Сегодня, когда наше общество ежедневно призывают к солидарности, хочется на историческом примере рассказать об истинном значении этого слова, о празднике, который отмечался столетие назад и о том, почему солидарность нельзя путать с солидаризмом.
В начале XX века зарплата низкоквалифицированного рабочего на крупнейшем промышленном предприятии Челябинска - бельгийском заводе "Столь и Ко" (завод имени Колющенко, ныне уже несуществующий) составляла 10-15 рублей в месяц, дети, трудившиеся наравне со взрослыми по 12 часов в сутки, получали 10-12 копеек в день. Помимо того, что даже по среднероссийским меркам это были небольшие деньги, на предприятии существовала гибкая система штрафов, предполагавшая материальное взыскание (50 копеек) за такие вещи, как неснятие шапки перед мастером или администрацией завода, невежливый разговор или пререкание с начальством.
Никакой, как сейчас принято говорить, "социалки" на заводе не было и в помине, никаких отпускных и больничных. Единственное, на что мог рассчитывать рабочий - это инвалидное пособие, для получения которого еще нужно было доказать, что травма была получена не по его вине. Если доказать не удавалось, то нетрудоспособного человека попросту увольняли. Огромная "резервная армия труда" из безработных позволяла без каких либо проблем менять рабочих, точно вышедшие из строя детали механизма.
После многолетнего существования в подобных условиях, к рабочим неизбежно приходило понимание того, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Осознав общность своих интересов, задач и целей, люди объединялись. Начиная с малого - создания касс взаимопомощи, позволявших поддерживать потерявших трудоспособность рабочих и их семьи. Затем переходя к более эффективным методам - забастовкам и стачкам, позволявшим отстаивать требования справедливой оплаты труда, 8 часового рабочего и минимальной социальной защиты. И заканчивая неизбежными революционными выступлениями в 1905 и 1917 годах.
Одним из организаторов рабочего движения на заводе "Столь и Ко" был большевик Дмитрий Васильевич Колющенко. Именно он организовал первую забастовку на предприятии в 1912 году, в результате которой рабочий день на предприятии был сокращен с 12 до 11 часов, он же заведовал "больничной кассой взаимопомощи", он же добивался возвращения к работе незаконно уволенных рабочих. Будучи квалифицированным специалистом - самым высокооплачиваем токарем на предприятии, он проводил жизнь не в праздности, а в борьбе за права братьев по классу. После ареста Колющенко в 1914 году, рабочие парализовали работу предприятия забастовкой, и спустя 14 дней не только добились его восстановления в прежней должности, но и получили прибавку к заработной плате.
Вот что такое солидарность, именно ей был посвящен Первомай, который встречали по всему земному шару на маевках (загородных нелегальных митингах, а не шашлыках, в которые они выродились), забастовках на предприятиях, и демонстрациях под градом пуль и ударами нагаек.
К этой солидарности нас призывают сегодня? Нет, нас призывают к солидаризму - компромиссу, общественному договору между всеми гражданами, вне зависимости от рода деятельности и социального положения, между врачами, сражающимися за жизни пациентов и
умирающими в ковидных отделениях больниц и
министрами, наживающимися на средствах индивидуальной защиты. Говорить, что и первые и вторые солидарны, значит отрицать очевидные противоречия, даже в условиях пандемии они находятся в настолько неравных условиях, что заявлять о совместной, сплоченной борьбе даже как-то неловко.
Тем не менее, с одним из
последних заявлений Владимира Владимировича Путина нельзя не согласиться, ценности граждан России сегодня - взаимопомощь, выручка и солидарность. Вот только это никакой не "генетический код", принесенный православной культурой, а вполне конкретные вещи, описанные выше и доказавшие свою эффективность. Дело за "малым" - вспомнить про истину, высказанную когда-то Хемингуэем - "Человек один не может ни черта".
С праздником! С Днем международной солидарности трудящихся!