Интервью подготовлено для нового выпуска
"GoKaluga" До знакомства с новым директором национального парка «Угра» (далее - НП «Угра») я мало что знал о деятельности парка, но довольно часто, выезжая на рыбалку или отдых, сталкивался с его инспекторами и про себя благодарил сам факт существования такого «института». Ведь не будь парка, не было бы ряда запретов и все берега Жиздры и Угры были бы застроены коттеджами, пляжи поделены, а луга огорожены.
Познакомившись с Виктором Анатольевичем Гришенковым, который с 2013 года исполняет обязанности директора НП «Угра», я подробнее узнал парк и людей, которые обеспечивают его работу. Теперь хочу поделиться этими знаниями, заразить вас желанием отдыхать на природе Калужской области - цивилизованно и ответственно.
Как можно совмещать «отдых» и «ответственность», попытаюсь передать в интервью с В.А. Гришенковым.
Виктор Анатольевич Гришенков: учился в Московском лесотехническом институте, закончил аспирантуру, защитил диссертацию по искусственному лесовыращиванию сибирского кедра. Работает в парке с начала 1999 года, начинал заместителем директора по охране и природопользованию.
Виктор Анатольевич, познакомьте нас с парком.
Ответ:
Ну, во-первых, мы были образованы в 1997 году. Площадь парка всего 100 000 ГА и хотя по отношению к общей площади области (S области = 2 977 700 ГА) составляет менее четырёх процентов, это не влияет на его статус: НП «Угра» является самой влиятельной особо охранной природной территорией (далее - ООПТ) области. Территория разбита на 6 кластеров - 6 лесничеств. Важный момент, который многие не понимают - переданные государством «в постоянное бессрочное пользование» земли составляют меньше половины от общей площади парка, остальная часть - земли иных собственников. Это земли сельхозназначения, населенных пунктов, лесные участки. Они не выведены из хозяйственного оборота, но на них действует режим НП «Угра» и все ограничения и обязанности, с ним связанные. Парк не может рассматриваться, как лоскутное одеяло, он является целостной территорией. Территория эта обжита до нас, наша задача - не бороться с людьми, а помочь им и природе в их взаимодействии.
Штатная структура парка состоит из специалистов, которые занимаются научными исследованиями, экологическим просвещением, туризмом и охраной. Охрана имеет полномочия практически такие же, как у полиции, за исключением следственных действий.
Национальный парк - оптимальная форма взаимоотношения человека и природы. В будущем мы от этой формы вообще не сможем уйти, в противном случае нас ждет погибель. Если мы не найдем разумного компромисса между природопользованием и охраной природы - конец человечеству.
Вы упомянули о режиме НП «Угра», можно подробнее, что он из себя представляет?
Ответ: Режим вытекает из целей и задач. А они просты - сохранение уникальных природных и исторических комплексов и объектов вдоль рек Угра и Жиздра, т.е. охрана и изучение природы, экологическое просвещение, создание условий для регулируемого отдыха и туризма.
Запреты следующие. Передвигаться на механических транспортных средствах по воде вообще нельзя, а вот байдарки, надувные лодки - всегда пожалуйста. Передвижения на транспорте по земле - только по дорогам общего пользования.
Стоянки транспортных средств на территории парка, вне специально отведенных для этого мест, запрещены. Инспекция, на первый раз, предупреждает и просит переехать в оборудованное место, в случае неповиновения или повторения приходится штрафовать. Кстати говоря, штрафы увеличились. За нарушение режима парка на физическое лицо налагается штраф от 2 до 5 тысяч рублей, если происходят нарушения со стороны юридического лица, то штрафы многократно возрастают.
Кроме того, обязательно вывозить весь мусор с собой и выкидывать его в специально отведенные места.
В этом году у нас пройдет массовое «аншлагирование», обозначение границ парка, а также установка систем видеофиксации. Все нарушения будут тут же пресекаться «группой быстрого реагирования». Системы видеофиксации будут отсылать MMS-сообщения главе группы, а он уже, как говорится, «примет меры».
Честно говоря, меня всегда коробит, когда произносят: «Ваш парк»… В том-то и дело, что не «ваш», он наш общий - национальный, российский. В Западной Европе такие охраняемые территории называют «Народный парк» - очень хорошее и точное название.
Сейчас, когда территории центральной России максимально освоены, Угра и Жиздра остаются относительно нетронутыми. И во многом этому способствовало создание парка, хотя и не просто это было сделать.
Уточняющий вопрос: режим разрешает охоту и рыбалку на территории парка?
Ответ: По охоте все предельно просто. Охоты на территории парка нет. Все случаи стрельбы в национальном парке, даже в разрешенные сроки охоты, являются браконьерством. Грамотные, культурные охотники уже сейчас понимают, что это плюс для них же. Мы работаем как мощнейший воспроизводственный участок зверя, есть все условия, чтобы зверь укрылся, отстоялся, здесь очень хорошо идет воспроизводство, размножение. А поскольку численность зверя большая, постепенно он уходит в близлежащие охотхозяйства. Поэтому для охотников национальный парк - скорее благо, чем зло.
Что касается рыбалки - никаких ограничений, кроме существующих бассейновых правил рыболовства, нет. Запрещена ловля в момент нереста, зимой на зимовальных ямах, ямы аншлагированы. Озабоченность у нас вызывает подводная охота, надеемся, что будут введены ограничения на федеральном уровне. На региональном мы пытались, но природоохранная прокуратура все опротестовывает и, с точки зрения закона, они правы. Но какие-то ограничения должны быть. Обратите внимание - ихтиологи изучили породный и возрастной состав рыбы, которая находится в Угре и Жиздре, и определили, что рыба есть самая разнообразная, но крупной очень мало. А ведь увлеченный подводный охотник может поймать больше, чем браконьерскими орудиями лова. Может ловить и в темное время, с подсветкой, современное костюмы позволяют нырять в холода, когда рыба уже заторможена и т.д.
Можно узнать имя человека, которому принадлежит идея создания парка?
Ответ: Идеи о создания парка начали «витать» над Угрой в начале 80-х годов прошлого уже века. Был такой Алексей Константинович Скворцов - профессор, доктор биологических наук, работавший в Главном ботаническом саду им. Н.В. Цицина РАН, можно сказать, что основная идея принадлежала ему.
Также надо назвать группу энтузиастов, среди которых был и первый директор парка - Новиков Валерий Петрович, к тому моменту он великолепно ориентировался во всех нюансах ООПТ и поработал уже и в России, и за рубежом и знал, как всё устроить. Валерий Петрович и сейчас продолжает работать в НП «Угра» главным научным сотрудником.
Виктор Анатольевич, расскажите подробнее о туристическом направлении деятельности НП «Угра»
Ответ: Самое главное - без грамотной туристической инфраструктуры мы в ближайшем будущем просто не сможем сохранить природные комплексы.
Парк - один из самых близких ООПТ к Москве, не считая НП «Лосиный остров» (Москва) и НП «Плещеево озеро» (Ярославская область). Колоссальное количество посетителей в течение летнего сезона, а сейчас уже есть тенденция на «круглогодичность». Связано это не только с близостью со столицей, но и с хорошей дорожной сетью, так как территория НП «Угра» вся доступна для автотранспорта. Также посещаемость увеличивает появление крупных проектов, например - арт-парк «Никола-Ленивец». Прессинг на природу увеличивается в разы.
Если не будет инфраструктуры - оборудованных троп, комфортабельных стоянок, парковок для автотуристов, мест, где можно разбить палатку, - НП «Угра» превратится в сплошь вытоптанную, выжженную зону. Не хватит никакой охраны, ведь штат инспекции, вместе с директором, - всего 28 человек на почти 300 километров протяженности парка.
Нужна консолидация всех сил вокруг парка - жителей, власти (даже самых маленьких населенных пунктов), бизнеса. Объединить всех может материальный интерес, возникновение рабочих мест и сохранение природы. Туристические объекты должен строить не парк, а бизнес, местные власти содействовать этому, а жители территории работать на этих объектах.
Важная новость: с нового 2014 года посещение национальных парков России с целью туризма и отдыха является платным.
Надо сказать, что очень много полемики ведется в «сети». Федеральный закон уже принят, а как его применить на практике, еще далеко не все знают, и у нас больше вопросов, чем ответов. Потому что на территории НП «Угра» 63 населенных пункта, куда постоянно ездят люди - сами владельцы домов, их родственники, гости и т.п. По дорогам общего пользования также передвигаются люди, и поэтому встает вопрос: а с кого собственно взимать плату? С жильцов деревни, расположенной на территории НП «Угра»? Ведь как только ты выходишь за границу поселения, за грибами, например, ты сразу подпадаешь под действие Федерального закона и наш инспектор обязан взыскать входную плату.
Также неясно, куда пойдут деньги - пойдут ли они в Федеральный бюджет, пойдут целиком в национальные парки или будут как-то делиться…
Мировая практика показывает, что посещение большинства национальных парков мира - платное. Плата разная, надеюсь, что посещение российских национальных парков будет оплачиваться чисто символически, но эта плата позволит создавать условия для развития туризма на территории ООПТ, позволит безопасно и комфортабельно отдыхать на территориях национальных парков. Тут важно, как сейчас сработают национальные парки: если люди увидят, что деньги идут на дело, то недовольства по поводу принятого Федерального закона не будет.
Не могу не сказать о проекте, который будет влиять и на туристическую привлекательность парка. Это проект, совместный с заповедником «Калужские Засеки» и национальным парком «Орловское Полесье», направленный на реаклиматизацию зубра.
Сейчас на территории парка, в Козельском районе, строится вольер для передержки зубра. В марте должны привезти зубров из НП «Орловское Полесье», оснастив их предварительно GPS-ошейниками, передержать пару месяцев в вольере, чтобы они привыкли к новым условиям, и выпустить их на волю, чтобы этот редкий, «краснокнижный» зверь увеличил численность и вышел из Красной книги.
Федеральный закон прописывает конкретную плату за посещение?
Ответ: Нет, мы сейчас ждем разъяснений от министерства природы России, так как это ведомство отвечает за функционирование ООПТ, ждем в ближайшее время, ведь очередной туристический сезон, сезон массового посещения парка, не за горами.
Какой туристической инфраструктурой обладает парк сейчас?
Ответ: У парка есть своя инфраструктура, которая изначально создана для служебного пользования. Служебные гостиницы находятся в 5 из 6 лесничеств НП «Угра», их емкость разная - от 2 до 9 человек. Мы имеем право сдавать их посетителям парка, за относительно небольшие деньги.
Есть еще две небольшие экологические базы, которые находятся в Юхновском и Козельском районе.
В Юхновском районе это местечко под названием «Палатки» - историческое место, рядом находится древнее городище города Опаков, оборудованное для осмотра. На базе 12 мест в теплом доме и еще 9 мест в летних домиках, есть летняя кухня, баня. Осенью был начат ремонт, который мы закончим ближе к весне. У базы есть проблемы с подъездной дорогой, но мы и их пытаемся решить.
В Козельском районе - база «Отрада», более спартанского вида, но достаточно привлекательная и востребованная туристами, даже детскими группами. Размещение до 21 человека, печное отопление, там мы проводим тематические детские лагеря, детские экспедиции, рядом проходят водные маршруты по Жиздре.
Кроме того, большое количество обустроенных стоянок для автотуристов, туристов-водников. Эти стоянки оснащены минимальным благоустройством: навес, кострище, лавочки, место для парковки автомобиля.
Также есть еще восемь ведомственных баз отдыха, которые не принадлежат госучреждению НП «Угра», они располагались на этой территории еще до создания парка. Раньше базы отдыха числились за организациями, даже за заводами, в основном расположенными в Московской области. Теперь ситуация изменилась, большинство этих баз стали частными, но продолжают вести деятельность по приему и обслуживанию посетителей.
После переработки и адаптации нашего сайта parkugra.ru все эти базы будут там указаны, а пока информацию о них можно найти в интернете.
Виктор Анатольевич, скажите кратко, что делать человеку, который сидит в пятницу вечером на работе и думает, куда ему поехать? Как ему официально попасть на отдых в НП «Угра», чтобы при этом не нарушить режим парка?
Ответ: Кому доступен выход в интернет, смотрите сайт -
parkugra.ru, там есть все координаты, описание маршрутов, стоянок, баз и т.д. Скоро на сайте появится интерактивная карта с указанием всех интересных мест, гостиниц парка.
Можно позвонить нам в офис по тел.: +7(4842)277-024.
Кроме того, в каждом лесничестве есть административное здание, информацию можно получить и там.
Действует информационный центр «Зеленый луч», его адрес: Калуга-2, ул. Привокзальная дом.1, тел.:+7(4842)785-230, 785-283.
В перспективе - создание, совместно с нашими партнерами, информационной точки непосредственно в Калуге.
Расскажите о сотрудничестве с арт-парком «Никола-Ленивец». Насколько мне известно, часть земель, которые занимает Никола-Ленивец, находится на территории НП «Угра»?
Ответ: Да, часть земель находится в границах НП «Угра». Территория арт-парка «Никола-Ленивец» развивается динамично, там большие нагрузки на природные комплексы парка и это заставляет нас проявлять повышенное внимание, давать информацию этому потоку людей.
Сейчас мы, совместно с центром «Архполис» (центр территориальных инициатив, который занимается развитием арт-парка «Никола Ленивец»), работаем над стратегией развития арт-парка, чтобы свести на нет негативные влияния на природу и дальше сохранять природные комплексы. Есть уже реализованный проект - великолепная тропа «Святилище Никола-Ленивец», которая проложена на древнем городище. Это оборудованная тропа, с видовыми площадками, ландшафтными окнами и местами отдыха.
В этом году подали очередную заявку на грант, в Русское географическое общество, по обустройству новой экологической тропы.
Примеры западных национальных парков показывают, что даже очень большой наплыв туристов не вредит природе, если существуют обустроенные маршруты, тропы, лежневки, деревянные палубы, коридоры, по которым передвигается эта масса людей. Яркий пример - Национальный парк «
Йеллоустоун» в США. Его посещаемость - 40 000 человек в день! Правда, территория этого парка больше, чем НП «Угра», но там открыто для посещения всего несколько процентов площади.
Виктор Анатольевич, подходим к заключительной части нашего разговора. Назовите три любимых места на территории НП «Угра».
Ответ: Во-первых, я люблю вот это место, рабочее место, наш офис. Потому что здесь интересно работать, у нас великолепный коллектив, тут иногда такие дебаты хорошие, профессиональные и дружеские. Очень много интересных людей бывает. Несмотря на то, что мы «государственные чиновники», работа у нас творческая и интересная.
Очень нравится северный и южный участки парка, границы со Смоленской областью на севере и граница с Ульяновским районом на юге, они наименее затронуты хозяйственной деятельностью человека.
P.S. Советую почитать - о нововведениях в законодательстве ООПТ -
http://www.forest.ru/blogs/forest/elena-shatkovskaya-national-park-is-a-reserve-which-became-closer-to-t.php