Майорка

Jul 28, 2008 23:50

Неделю назад мы вернулись из рая.

Много фотографий здесь
Подробно о поездке вот
15 июля, вторник
Мы почти не спали ночь, потому что надо было рано выезжать, но несмотря на это, в самолете я почти не спала. Во-первых, книжка очень интересной оказалась. Во-вторых, небо было чистое и из окна самолета было видно столько всего интересного: поля, леса, горы, а потом - море!
Когда мы подлетали к Майорке, сначала показалось, что это континент - ну не может этот остров быть таким большим! Но нет, оказалось, что это она и есть - чудесная Майорка. Если не напоминать себе, что ты на острове, такое ощущение, что это материк, просто береговая линия очень изогнута. И правда, сплошные заливчики и бухточки. Ну и мысы с маячками. Соседние острова мы так и не увидели, хоть по карте и кажется, что они совсем близко. С расстояниями у меня проблемы, так всегда было. Неверное восприятие. Ну да ладно, зато всегда есть чему удивиться.
Итак, мы приземлились. Уже на трапе в нос ударил запах моря. Вкусный такой мягкий бриз. Вдыхали полной грудью и улыбались в предвкушении.
Долго проходили паспортный контроль. Потом долго ждали, пока отправится наш автобус, потому что у кого-то пропали чемоданы, а кто-то попросту заблудился немного. Ну ничего, смотрели себе на пальмы и цветущий олеандр (как потом оказалось). На обратном пути мы ждали намного дольше, но об этом позже.

Индивидуальным гидом у нас была говорливая Лера, русская, прожившая в Испании 8 лет. Поэтому видно и болтала со скоростью 200 слов в минуту. Или 300. В целом, если фильтровать ее поток речи, оставалось около 60% полезной информации.
В отель мы приехали около 2 дня, экскурсии нужно было заказывать на другой день, так что мы были предоставлены самим себе.
Жили мы в 10-этажной гостинице, на самом верхнем этаже. Долго ждать лифт, но зато вид с балкона хороший. Гостиница вполне себе сносная, особенно если учесть, что 2 звезды. По уровню соответствовала 3 звездам в Амстердаме, только еще ужином кормили и бассейн был. В котором мы ни разу не поплавали. А зачем, если рядом теплое и ласковое Средиземное море?
Обслуживание было так себе, в номере практически не убирали, приносить мыло и гель для душа тоже забыли через два дня, но ругаться не хотелось, да и как? Там люди почти не говорят по-английски. Ну администраторы худо-бедно да. Официанты чаще нет, чем да. Продавцы знают только пару основных фраз. Так что приходилось внимательно слушать и читать всякие вывески и меню, и актуализировать свой испанский. Перед поездкой я пыталась его повторить, но естественно, не успела далеко продвинуться. Поэтому говорила в основном я, на смеси испанского и английского. Ну и жестами. Иногда заставляла Тиму самого пойти сказать что-то по-английски. Например, попросить деньги разменять. Или заказать что-нибудь в баре. Он боялся, но послушно шел и со всем вроде справился. Даже сам меня спрашивал, как сказать ту или иную фразу по-английски. Молодец.

Итак, в номере нам делать было особенно нечего, да и не терпелось дойти до моря, которое еще из самолета поразило нас своим ярким голубым цветом, переходящим в бирюзовый у берегов. Идти было недалеко, максимум минут 10, удобно. Пляж разочаровал: узкая полоска между морем и шумным бульваром с кучей транспорта, кафе, магазинов и туристов, песок не очень-то чистый, естественной тени нет абсолютно, только платные зонтики, и куча, куча народу. В основном немцы и голландцы. Немцев видно и слышно больше, хотя голландцы тоже весьма шумный народ. Это скоро стало бесить, особенно по вечерам, когда немцы выпивали и горланили на весь остров. Ну да ладно, кроме них горланили еще кажется итальянцы, а может и сами испанцы, потому что они тоже приезжают отдыхать на Майорку.
Море… море чудесное! Нежное, ласковое, с постоянным легким бризом, вода прозрачная, мягкое песчаное дно. Один минус - очень долгий спуск. Можно пройти метров 300, и будет по пояс. Дойти до глубины мне кажется нереально. Мы в последний вечер купались после заката. У берега стояли яхты на якоре, так мы уже пляжа не видели, зато видели совсем близко яхты, а было все равно мелко!
Альтернатива - прыгать в море со скалы. Ха-ха.

Кроме пляжа в первый день мы еще ходили гулять по Ареналу. Городок абсолютно дурацкий, потому что туристический. Нет, ну там есть даже что-то вроде парка, но не впечатлило. Так что мы отошли в сторону от гостиниц и любовались частными виллами. Или асьендами, кому как нравится. Уютные домики с садиками, в которых растут высооокие пальмы, большущие кактусы разных видов и всевозможные цветут цветы. Красота!
Пару раз отходили в сторону от вилл, и обнаруживали нагромождение камней и море. Плавать я бы там не рискнула, но зато очень красиво. Но и там есть люди. Безлюдного места мы так и не нашли. Разве что в горах, в лесу, но там отходить далеко страшно..

16 июля, среда
С утра отправились на пляж, так как в обед нужно было возвращаться в отель и встречаться с Лерой. Народу было еще немного, небо облачное, лежаки свободные. Мы поискали глазами кого-то, кому можно было бы заплатить за лежак, не нашли, и легли просто так. К нам тут же подскочил продавец арбуза и ананаса, и под видом того, что твоя моя не понимать, всучил нам дольку и того и другого, за что потребовал 9 евро (!). Дали. Нельзя нам без присмотра в туристическую зону. Хэх.
Потом появился товарищ, ответственный за лежаки. И тоже потребовал 9 евро. Тима как будто пошел за деньгами, а когда вернулся, мы решили не платить и просто ушли с пляжа. Тем более было пора.
Купили две экскурсии, на два последних дня. И решили ехать в Пальму, хоть посмотреть, что за город. Ехать всего минут 15-20, автобусы ходят часто - удобно.

Пальма - очень красивый город! Честно-честно. Особенно центр, конечно. Гулять-гулять-гулять. Фотоаппарат мы не взяли, решили, что снимать красоты будем потом. Поэтому просто прошлись по городу туда-сюда, поглазели.

Вечером вернулись в Аренал, посидели на пляже, кажется, пили миндальный ликер.

17 июля, четверг
На этот день по плану был с утра пляж, а потом снова Пальма, на этот раз с фотоаппаратом.
В Пальме сразу пошли в Кафедральный собор. Как и все готические соборы, красив он больше снаружи, а внутри немного жутковато. Витражи только очень радуют глаз. Но, должна отметить, в этом соборе находиться было приятнее, чем в антверпенском и брюссельском. А Тимми не понравилось.
Немного истории. Однажды короля Хайме I застиг на море шторм, и он поклялся построить прекрасный храм, если он и его люди спасутся. Первый камень собора был заложен в 1230 году. Строительство собора затянулось на несколько веков и закончилось только в 1604 году. В начале 20 века каталонец Антонио Гауди реконструировал интерьер собора, добавив витражи, светильники и люстру-балдахин. Гауди работал бесплатно и посвятил этому полжизни. Единственным источником средств на реконструкцию были подаяния. Гауди стал архитектором несмотря на тяжелое физическое состояние и болезни. Ходят слухи, что Рим собирается причислить его к лику святых.
Больше ни в какие музеи не пошли, а решили попробовать дойти до замка Бельвер, хотя и знали, что он расположен на окраине города, и издалека мы его видели на холме, так что идти далеко. Нет чтобы воспользоваться хоть каким-то транспортом. Мы пошли пешком.
Дошли, хоть и со скрипом. К подножию холма и въезду на территорию замка. Пошли было по дороге для машин, но она оказалась почти серпантином и под хорошим наклоном, поэтому метров через 500 вернулись обратно, изнемогая от усталости. Внизу заметили тропинку, уходящую по склону вверх, но сил смотреть, куда она ведет дальше, не было. Это потом мы узнали, что пешеходных тропинки даже две, и это видимо была одна из них. Вторая выходила немного в другое место.
И мы потащились обратно в центр Пальмы и оттуда в гостиницу.

В Пальме очень понравилось бродить по узеньким улочкам, где дома стоят вплотную, образую спасительную тень. Спасительную, потому что несмотря на ветерок у моря, в городе днем было жарковато. Но не душно.
Все наши дороги вели к Placa Major. Сама по себе площадь не представляет ничего особенного, кроме магазинчиков и уютных улочек вокруг. Но очень понравился проход на нее: по крутой лестнице (лестниц всего несколько, с разных сторон), с одной стороны стена, с другой - сувенирные лавки.
Так проходили наши первые дни на Майорке, не очень насыщенные, но интересные.
На пляже мы, чтобы не лежать просто так (я бы лежала, но Тимми этого не любит), играли в что-то вроде лапты, с резиновым мячиком и деревянными ракетками. Играли по колено в воде, что было хорошей нагрузкой на ноги. Мячик не тонет, так что его удобно поднимать. Игра нам эта так понравилась, что играли даже после захода солнца, до тех пор, пока еще было видно мячик.

18 июля, пятница
Этот день было решено провести активно и взять напрокат велосипеды. Как нам это пришло в голову? Очень просто. В журнале я видела рекламу Майорки, как райского места для велосипедистов, в Аренале повсюду аренда велосипедов и стенды с маршрутами велосипедными. Конечно нам тоже захотелось попробовать. Мы выбрали маршрут средней сложности, слегка его изменили, чтобы попасть в красивую бухту Кала Пи, которую опять же выглядели в путеводителе, ну и поехали. Только почему-то никто нигде не пишет, что ехать днем небезопасно! Что можно попросту зажариться под солнышком, потому что тени по дороге практически нет! Что кепкой одной не спасешься и надо надевать длинные брюки и кофты с длинными рукавами. Или что хотя бы надо обильно намазаться защитным кремом. Ну до этого мы и сами должны были додуматься, но было ветрено и не очень-то жарко и нам это в голову не пришло.
Мы примерно оценили расстояние до Кала Пи в 25 км и решили, что нам это по плечу, тем более, когда доберемся, можно будет искупаться и поваляться на пляже. Ехать оказалось намного сложнее, чем мы думали, так как дорога, со спусками и подъемами, все равно была немного в гору: мы ехали с центральной равнины к скалистым берегам все-таки. Через десяток километров я уже проклинала нашу затею, но возвращаться обратно было попросту обидно.
Ехали мы по специально отведенной велосипедистам обочине шоссе шириной около метра, а дороги на Майорке хорошие. Пугало только то, что слева проносились автомобили, а справа был забор из камней с колючей проволокой или вообще под напряжением.
По пути нам встретились представители местной фауны, правда, в раздавленно-расплющенном виде. Были там зайчики, ежики, птички, кошка и даже козлик (его я, слава богу, не заметила).
Кроме того, нас сопровождал треск цикад в купе с шумом ветра, так что докричаться друг до друга мы не могли.
Где-то на 18м километре мы сделали остановку. Небольшая площадка, поросшая каким-то кустарником, с парой деревьев, камни и - обрыв. Море, сливающееся на горизонте с таким же голубым небом - красота неописуемая! И белые парусники.
Там я жадно запихала в себя все печеньки, которые мы утащили с завтрака, ибо время уже близилось к полудню. Но мы двинулись дальше.
Был поворот с указателем Кап Бланк, где, по нашим сведениям, должен быть маяк. Но проезд почему-то перекрыт. В любом случае, наш путь лежал еще на несколько километров дальше, в бухту Кала Пи.
Кала Пи - курортное местечко. Конечно, отдыхающих там поменьше, да и бухта малюсенькая. Но ожидаемой уединенности мы не обнаружили - пляжик был забит народом. Вообще с уединенностью там были проблемы, самое уединенное место - горы, но туда мы ездили с группой, и время было ограничено, так что особо в сторону не уйдешь.
Что представляет собой эта бухта? Представьте себе скалистый берег и узкий залив. Там, где еще глубоко, стоят на якоре яхты, а заканчивается этот залив пляжем. По бокам пляжа возвышаются скалы, да и с четвертой стороны этот песчаный островок переходит в заросшие холмы, так что единственным подъемом наверх служит узкая крутая лестница. Велосипеды мы оставили наверху и немного поплескались в прозрачной водичке бухты. На пляже мы провели всего час-полтора, потому что очень хотелось есть, да и обратно нужно было успеть до вечера. Поели в ресторане прямо у лестницы наверху. У меня впервые получилось поговорить с официантом по-испански, хоть и не идеально.
Нам бы следовало переждать жару и ехать обратно позже, но мы этого не сделали. К тому же, все равно уже были обгоревшими, так что ждать мы не стали.
Дорога обратно была проще в том плане, что в основном шла с горы, и доехали мы довольно быстро.
Из-за того, что пережарились, впечатления были испорчены, да и вечер тоже: мы еле спустились на ужин и завалились спать. Чувствовали себя совершенно разбитыми, а прошло только полнедели.

19 июля, суббота
Несмотря на непроходящую усталость после вело-прогулки и головную боль от перегрева на солнце, мы решили попасть все-таки в замок Бельвер. Потому что следующие два дня почти целиком были заняты экскурсиями.
На этот раз мы поступили мудро: приехав в Пальму, взяли такси и через минут 10 оказались у входа в замок. Таксистка оказалась очень милой и сама рассказала нам по-английски, как можно спуститься пешком с холма, на котором стоит Бельвер, если не получится взять такси.
Вход - небольшая арка, в ней под стеной сидел испанский дядечка. Далее произошел следующий диалог:
- Ола!
- Алемано? Инглес? (Немецкий? Английский?)
- Но, русо!
- Русо? Но проблемо! (достает брошюрку про замок и тычет пальцем в русский флажок, мол, по-русски тоже есть, и при этом обнимает меня одной рукой. Я смеюсь:
- Грасиас, муй бьен! (очень хорошо, спасибо)
Замок нас поразил. Кроме того, что сам замок уникален, там еще внутри залы отведены под музей истории Майорки и под скульптуры одного известного испанца Деспуч.
Замок Бельвер расположен на высоте более 100 м над уровнем моря и с него открывается чудесный вид на Пальму, море и добрую часть острова. Бельвер был построен в 14 веке и служил резиденцией короля до 18 века. Тогда замок стал военной тюрьмой, и наконец, в 20 веке его превратили в музей.
Уникальность замка Бельвер в том, что он круглый. В замке четыре башни: три невысокие и одна повыше, главная, вынесенная за пределы стен на 7 метров. Внутри замка - круглый двор, так что стены расположены вокруг него. В замке всего два этажа, все выполнено в готическом стиле.
Замок чудесно вписывается в ландшафт, и кажется, будто создавала его не рука человека, а природа, как и чудесные горы Майорки.
Вид с него открывается и правда восхитительный, хотя высота и небольшая. Когда смотришь сверху на плотно застроенную Пальму, жить там хочется гораздо меньше, чем когда идешь по красивым улочкам. До Москвы, конечно, далеко, Пальма намного уютнее и гармоничнее, но город слишком шумный и слишком туристический.

Спускались из замка мы пешком, по длинной витиеватой лестнице, выложенной (как и во многих местах на Майорке) скользкими камнями. Подъехали на автобусе до центра и еще немного погуляли по Пальме. Вечером хотели пойти в клуб, либо в Аренале, либо вернуться в Пальму. Но после ужина Тим завалился спать, я почитала, и тоже заснула. Проснулись мы около 12, вроде бы самое время идти гулять на ночь, но на нас свалилась такая сонная усталость, что никуда мы не пошли. То же повторилось и на другой день. Но мы об этом не очень жалеем. Всего не охватить.

20 июля, воскресенье
Сонное утро, сонный завтрак, сонное шествие до фикуса, у которого нас забирали на экскурсию. Началась экскурсия не очень интересно, но не бесполезно.
Вообще, нам обещали ОЧЕНЬ интересные экскурсии с просто ПОТРЯСАЮЩИМ гидом. Экскурсии были и впрямь хорошие, и вещи рассказывали часто интересные и нужные, но вот наш гид Ольга - отдельная история. Понятно, что она очень долго живет в Испании. Но сложилось ощущение, что она и пока в России жила, с русским языком не дружила. Мало того, что рассказчик из нее никакой, скакала с факта на факт, так что потом вообще не понятно было, к чему это все. Так она еще и путала окончания, говорила обо всем в настоящем времени (когда ожидаешь будущего или прошедшего), вставляла не к месту слова «такой» и «этот» (очевидно, пытаясь перевести артикли). Прибавьте к этому ужасный акцент, и получится, что с тем же успехом можно было слушать коренного испанца. Наша Лера, которая пока не имеет права вести экскурсии, рассказала бы лучше, ей-богу. Ах да, Ольга в придачу разговаривала с нами, как с детками в яслях: «Ну-ка, кто запомнил, как называются камни, растущие снизу вверх? - Сталагмиты! - Праааавильно».
Первым пунктом была фабрика искусственного жемчуга. Вообще кроме жемчуга там делают и другие ювелирные украшения, с бриллиантами, натуральным и культивированным жемчугом (его-то как раз привозят). А искусственный делают из стеклянный палочек. Крутится тоненькая проволока, на нее капает расплавленное стекло, и получается бусина. При этом можно контролировать размер и делать бусины разной формы. Затем бусины опускают в натуральный перламутр из чешуи рыб. Перламутр бывает разных цветов. От того, сколько раз окунули бусину в перламутр, зависит сорт жемчуга и соответственно цена. Бусины надевают на нити вручную: бусинка, узелок, бусинка, узелок. Так что если нить порвется, бусы не рассыпятся. Готовые изделия проверяют на прочность: они в течение суток бьются о валик, как если бы они были на шее. Если бусы рвутся, их переделывают.
При фабрике фирменный магазин, где можно на все эти прелести поглазеть и приобрести. Я остановила свой выбор на жемчуге второго сорта (так чтобы не самая дешевка, но и не заоблачные цены). Купила браслет из жемчуга серого цвета с серебряной застежкой - красотища.
Затем поехали в пещеры Арта (ударение на последний слог), основной пункт экскурсии. Вход в пещеры расположен прямо над обрывом в море. На склоне скалы растут очень милые кактусы. Общая протяженность пещер составляет около 9 километров, но для туристов проложен маршрут длиной в 1 км. С пути сбиться почти невозможно, если не лезть за ограждения, конечно. А полезть очень хотелось, интересно же.
Пещеры просто сказочные! Может, потому, что я никогда до этого в пещерах не была. Но вся группа наша охала и ахала, и глазела по сторонам открыв рот. Такой восторг вполне уместен: как подумаешь, что все эти витиеватые сталактито-сталагмитовые колонны и своды сотворила природа, да не за раз, а на протяжении многих столетий, или даже тысячелетий…. Никакая архитектура с этим не сравнится! После этого не хочется ехать в Париж или Лондон. А скорее в Исландию, норвежские фьорды, финские леса…
Рассказывать о том, как мы ходили по пещерам, штука бесполезная - словами этого не описать. И на фотографиях не показать. Даже видео дает только очень примерное впечатление. Чтобы понять, как это красиво, там нужно побывать! Почувствовать холод камня, вдохнуть сырой воздух, погладить гладкие стены.
Ольга много нам вещала об этих пещерах, легенды какие-то рассказывала, но рассказывала так, что слушать не хотелось, поэтому, увы, ничего не запомнилось. Со второй экскурсии запомнилось больше, видимо, привыкла.
Так, пару слов. Залы пещер носят странные названия: Ад, Рай, Чистилище. Там есть Пасть Демона - естественная арка. Есть Крылья Ангела, Змей, Скорпион, семь Овечек (если найти все семь, грехи якобы будут отпущены), Мыслитель, Снежная Гора и Бриллиантовое Дерево. Мы нашли еще и коня, например.
Очень ждали «маленького концерта»: в определенном очень темном месте под музыку Баха пещеры подсвечиваются разными цветами. Не впечатлило. Подсветка была хаотичной, не эффектной, и не очень-то заметной. Бах подходит там как нельзя кстати. Когда услышали его издалека, играющего для другой группы, было очень в тему. Вообще же, по этим пещерам нужно ходить в тишине, без вспышек фотоаппаратов, небольшими группами, и хорошо бы еще со свечой или факелом для создания должной атмосферы.
Приятно было выйти на жаркое полуденное солнце после семнадцати градусов в пещерах. И поехали мы дальше.
А дальше по плану был обед в традиционном мальоркинском ресторане. Тут ничего особенного, кроме довольно вкусного вина и мельком подсмотренного свадебного банкета.
Когда многим стало весело от выпитого вина, поехали дегустировать ликеры. Ликеры на Майорке (вроде как) любят. Есть травяной ликер, сладкий, сухой и микста, его пьют после еды. Буквально пару глотков для пищеварения. Очень полезно и вкусно. Есть ликер Пало. Напоминает чем-то микстуру, но все равно довольно приятный. Пьется как аперитив. Чудесный миндальный ликер, который можно пить просто так, можно со льдом, а можно в кофе капать. Еще пробовали (в другом месте) персиковый ликер - легкий, ароматный, очень понравился.
Ликеры пробовали в большом сувенирном магазине, где продаются товары из оливкового дерева и прочие сувениры. Магазин очень понравился, жаль только, что большинство вещей бесполезны, а то, что полезно (блюдо или доска для резки), тащить как-то не хочется из такой дали.
Вечером снова были уставшие, но пошли на пляж, играли в «лапту», а после заката я пошла купаться. Вода в море очень теплая, по сравнению с воздухом кажется даже горячей, ласковая…

21 июля, понедельник
Снова экскурсия с утра пораньше. Ехали сначала на одном автобусе до ипподрома, потом пересели на второй, побольше.
Сначала заехали на кожевенную фабрику Kollflex в городе Инка. Скажу честно, обувь мне не понравилась. Видно, что хорошо сработана и удобна, но носить такое не хочется. Хотя сапоги более-менее ничего.
Долгая дорога по серпантину. До сих пор не верится, что такой огромный автобус так легко проезжает по узкой дороге, когда с одной стороны обрыв, а с другой грузовик и отвесная стена!
Льюкский монастырь. Если честно, никаких признаков монастыря замечено не было, так что наверное там кроме священников и поддержателей порядка, никто сейчас не живет. Интересная легенда, связанная с его основанием. В 13 веке мальчик из деревушки Эскорка нашел в лесу светящуюся деревянную статую Девы Марии. Он отнес было ее в местную церквушку, но на утро, когда он пришел в церковь, статуя исчезла. Пастушок снова отправился в лес и нашел статую на том же самом месте. Он снова принес ее в церковь, но наутро Дева Мария опять исчезла. Так продолжалось несколько раз, пока священник из Эскорки не решил, что на том месте, где мальчик нашел статую, нужно основать обитель. Так появился монастырь с базиликой, построенной в 17 веке, в которой сейчас и находится статуя Девы Марии. Это место считается сердцем Майорки, ее духовным центром и центром паломничества.
Базилика и правда оказалась очень красивой. Очень богатое убранство, от которого веет теплом и уютом. Похожа на православные церкви чем-то. Я поддалась толпе и пошла на поклонение Деве Марии. Самой статуи коснуться нельзя, поэтому касаются просящие двух ангелов у ее ног. Мне почему-то показалось, что именно эта чудесная Дева, с младенцем на руках, будет мне покровительствовать в том, о чем я у нее попросила.
Говорят, Дева Мария многим помогла и исцелила. Но горе стоит большой страшный железный крест, почему-то с колючей проволокой - дар одного из исцеленных. Молодой человек был парализован и не мог ходить. Через год после паломничества в Льюкский монастырь ему стало лучше. Через какое-то время он встал и теперь ходит. Почему крест такой страшный - непонятно. Но вид с горки открывается очень красивый.
Чудесный дворик, кафе с вкусным кофе, с виду невзрачный источник «омолаживающей воды», старый фонтан, поросший мхом. Рассказывают, что однажды жили муж и жена. Жена была красавица, а муж очень ревнивый. Измучил он ее своей ревностью, и пошла она к Деве Марии, попросила излечить ее мужа от ревности. И вот идут они вдвоем по горной дороге, и в припадке ревности муж столкнул красавицу со скалы. И сразу стало ему легко на душе, ведь больше некого было ревновать. Пошел он в базилику к Деве Марии, и увидел там… свою жену! Живую и невредимую. Ревнивец так испугался, что превратился в камень. С тех пор на том месте так и стоит фонтан в назидание ревнивцам.

После этого мы оказались в самом прекрасном месте на Майорке - на мысе Форментор. Смотровая площадка Эс Каламер на высоте 500 метров над уровнем моря. И тут начались чудеса. Ярко-голубое море, насколько хватает глаз, плавно переходящее на горизонте в такое же голубое небо. Скалы, зеленые, но обрывистые, резкие, врезаются в море, раздирая его на части. Ступеньки, по камням, смотреть под ноги не хочется, потому что кругом ТАКОЕ. Перегнуться, лечь на каменные перила, нагретые солнцем, в лицо бриз, легкий, но сильный, с ароматом моря и скал, и чего-то неведомого, сродни свободе. Смотришь вниз: серые камни, голубая вода разбивается белоснежной пеной. Крики чаек. Шум восхищенных голосов, визг детей… лучше бы их не было, лучше бы никого не было, только я и скалы, я и море, я и ветер. Перегнуться и прыгнуть, лететь, расправив руки как крылья, на гребнях ветреного моря и морского ветра. Этот ветер в лицо, теребящий безжалостно волосы, хлещущий по щекам и в то же время ласковый и манящий. Этот ветер говорит мне, что счастье совсем рядом, счастье видеть то, что сотворила природа, и что не под силу повторить человеку!

Даже как-то пальцы противятся писать после этого о том, как мы валялись на сосновом пляже бухты Форментор, переправились на катере в порт Польенса и посетили винный погребок. Но раз уж решила писать обо всем, пусть будет.
Пляж маленький, весь поросший соснами, так что есть природная тень. Песок вперемешку с крупной галькой, так что в воду заходить очень больно. В воде плавают кусочки коры и сосновые иголки. Но зато глубина начинается раньше и вода прозрачнее. Прямо на пляже небольшой причал, где мы водрузились на катер и поплыли в порт Польенса. По пути проплыли одинокий маячок и полюбовались на серфинг, яхты, катеры, скутеры и иже с ними. В порту пересели в автобус и поехали вдоль берега. На пляже было явно меньше народу, чем у нас в Аренале, и мы пожалели, что поселились не в Польенсе. По дороге нам рассказали страшную вещь: за последние лет 65 море поднялось на 4 см, а один сантиметр означает один метр пляжа примерно. То есть пляжи уменьшились на 4 метра! То-то они какие-то местами узкие. Жутко наверное жить на острове и знать об этом…
Винный погреб находится в городке Sa Pobla. Сам городок мы толком не посмотрели, только насколько можно из автобуса увидеть. Винодельня долгое время была заброшена, пока богатый испанец Дон Рафаэль не выкупил эти подвалы и не возобновил производство вина. К тому же он стал пускать в погребок туристов и угощать вином и ликерами. Мы сидели за столами из бочек на табуретках в виде больших пробок, и пили вино, названное в честь хозяина «Дон Рафаэль», выдержанное два года в бочке и два года в бутылке, хранящееся с 1999 года. Еще было легкое белое вино из привозного винограда, колбаса собрасада и хамон (копченый окорок), а также сухарики и сыр. Перед этим мы прогулялись по прохладному погребу, поглазели на бочки-бодеги и ряды неподписанных бутылок с вином. Кроме того, на стенах висели непонятные картины пятнами, которые периодически выставляются в погребке. Купили набор из маленьких бутылочек с ликерами и бутылку того самого белого вина, которым нас угощали.
Вечером после заката снова играли в лапту, а когда стемнело, купались с теплом море на прощание.

22 июля, вторник
Дорога домой была ужасной. Ужасно долгой.
Приехали в аэропорт вовремя, но очереди на регистрацию были огромные и еле двигались: еще бы, русские везут столько чемоданов, что жутко становится! Куда нам со скромненьким маленьким чемоданчиком, рюкзаком и дорожной сумкой.
Сели в самолет тоже вовремя, но взлетел он только часа через два. Все эти два часа мы сидели в самолете голодные, а время уже было обеденное. Как нам объяснили, перегружены воздушные пути. Поэтому, видимо, самолет, в который сели после нас, взлетел раньше. Интересно, а про загруженность воздушных путей они узнали, только когда все пассажиры на борту были?
Прилетели позже, чем должны были, выходили из самолета очень долго, чемоданы ждали еще дольше, потом тащились через весь аэропорт к электричке-свинарнику. Потом пересели на свою электричку-свинарник на Зеленоград. Дома были только в полпервого ночи. При том, что из отеля выехали в 9 утра. Нормально это? Но разве могут такие мелочи испортить впечатления об отдыхе на Майорке? Нет, конечно!