Оригинал взят у
vladimir_gross в
Отчет голландцев о крушении рейса MH17. Краткий перевод. После
краткого разбора, кто же написал отчет, перейдем к самому отчету.
Название ему дано такое: "Обзорный отчет. Роль Общей Разведки и Службы Безопасности (AIVD) и Голландской Военной Разведки и Службы Безопасности (MIVD) в принятии решений касательно безопасности маршрутов полета." Думаю, уже понятно, что никакого расследования крушения не будет? Пока остаются надежды только на мелочи, ранее неопубликованные.
В этом посте я переведу кратко общее содержание отчета, с подробным переводом важных частей.
В разделе Резюме на вопрос, какой информацией относительно безопасности полетов гражданской авиации (ГА) над Восточной Украиной обладала Комиссия до падения самолета, дается такой ответ: "Данные, имеющиеся у Комиссии не выделяют ни одного фактора, который бы указывал на специфическую угрозу ГА до катастрофы. Данные, имеющиеся у Служб (имеются в виду Службы Безопасности -- VG), не показывают, что кто-либо из участников, вовлеченных в конфликт в Восточной Украине, показывал комбинацию военных ресурсов, возможностей и намерений сбить гражданский самолет на крейсерской высоте." Из этого делается вывод, что MIVD и AIVD не могли ожидать угрозы для лайнера ГА над Донецком, чтобы предупредить любые другие третьи стороны. В заключение дается рекомендация назначить единое для обоих Служб контактное лицо, которому граждане страны могли бы адресовать свои вопросы о безопасности (в том числе и) международных полетов.
Во Введении говорится, что 21 ноября Комиссия получила запрос от одного из министерств Нидерландов, в котором спрашивали а) о формальной структуре взаимодействия между MIVD и AIVD в отношении передачи информации об угрозах безопасности полетов, б) о деятельности Служб в этом направлении и в) какой информацией владели MIVD и AIVD перед катастрофой. (Интересно, что лишь 6 января 2015 года Комиссия заключила, что она будет проводить соответствующее расследование. Это на тему ожидания быстрого ответа от Комиссии -- VG).
Далее идет описание структуры отчета, из которой ясно, что самой интересной будут части 5 и 6, в которых будут рассматриваться ответ на вопрос в) и финальное заключение Комиссии. В части 7 будут даны важные замечания с видом на будущее.
В главе 2, где объясняется организация расследования, утверждается, что данный отчет не имеет никаких секретных аппендиксов.
В главе 3, где рассматривается набор законов, регулирующих авиасообщение указывается, что по законам Голландии, правительство не имеет власти указывать авиакомпаниям, какими маршрутами летать за границами страны, и, соответственно, правительство не несет за это никакой ответственности. На практике, говорится в документе, авиакомпании решают, чье воздушное пространство использовать для полетов, с помощью анализа рисков, который компании осуществляют по своим внутренним правилам. В связи с этим, Комиссия пришла к выводу, что MIVD и AIVD не несут ответствености за использование иностранного воздушного пространства.
В Главе 5, где разбирается уровень осведомленности обоих Служб, перечисляются три фактора, способные сбить самолет:
1) Российские вооруженные силы
2) Украинские вооруженные силы
3) Про-российские сепаратисты.
Поскольку методы получения такой информации или ее источники являются государственной тайной, названы они не будут.
Учитывая, что военная разведка (MIVD) была занята анализом угрозы со стороны РФ, то все данные, которыми располагала разведка (и соответственно, Комиссия), сдвинуты в эту сторону. По данным MIVD, армия РФ располагала средствами уничтожения самолетов, идущих на крейсерской высоте (от 7,5 км и выше), но эти средства находились на территории РФ вблизи границы с Украиной. По данным военной разведки, армия Украины владела в-основном устаревшим оборудованием, но имелись некоторые мощные средства ПВО, имеющие сбивать высоколетящие самолеты, и эти средства находились на востоке Украины.
Относительно сепаратистов MIVD знала, что он намеревались заполучить средства ПВО для собственной защиты, поскольку подвергались атакам ВСУ с воздуха. У сепаратистов были маломощные переносные комплексы и маломощные самоходки, неспособные, однако, сбить самолет на крейсерской высоте. 29 июня сепаратисты захватили военную базу под Донецком, на которой были зенитные комплексы БУК, которые могли сбить самолет. Однако, по нескольким надежным источникам, военной разведке стало известно, что эти комплексы находятся в нерабочем состояни (were notoperational). Таким образом, Комиссия делает вывод, что "Буки", которые были у сепаратистов, не могли быть ими использованы.
Относительно поставок подобных комплексов, Комиссия делает вывод, что у военной разведки не было данных, что подобные поставки имели место. У разведки было мнение, что сепаратистов обучали применению разного вида оружия на территории РФ (причем, это мнение сформировано пресс-конференцией генерала Бридлава), но у разведки не было никаких данных, что их обучали использованию зенитных комплексов для уничтожения высоколетящих самолетов. Сам Бридлав также заявил, что несмотря на то, что сепаратистов обучали применению зенитных комплексов, у американцев нет свидетельств, что сама эта техника пересекала границу Украины.
Анализируя намерения и возможности ВС сепаратистов, Комиссия сообщает, что военная разведка не имела информации, что сепаратисты намеревались уничтожать гражданские самолеты. Отмечается также, что никаких предупреждений от иностранных служб на этот счет в разведку не поступало.
AIVD была занята анализом внутренней, внешней и энергетической политикой РФ, и не имела отдельного аналитического фокуса на Украине. AIVD собирала информацию, которая поможет правительству проводить внешнюю политику и принимать решения на международных переговорах. Еще это иногда называют "политическая разведка". В связи с конфликтом в Украине в 2013-14 годах эта разведка стала собирать информацию о влиянии РФ на происходящее, но в силу своих задач не имела и не собирала военно-разведывательные данные, а собирала политико-стратегические данные.
При оценке, какой информацией владела AIVD на момент катастрофы, Комиссия замечает:
In April 2014, the Ukrainian government launched its so-called anti-terrorism operation in Eastern Ukraine, aimed at isolating the Separatists. From May onwards, the Ukrainian armed forces increased their air operations. The Separatists gradually obtained more and better weapons with greater potential.
В апреле 2014 украинское правительство начало так называемую антитеррористическую операцию в восточной Украине, направленную на изоляцию сепаратистов. Начиная с мая, ВСУ усилили свои воздушные операции. Сепаратисты постепенно получали большее количество оружия и лучшего качества, с большим потенциалом.
Так же, как и MIVD, AIVD не имела информации, что сепаратисты имели действующее оружие, способное сбить самолет на крейсерской высоте. Несмотря на возможную помощь РФ в обучении сепаратистов, помощи им людьми и оружием, данных о передаче от РФ в ополчение мощных зенитных орудий у AIVD не было. Более того, у AIVD не было даже данных, что РФ обучает сепаратистов пользованию такой техникой.
Как и в случае с MIVD, у AIVD не было информации о намерениях трех участников конфликта сбивать гражданские самолеты.
Подытоживая 5 главу, Комиссия пишет в отчете:
• According to the information the Services possessed, the Russian and Ukrainian armed forces had the capacity and potential to hit a civil aeroplanes at cruising altitude. However, they did not have the intention. There were no indications that they were engaged in activities (such as preparations) targeted against civil aeroplanes.
• The AIVD and the MIVD did not have any indication that the Separatists had the capacity to hit civil aeroplanes at cruising altitude. Moreover, there were no indications either that they would target civil aeroplane or that they were engaged in activities with this objective in mind.
* Согласно имеющейся информации, вооруженные силы РФ и Украины имели способность и возможность сбить гражданский самолет на крейсерской высоте. Однако, они не имели намерения. Не было признаков, что они участвуют в процедурах (таких, как подготовка) для атаки гражданских судов.
* AIVD и MIVD не имели никаких признаков того, что у сепаратистов была возможность сбивать гражданские самолеты на крейсерской высоте. Более того, у разведок даже не было информации, что они бы взяли на прицел гражданский самолет или были вовлечены в деятельность с подобными целями.
Дальше Комиссия делает вывод, что обе разведки не могли предположить о возможности атаки гражданского самолета.
В главе 6 Выводы Комиссия пишет:
What information did the AIVD and the MIVD possess prior to the crash related to the security situation in Eastern Ukraine?
Prior to the crash of flight MH17, the AIVD and the MIVD possessed the following information regarding the security situation in Eastern Ukraine that was relevant for assessing a threat to civil aircraft flying over the area:
• The Russian and the Ukrainian armed forces did have the capacity and potential to hit a civil aircraft at cruising altitude. However, they did not have the intention. There were no indications that they were engaged in activities (such as preparations) targeting civil aviation.
• There were no indications that the Separatists had the capacity to hit civil air traffic at cruising altitude. Moreover, there were no indications that they would target civil air traffic or that they were engaged in activities with this objective in mind.
Какой информацией о безопасности полетов в восточной Украине обладали AIVD и MIVD перед крушением?
Перед крушением рейса MH17 AIVD и MIVD владели следующей информацией относительно безопасности полетов в восточной Украине, позволяющей оценить угрозы гражданским самолетам, пролетающим над этой территорией:
* Российские и украинские вооруженные силы обладали способностью и потенциалом сбить гражданский самолет на крейсерской высоте. Однако намерения такого у них не было. Не было никаких признаков, что они были вовлечены в такую деятельность (например, подготовка), которая бы ставила своей целью гражданский самолет [На мой взгляд, имеется в виду что разведки не зафиксировали признаков подготовки зенитных комплексов к атаке].
* Не было никаких признаков, что сепаратисты обладали способностью сбить гражданский самолет на крейсерской высоте. Более того, не было никаких признаков того, что они бы нацелились в гражданский самолет или были вовлечены в деятельность, имеющую такую цель.
Дальше расписано предложение Комиссии (выделить одно контактное лицо для обоих Служб для облегчения коммуникации, это и есть важное замечание с видом на будущее) и глоссарий.
Выводы об отчете будут чуть позже.