Автомобиль, на котором путешествовал Прокудин-Горский

Jan 24, 2016 11:53

Оригинал взят у oldcolor в Автомобиль, на котором путешествовал Прокудин-Горский
Как известно, Прокудин-Горский перемещался по просторам Российской империи на поездах, пароходах, моторых лодках и гужевым транпортом. Только одна фотоэкспедиция частично была совершена на автомобиле.

Самый конец года неожиданно принёс интересную находку - подробное описание автомобиля "Форд", на котором Прокудин-Горский путешествовал по берегам уральской реки Исеть: http://dlib.rsl.ru/viewer/01004181082#?page=29

Россия. Упр. внутренних водных путей и шоссейных дорог.  Отчет по исследованиям рек и изысканиям соединительных водных путей, произведенным... партиями Управления внутренних водных путей и шоссейных дорог и округов и путей сообщения / Изд. под ред. Бюро исследований водных путей. - Санкт-Петербург : Упр. внутр. водных путей и шос. дорог (по отд. водяных сообщ.), 1912-1916. - 25. - (Материалы для описания русских рек и истории улучшения их судоходных условий). .. в 1912 году... - 1913. - VII, 382 с., 24 л. ил., карт. : ил.

Напомню, что во "Введении в мемуары" Прокудина-Горского упоминается некий автомобиль сист. Форд: "Для обработки Урала и перевала Уральского горного хребта в Екатеринбург был прислан новый автомобиль сит. Форда, пригодный для трудных дорог."




К великому сожалению, он не попал ни в один из кадров (что очень странно) и мне до сих пор даже не удавалось вычислить, о поездке какого года идёт речь - 1909 или 1912? Теперь знаем - 1912-й!
В сноске свежнайденного источника говорится о возвращении автомобиля "после поездки по Исети командированных Г. Министром путей сообщения инженеров Максимовича и Прокудина-Горского".
Значит, один из неизвестных мужчин на снимках экспедиции по Камско-Тобольскому пути может быть Сергеем Олимпиевичем Максимовичем. Увы, до сих пор не известно ни одного фотопортрета этого выдающегося изобретателя, только один дружеский шарж.

О маршртуте прокудинского автопробега можно судить по следующему месту в отчёте:
"Износ шин около 1,5 месяцев не давал себя вовсе чувствовать, благодаря тому, что наружные шины были снабжены протекторами, а дороги в Шадринском и Ялуторовском уездах, сравнительно мягкие. Когда же пришлось ехать по Камышловскому, а в особенности по Екатеринбургскому уездам, где преобладают каменистые грунты, то даже протекторные шины не выдерживали и внутренние камеры лопались иногда по нескольку раз в день. За всё время службы в партии автомобиля ни разу не пришлось менять ни одной камеры на передних колёсах, несмотря на то, что на одном колесе внутренняя камера была уже с заплаткой, когда автомобиль прибыл в партию [после поездки по Исети командированных Г. Министром путей сообщения инженеров Максимовича и Прокудина-Горского]."

Итак, группа Прокудина-Горского проехала на автомобиле через Екатеринбургский, Камышловский, Шадринский и Ялуторовский уезды. Дальнейший путь, как мы знаем, был проделан на пароходе "Тюмень" до самого Тобольска.

Под "партией" в приведённой цитате из отчёта имеется в виду группа инженеров-геодезистов, которые в 1912 г. производили замеры (изыскания) на реке Исети в целях её спрямления при будущем строительстве Камско-Тобольского водного пути.
10 июня 1912 г. из Петербурга выехала первая группа партии в составе одного инженера-путейца, одного техника-мензульщика и одного промерного десятника. В Екатеринбурге к партии должны были присоединиться ещё два техника. Далее, как я понял, технический состав партии прибыл в г. Далматов (возможно, там ПГ и сдал автомобиль изыскателям).
В Отчёте указано, что съёмка (т.е. замеры) 1912 года производилась на разных участках реки Исети, в связи с чем были необходимы постоянные перезды, которые было неудобно совершать по самой реке из-за её крайней извилистости.
Поэтому применявшийся в 1911 г. "переносный кудель-мотор" (моторная лодка?) был заменён автомобилем "Форд" в 22,5 л.с., "работа которого оказала партии огромные услуги". При этом надо сказать, что на автомобиле разъезжал начальник партии.
Далее в Отчёте сказано, что "тип автомобиля был выбран крайне удачно; более сильные и дорогие автобили, весьма пригодные для городской езды, здесь оказались бы совершенно бесполезными из-за своего значительного веса. Вследствии лёгкости машины "Форд" (около 1200 английских фунтов), представлялось возможным ездить не только по трактам, но и по полевым и луговым дорогам, переезжать малонадёжные исетские мосты, ездить почти во всякую погоду, причём лёгкий "Форд" отлично преодолевал очень значительные подъёмы, пески и грязные дороги. Серьёзных поломок в автомобиле, несмотря на значительный пробег, который ему пришлось сделать за лето (3500 вёрст только за время службы его в партии), не было".

Выходит, реклама того времени не врала:



Также в Отчёте упоминается "холодная и ненастная погода, стоявшая почти всё лето", которая создавала дополнительные трудности для работы партии. Было трудно доставать еду из-за прошлогоднего неурожая, а местно население уничтожило многие репера, установленные партией в 1911 г.

Я попытался выяснить, на какой именно модели "Форда" Прокудин-Горский покорял трудные уральские дороги.
В качестве ориентиров взял 1911 год выпуска и упоминавшуюся мощность двигателя в 22,5 л.с.
Однако с ходу найти ничего не удалось кроме базовой модели - всемирно известной "Жестяной Лиззи" Ford Model T.

Вот какой у неё был модельный ряд в 1911 году:


На русском рекламном объявлении:


Возможно, когда-нибудь узнаем конкретней.

Напомним, что из 2600 снимков коллекции Прокудина-Горского только на одном в кадре есть автомобиль:



Это "Мерседес" князя Ольденбургского у Новой гостиницы в Гаграх, 1912 г. Вполне вероятно, что на нём Прокудину-Горскому также довелось немного поездить.

P.S. На заглавном снимке «Форд» ставропольского купца Иванова (снимок из фондов Ставропольского государственного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве).

Прокудин-Горский, Авто-мото, Автопром США

Previous post Next post
Up