Карманные деньги (Франсуа Трюффо, 1976, L'Argent de poche)
Если бы не такие фильмы, как «Карманные деньги», то можно было бы уже начать сомневаться в гениальности Трюффо и необходимости ему снимать в 70-х. Но эта картина просто превосходна. Так точно, так чутко, так трогательно, так достоверно воссоздать мир детства, мир детей, оставленных самим себе, из взрослых режиссеров мало кто сможет. И это не сюсюканье, не трагические переживания, не какой-то, простите, ералаш. Это именно «байки по ту сторону взрослой жизни». О мечтах, об удовольствиях, о друзьях, о первых поцелуях, о боли, о разочаровании, об отношениях с ровесниками и взрослыми и, конечно же, о кино - это же Трюффо, а мало кто из режиссеров действительно любит кино так сильно, как он.
С одной стороны - это воссоздание шедевра «400 ударов», но если в том фильме все крутилось вокруг одного ребенка, который олицетворял все поколение брошенных детей, то в «Карманных детях» героем являются
все дети, которые толпой пробегают в самом начале фильма, чтобы затем меняться с головокружительной скоростью в своих чередующихся историях - пара находчивых и предприимчивых братьев, немытый воришка из бедной и пьющей семьи, влюбленный в маму своего одноклассника и растущий без своей матери холеный паренек, девочка с рупором, Грегори, который «упал бум-бум». Каждый из них потрясающе уникален, интересен и прекрасен, как могут быть прекрасны только дети. Как все эти люди вырастают в бездушных взрослых, которым нет уже дела до детей не знает и сам режиссер, который голосом единственного хорошего взрослого персонажа фильма - учителя - ведет под конец очень правильный и трогательный монолог перед тем, как распустить всех на каникулы. Сам-то Трюффо в бездушную машину не превратился, раз может до сих пор так точно вспомнить атмосферу детства и не боится визуализировать и вербализировать свои собственные промахи, беды и мечты.
Отличается новый фильм от «400 ударов» еще и своим оптимистическим настроем. Если в своем дебюте Антуан Дуанель оказался в финале брошенным у бушующего моря, то сейчас и Грэгори выпадет из окна и не разобьется, и все враги будут наказаны, а сердце, разбитое безответной любовью будет наполнено новым, многообещающим увлечением. В картине очень много шикарных сцен, смешных и нелепых, трогательных и даже страшных. И пусть картина несколько наивная, но это не та причина, почему фильм Трюффо мог бы оказаться плохим.