Оригинал взят у
oldcolor в
Неразгаданные снимки Прокудина-Горского. Для любителей головоломок17 ноября уже стало традиционным днём неразгаданных загадок Прокудина-Горского. В этот день ежегодно мы публикуем пост со снимками, которые так и не удалось идентифицировать. А вдруг кто-нибудь из новых читателей блога посмотрит свежим взглядом и что-нибудь опознает?
В ходе работы общественного проекта "Наследие С. М. Прокудина-Горского" с 2008 г. было идентифицировано около 500 снимков пионера цветной фотографии. Некоторые из них вообще не имели никакой авторской подписи, другие были подписаны ошибочно или абстрактно, третьи неправильно вклеены в альбом. За это время удалось распутать самые невероятные головоломки, многие из которых заслуживают отдельных постов как пример дедуктивного метода :-)
Тем не менее, в коллекции остаётся ещё много неразгаданных снимков, сделанных неизвестно где и запечатлевших неизвестно что или неизвестно кого.
Предлагаю вниманию читателей несколько интересных примеров. Быть может, кто-то посмотрит свежим взглядом и даст ключ к решению.
1. Этюд с усадьбой
Высокое разрешение Этот снимок сохранился только в виде авторской фотооткрытке и был сделан, стало быть, не позднее 1905 г. По виду это усадьба где-то в лесо-степной полосе. Подходит Курская губерния, где Прокудин-Горский сделал в 1904 году серию пейзажных снимков.
Судя по названию открытки ("Этюд"), к 1906 году Сергей Михайлович уже либо сам позабыл, что снял, или сознательно не хотел раскрывать это место. Так что это - самая загадочная их всех его открыток.
Некоторое время назад было обнаружено очень большое сходство с дореволюционным видом усадьбы Гоголя Яновщина в Полтавской губернии (см.
обсуждение на форуме проекта), но и различий тоже хватало, поэтому идентификация так и не состоялась.
Прорабатывалась также версия с Карельским перешейком, но местные краеведы не встречали ничего подобного.
Идентификация фото на этой открытке имеет особую важность, поскольку она может помочь установить, когда именно и при каких обстоятельства были сделаны первые цветные снимки в истории Украины.
2. Этюд с мальчиком
Оригинальный размер Авторская подпись "На острове Капри". Вклеен в альбоме "Разное и этюды", где многие названия давались по памяти и почти наугад.
На Капри Прокудин-Горский действительно был и снимал около 1906 г., но пейзаж на данном снимке не имеет ничего общего с огромной скалой, которую представляет из себя остров Капри. Скорее похоже на северную Италию, но не факт, что вообще в этой стране. Самую похожая по виду постройка с высокой трубой (завод по обжигу кирпича, fornace) была обнаружена в итальянском городке Campotto, в окрестностях Болоньи, в долине реки По (см.
обсуждение на форуме). Но для идентификации места этого сходства не хватило.
Так же и мальчик - неизвестная персона. Проводился даже сравнительный анализ со снимками царевича Алексея, но результат был отрицательный.
Теоретически можно было бы предположить младшего сына Прокудина-Горского Михаила, но нет его снимков в том же возрасте и похожем ракурсе для сравнения. В 1906 г. Михаилу было уже 11 лет.
3. Оранжерея
Один из двух снимков, помещенных в альбом "Разное и этюды" с названием "В оранжерее".
На втором сквозь стекло видна жёлтая осенняя листва. Снято не позднее 1908 г.
Наиболее серьёзное предположение - это часть серии снимков, сделанных в имении русских императоров в Дании, любимые места отдыха царской семьи в этой стране. А именно, оранжерея в парке замка Фреденсборг. Недавно там построили новые теплицы, взамен сломанных старых. Им написали несколько запросов с просьбой сопоставить снимки ПГ с местными архивными фотографиями. В ответ - полное молчание уже более двух лет. Быть может, им теперь просто стыдно, что варварски снесли ценный исторический памятник, от того и молчат, как рыбы. Нам самим найти в Сети старые снимки теплиц Фреденсборга не удалось.
Прорабатывалась версия с теплицами Никитского ботанического сада, но его научные сотрудники сопоставили снимки Прокудина-Горского со своими архивными фотографиями и дали отрицательный ответ. При этом они сообщили, что в дореволюционном Крыму в разных населенных пункатах было немало подобных теплиц. А Прокудин-Горский снимал во многих городах и посёлках Крыма.
Также ничего не дало изучение снимков зимних садов и теплиц дореволюционного Петербурга.
Среди рабочих версий остаются также теплицы Нового Афона, но пока не удалось найти ни одного их дореволюционного изображения.
Что касается уникального дизайн металлических конструкций оранжереи, то точно такой же был обнаружен только на старой фотогорафии оранжереи в голландском местечке Schiedam (это сейчас часть Роттердама). Однако обстановка теплицы была совершенно иная, как и её длина.
4. Неизвестное медресе в Бухаре:
Высокое разрешение Это единственная из представленных загадок, которую удалось решить хотя бы наполовину (
см. здесь).
После 6 лет безуспешных поисков удалось подтвердить, что снимок сделан в Бухаре и установить, что на нём изображено некое медресе. Теперь осталось установить, как называлось это медресе и где именно оно находилось. Напомню, что до сих пор ни одному знатоку, включая специалистов из Музея Бухары, не удалось опознать его вид.
5. Курмы
Этот красивый снимок помещен в альбме "Разное и этюды" с подписью "Курмы". Так называлась в России бурятская (реже - китайская) национальная одежда. Снято не позднее 1908 г.
Не понятно, где это снималось. Наиболее вероятным предположением была съемка в отделе этнографии Русского музея (ныне - Этонографический музей Санкт-Петербурга).
Путеводитель по Музею антропологии и этнографии имени имп. Петра Великого: Отд. этногр. / Имп. Акад. наук. СПб, 1904 г. упоминает наличие в коллекции мужских и женских бурятских шёлковаых нарядов, а также наличие на полках шкафа бурятской посуды (эти полки с посудой вы видим на снимке Прокудина-Горского у правого края за ковром). Казалось бы, можно говорить об идентификации с 99% вероятностью, однако запрошенные нами научные сотрудники Кунсткамеры (Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого) дали отрицательный ответ, не признали на снимке экспонатов из своей коллекции.
6. Где снят Хан Хивинский.
У Прокудина-Горского было две группы фотопортретов Хана Хивинского.
Одну из них (два дубля) Прокудин-Горский сделал, как оказалось, в Зимнем дворце 21 февраля 1913 г. на торжествах по случаю 300-летия дома Романовых.
Вторая группа портретов (из трёх дублей) была сделана, судя по наградам и погонам, в 1911 году, во время визита Хана в Петербург (май-июнь). Осталось только определить точное место съемки:
У хана погоны генерал-майора, которые, согласно
источнику, он получил 30 июля 1910 г., но без знаков Свиты.
В то же время на груди у хана нет ордена Белого Орла, который был ему вручен императором 30 мая 1911 года. Вероятно, тогда же хан получил чин генерал-майора Свиты и соответствующие погоны.
После идентификации портретов хана в Зимнем дворце появилась уверенность, что вторая группа снимков была сделана также в Петербурге или его окрестностях. Архитектура ограды типично русская и лишь немногим отличается, например, от ограды сада Аничкова дворца в Петербурге.
Более того, среди зелени за оградой была замечена интересная деталь:
Очень напоминает двуглавого орла, не правда ли? Если этот символ был установлен где-то на ограде или на воротах, тогда почти однозначно можно говорить об одной из царской или великокняжеских резиденций! Но, быть может, это всего лищь листва.
Мы изучили ограды многих мест, где побывал Хан во время визита в Петербург: царские резиденции в Петергофе и Гатчине, дача Столыпина, Аничков дворец, но точного соответствия не нашли нигде.
7. Развалины дворца
Снимок помещён в Волжском альбоме с названием "Диево-Городище. Дворец Меньшикова".
Диево-Городище - большое село в 21 км. от Ярославля, которое недавно отпраздновало своё 600-летие.
Проблема в том, что на территории Ярославской области (как и всех соседних) никогда не было имения и дворца Меньшикова.
Проблема также в том, что ни один старожил села (в т.ч. 80-летние) никогда не видел и не слышал о каких-либо развалинах дворца в их округе. Местные краеведы также ничего подобного никогда не встречали.
Кстати, второй снимок якобы Диева-Городища с большим каменным домом также не был опознан.
Что касается архитектурного стиля постройки, то она напоминает ранний классицизм последней четверти 18 века.
8. Село на на Староладожском канале
Высокое разрешениеСнимок помещён в Мариинском альбоме с подписью "Село Черное на Староладожском канале". Однако село с таким названием находится в нескольких километрах на Новоладожском канале, где Прокудин-Горский, по всей видимости, не снимал.
Предположительно на снимке - один из видов села Кобоны или Лаврова.
9. Неизвестная река на Черноморском побережье Кавказа:
У Прокудина-Горского этот снимок подписан как "Вид долины р. Бзыбь с крепости", однако в реальности эта подпись предназначалась для другой фотографии. Видно, что снято не "с крепости", а с земли, а главное - на реке Бзыбь нет такой скалы, по крайней мере в той местности, в которой её пересекал Прокудин-Горский (и в ближайших окрестностях).
Изучались варианты с другими реками в Абхазии, с рекой Кура у Боржоми и рекой Чорох около Батума, т.е. любые варианты, где мог снимать Прокудин-Горский. Точного совпадения пейзаже нигде не найдено.
Точно такая же ситуация со вторым снимком, который у Прокудина-Горского ошибочно подписан "Вид долины р. Бзыбь с крепости":
10. Загадка связан также с двумя снимками, который образуют между собой, предположительно, панораму:
Высокое разрешениеОни попали в альбом "Разное этюды" и имеют неопределенную подпись "В монастырском саду".
В качестве наиболее вероятно варианта рассматривался сад Ново-Афонского монастыря, но там не удалось найти точного совпадения по рельефу местности. Возможно, это другое место на Черноморском побережье Кавказа.
Если кого-то серьёзно заинтересовала эта тема, можете посмотреть
Общий список фотографий Прокудина-Горского, требующих идентификации.
Буду крайне признателен за любые идеи по этим загадочным снимкам и за перепост сообщения.