Странная у нас специальность - медицинская физика. Люди слышат и недоумевают: мол, что за диво, что за изобретение такое. А мы и сами толком ещё не поняли. Для медиков мы физики, для физиков - медики. Как говорится, чужой среди своих. На деле руками ничего делать никто не обучил к концу пятого курса, только прокачали нам мозг обширными курсами да лабораторными. Отличные отметки в зачётках, выученные экзамены, даже какое-то понимание в голове, а куда работать идти - это ещё поискать надо. Выясняется, что для того, чтобы работать на медицинском оборудовании, не нужно учиться по нашей специальности. Достаточно учиться на радиофизическом хотя бы.
Ежели надумали в науку идти, то оказывается следующее: кто-то уйдёт в биологию, кто в химию, кто в физику (порой даже в теоретическую!)… Изначально предпосылки к возникновению сей дисциплины возникли на стыке двух наук, как дорогой читатель мог догадаться, физики и медицины (биологии). Под влиянием лучших побуждений умы 20 века созвали так называемый конгресс 1961 года, дабы поставить великие цели и задачи, которые постепенно приведут к объединению двух наук. Ну если не к объединению, так хотя бы мостик проложить. Однако, спустя полвека вдруг оказывается, что нет такой науки и специальности толком нет: вы как бы посередине между медициной и физикой. Вопрос напрашивается: что же предпринять? Кто-то устраивается в частные компании заниматься ни физикой, ни медициной. Кто-то продаёт томографы и прочее дорогостоящее и важное оборудование. Можно стать придатком машины: ради этого, спрашивается, имели мозг матфизикой и прочим?
Извиняюсь покорно, совсем забыла, как дрючат с экономикой - вот, можно свой бизнес открыть. Нет, ну с точки зрения министерства образования, диктующего программу обучения, нам даётся огромный запас знаний, чтобы мы могли пойти будто бы куда угодно. Вот загвоздка в том, что нужно иметь не срединные знания для качественной работы где бы то ни было, а полезные навыки, умения, более конкретные знания. Слава тому заведующему, кто с пониманием относится к данной проблеме и не ужесточает меры для повышения количества прослушанных студентами лекций, семинаров. Слава ему, если позволяет он расширять кругозор и более или менее лояльно относится к прогулам: лишь бы сессию закрыли.
Ещё лучше, если вы обучаетесь в том вузе, где есть возможность стажировок. Хотя было бы удобнее, на мой взгляд, реально создавать крупные биофизические лаборатории, где знания в области медицинской физики пригодились бы сполна. Нужно исследовать болезнь Альцгеймера? Излечить рак и спид? Изобрести инновационную технику в области медицины?
Для этого нужна большая лаборатория-центр, состоящая из нескольких коллабораций, не какой-то там дурацкий грант сроком на пару лет, а договор о найме сотрудников, закупке оборудования, оплата, предписанная на уровне не ежесекундного гранта, а на постоянной основе. По крайней мере, 5 лет такая лаборатория должна работать для получения каких-то результатов ТАК, чтобы ни одно административное лицо не заставляло бегать, переживать о зарплате, чтобы ты не ощущал себя униженным и оскорблённым, стоя где-то в административном корпусе. Не нужно, как мне кажется, стыдиться своего выбора данной специальности. Название у неё громкое: оно либо пустое, созданное для упоминания применения техники в медицине (чтобы статью или заявку на грант одобрили), либо несёт более глубокий смысл, объединяющий в себе, в конце концов, физику и биологию на микроскопическом уровне. К сожалению, в России таких центров очень мало. Стоит ли надеяться на то, что в ближайшем будущем движение будет в эту сторону?
Не знаю, но хотелось бы применять накопленные знания, а не тратить свои силы и энергию понапрасну, сидя либо в маленькой комнатушке-гробу (будь то общага или рабоче-учебная комната в вузе), либо становясь бизнесменом, либо, что ещё хуже, становясь придатком машины. Последний вариант не радует от того, что любая машина слабее по силе мысли человеческого разума. А эра квантовых компьютеров и симуляций на них ещё не настала.