":
"На Регистане":
"Группа еврейских мальчиков с учителем. Самарканд":
"Группа студентов":
"Муллы у Шах-Зинде":
Сартская женщина в Самарканде:
"На улице старого Самарканда":
"Парикмахер на Регистане": в Самарканде:
"Курмы":
Неизвестная местность в горах:
Местечко "Доплик", на самом деле Архиерейская слобода в Уфе:
Юстиля
Новый Афон:
Бабочки
Натюрморты
Куклы
"Елка"?
Коробочка от фотопластинок с надписью П-Г: Туркестан
Есть достаточные основания полагать, что, как минимум, несколько сот диапозитивов Прокудина-Горского до 1918 года разошлись по просторам России, попав в различные учреждения и руки частных лиц. Но вопреки сем теориям вероятности ни один экземпляр до сих пор не обнаружен на территории страны.