Как я сдавал ЧМы и ЭВМ

Sep 16, 2012 04:07

В среду я открыл сезон добивания хвостов весенней сессии, сдав курс ЕНС про логики и алгоритмы. После этого остался полный комплект вычислительной математики: численные методы зачёт, численные методы экзамен и практикум на ЭВМ.

Пересдачи зачёта и практикума были назначены на пятницу - это так называемая комиссия. Весной была первая, а вот позавчера состоялась вторая и, быть может, последняя. Прежде чем перейти к повествованию, я попытаюсь описать что из себя представляют эти зачёты и почему они у меня вызывают отвращение и до последнего нежелание к ним готовиться, иначе не получится передать драматическую составляющего произошедшего.

Для получения ЭВМ нужно написать прогу, решающую данную дифференциальную задачу (у каждого своя задача) данным методом (у каждого свои явная и неявная схемы), и подробный отчёт к ней. Что делать и как писать отчёт описано в книге Попова (этот персонаж ещё встретится в посте), сделать ЭВМ не разобравшись в этой книге невозможно.

Есть отягчающие обстоятельства: 1) т.к. я оболтус и даже не пытался сдавать в течении семестра, помимо простой и прекрасной линейной дифференциальной задачи меня ожидала нелинейная, в которой плохая сходимость, в несколько раз больше выкладок, ад и погибель 2) мой брат по несчастью arhimag проделал весь этот ад, получив отчёт с графиками на 18 страниц, но был моментально завален Быченковым (это наш семинарист) на комиссии весной без внятного объяснения причин (якобы нужно в отчёте проверить ещё на другой вид устойчивости, но на вопрос какой именно было сказано, что он ничего объяснять не будет). arhimag до сих пор не понимает чего хотел Быченков.

Скажу сразу: я до сих пор вдумчиво не читал книжку Попова и не пытался ничего прогать, поэтому ЭВМ я оцениваю как нечто, что затянется на несколько недель разбирательства, выкладок и отладки.

Для получения численных методов нужно за час решить две задачи из пяти. Всё просто, кроме того, что по окончанию семестра я не понимал даже условий задач, и должен был начинать всё с нуля.

На комиссии всем руководит Лапшин. Этот же человек руководит комиссиями по отчислениям, поэтому даже если вы приходите просто сдавать эвм, есть шанс обсудить с ним и другие интересные вещи, а при желании можно даже попасть в его персональный чёрный список (он записывает людей, которые как-то нехорошо себя проявили на комиссиях). Это весьма своеобразный человек, с которым никогда нельзя спорить, и который любит загонять в угол вопросами, на которые разрешается дать только один ответ.

Этим я хотел сказать, что комиссии кафедры вычмата всегда имеют множество пикантных моментов и требуют аккуратности. Впрочем, я тёртый калач в этом вопросе.

Примерная хронология событий накануне зачёта:
четверг, 10:00: Я просыпаюсь с мыслью-девизом «ЧМы и ЭВМ за 24 часа!».
четверг, 22:00: Я сменяю лозунг на «ЧМы и ЭВМ за 12 часов!».
пятница, 01:00: Решаю вздремнуть часик с мыслью «ЧМы и ЭВМ за 6 часов!».
пятница, 03:00: Наконец-таки сажусь ботать ЧМы.
пятница, 06:00: Смог самостоятельно решить одну задачу.
пятница, 07:00: Пишу бомбы на пять задач с предыдущей пересдачи.
пятница, 08:00: Написал фейковую прогу, затехал титульную страницу для отчёта, скинул на флешку, оставил флешку дома и поехал в универ.
пятница, 08:45: Возвращаюсь домой из-за своей забывчивости: вспомнил, что я не взял задачник по ЧМам, который хотел полистать в метро. Про флешку я вспомню уже в универе, когда за ней будет поздно возвращаться.

На зачёте по численным методам половина присутствующих была из моей группы (3 человека) и, когда препод производил перепись, воскликнул: «Опять 412? Чтож это за группа такая дурная.», на что очень хотелось ответить «быченковская».

Какова же была моя радость, когда задачи дали те же, что и на прошлой пересдаче! Я раздал часть бомб присутствующим, оставшиеся мы поделили с arhimag'ом… Но вскоре меня отсадили на другую парту и я остался один на один с чистыми листами бумаги. Okay, пришлось по памяти восстановить два решения (и в одном даже исправить ошибку), а к концу смог вернуть себе одну из бомб. В итоге сдал три задачи и получил зачёт.

Дальше полагалось идти на комиссию сдавать ЭВМ. Ясен пень, шансов сдать у меня никаких, задача состоит в том, чтобы как можно меньше вызывать ненависти у комиссии. Учитывая, что на вопрос «Вы полностью готовы?» разрешено отвечать только «Да» или «Нет», у меня, полнейшего оболтуса, который даже флешку с собой не захватил, был выбор из следующих вариантов:
1) Не прийти на комиссию вообще. Наиболее приятно, но потом припомнят.
2) Прийти и сказать, что я не готов. Выскажут, что я неуч, трачу их время и для меня больше пересдач не будет.
3) Прийти c чужими трудами и сказать, что готов. А потом «Ой, программа не компилируется. Ой, не та версия отчёта. Ой, я за лето забыл что такое U». Считается, что это вызывает у комиссии меньше ненависти, чем первые два варианта.

После долгих и мучительных колебаний я выбрал третий вариант действия: arhimag любезно распечатал для меня экземпляр своего отчёта, и мы пошли на комиссию. В аудитории сдавали ЭВМ примерно 15 человек, все компы, кроме трёх, были заняты. Что приятно удивляет, Быченкова нет, а это значит, что сдавать нужно будет кому-то другому. Я беру у arhimag'а флешку, принимаюсь за компиляцию проги, а препод берёт у меня отчёт и начинает его читать.

- Да это же целое исследование!, - говорит. - А как Вы графики нарисовали?
- Экспортировал в TeX'овский формат и воспользовался пакетом… Э-э-э… Graphics. - Название пакета я придумал от балды, но, оказывается, такое действительно существует и им рисуют графики!
- А это Вы сейчас в Cygwin'е находитесь?
- Нет, это в FAR'е, а открыт редактор vim.

После некоторого времени, когда я таки скомпилировал прогу, а препод насмотрелся на отчёт, я начинаю пытаться что-то рассказывать:
- Вот, если мы запустим прогу, то вот в этот файл она напечатает вот ту таблицу, а вот в этот файл точки графика, как раз для TeX'а.
- А давайте мы заменим функцию F на нулевую и посмотрим что будет выведено.

От этой замены в ответе должен получится ноль (т.е. и функция, и невязки нулевые). Я начинаю судорожно бегать по программе, пытаясь найти что-то похожее на F. Не получается, от спешки буквы плывут перед глазами, после третьего круга беготни приходится наугад найти жертву и заменить её на ноль, комментируя огромный фрагмент кода. Запускаю программу, и мы смотрим вывод.
- Что-то не похоже это на ноль. И 167 порядок откуда-то взялся, - говорит препод.
- Давайте посмотрим в другой файл.
- Тут нулей по-больше… Но всё равно разберитесь с этим.

Подходит arhimag со словами «Можешь вернуть мне мою флешку?». Всё, теперь у препода не будет сомнений, что отчёт и прога не мои, думаю я. Пытаюсь придумать как по-быстрому распечатать кучу нулей в файл, и внезапно понимаю, что программа на самом деле не печатает вообще ничего, даже если печать поставить первой строкой…
- Ну как, разобрались?
- Я обнаружил, что программа ничего не печатает, сейчас пытаюсь скомпилировать из-под Cygwin'а.
- Пе-ре-муд-ри-ли где-то.

Итак, вот мы и подошли к кульминационному моменту, ради которого я и пишу весь этот пост.
- Ну ладно, зачёт я Вам поставлю, закрывайте всё и выключайте компьютер. А отчёт я оставлю себе.

От этих слов у меня внутри всё перевернулось… Не помню выключал ли я комп, кажется, что просто так подскочил. Зачем ему этот отчёт, если не показать кому-то? Если увидит Попов (та-дам! я же обещал, что он ещё будет фигурировать), который одновременно со мной принял ЭВМ у arhimag'а с точно таким же отчётом, то палева и неприятных вопросов не миновать…

Я пробыл в аудитории считанные минуты: из несчастных 15 человек при мне ушёл только один, остальные как сдавали до моего прихода, так и продолжат мучительно сдавать после него; Лапшин говорит мне: «Замечательно. А Вы боялись.»; arhimag, получив зачёт, весь радостно сияет и кажется, что он вот-вот начнёт танцевать макарену; ну а я, переводя взгляд то на Попова в другом конце класса, то на принимавшего у меня препода, пытаюсь придумать вменяемый способ избавиться от отчёта-улики и, не имея в этом никакого успеха, раз за разом проворачиваю в голове слова «Можете не ставить мне зачёт, НО ВЕРНИТЕ МНЕ МОЁ ВОСЕМНАДЦАТИСТРАНИЧНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА!». Да здравствует праздник абсурда!

Меня трудно напугать грядущими экзаменами, долгами, угрозами отчисления, - это происходит постоянно и я привык относится к этому с большой долей фатализма, но выйдя из аудитории я был по-настоящему в состоянии паники. Теперь я с ужасом ожидаю комиссию в понедельник: на ней, возможно, мне предстоит объяснять почему мой отчёт в точности совпадает с отчётом arhimag'а и почему я так нагло обманул комиссию…

P.S. А, возможно, не придётся, и тогда мне осталось сдать всего один долг ^_^

универ

Previous post Next post
Up