451 градус по Фаренгейту (Fahrenheit 451)
Чудесная и трогательная экранизация знаменитого романа Рэя Бредбери, пожалуй, что лучшая в своем роде. Дело в том, что Трюффо, как и Годар в своем «Алфавилле», не стал слишком ломать голову и бюджет на тему фантастических эффектов и декораций, и снял все в почти обычной форме - одежда и прически того времени, дома и улицы. Разве что, то тут, то там несколько футуристична расцветка действия. Но, в целом, именно реализм спас фильм от резкого устаревание. Он не выглядит так нелепо, как многие sci-fi картины того времени выглядят сейчас.
Сюжет фильма достаточно близок к книге, по крайней мере, есть много картин, которые гораздо дальше удалены от первоисточника. Ну, из больших изменений, выжила Кларисс, разве что. А Трюффо настолько проникся оригиналом Брэдбери, что не только снял фильм без единого титра, но и рискнул сделать это на английском языке, с американскими актерами (Джули Кристи, Джереми Спенсер), американскими операторами, композитором и творческим коллективом. И плевать, что сам Трюффо знал английский на уровне школьной программы, это не мешало ему попытаться написать диалоги на этом языке. Хотя сам он позже несколько расстраивался, мол
, можно было и получше сделать. Над этой картиной работал также знаменитый Бернард Херрманн, композитор, который сделал музыку для, наверное, самых известных хичкоковских картин - «Психо» и «К северу через северо-запад». Они там что-то не поделили и Херрманн ушел к Трюффо, который в свою очередь, был без ума от хичкоковских работ. Да и в самом съемочном коллективе не обошлось без конфликтов. Франсуа разругался в пух и прах с главным актером фильма - Оскаром Вернером, которого он уже снимал в фильме «Жюль и Джим» (это светловолосый Жюль как раз). Оскар так разобиделся, что коротко постригся, и конец фильма снимали уже с новой прической. Что, впрочем, весьма смешно увязывается с сюжетом из фильма, когда по телевизору показывали, как остригают волосы всяким там хиппи.
В целом, посыл картины примерно такой же, как и в книге. Да и атмосфера передана относительно точно. Мир, утративший книги и погрязший в телевидении, в следствие чего на глазах тупеющий и темнеющий. Люди сжигают книги, обливая их бензином. Кстати, есть версия, что в одной из сцен с подобной расправой, книги поджигал сам Трюффо, причем накидал в кучу свои самые любимые произведения, а также экземпляр журнала Cahiers du Cinema с годаровским фильмом на обложке. Не скажу, что картина сильно уж пронзила мое сердце. Местами, все-таки, действительно нелепо все это выглядит, да и не испытываю я такие уж фетишистские эмоции от созерцания книг (спокойно могу читать и в электронном виде), но, на секунду представил, как сжигают dvd с моими любимыми фильмами и сердечко, знаете, екнуло так.