Александр Николаевич Комаровский - созидание, труд, оборона

May 20, 2015 13:52




20 мая 1906 года родился Александр Николаевич Комаровский - выдающийся инженер, организатор, военачальник, Герой Социалистического Труда, кавалер семи орденов Ленина. При жизни говоривший о себе просто - строитель.



Александр Николаевич родился в Санкт-Петербурге в семье инженера-строителя. Незадолго до Первой Мировой, Комаровские перебралась в Череповец, где глава семейства участвовал в строительстве Мариинской водной системы. После Февральской революции, отец получил назначение на должность начальника Москворецко-Окского округа водных путей сообщения в Москве. Великая Октябрьская Социалистическая революция, которую Комаровский старший принял, положения дел и должности не  изменила. Семья обосновалась в Москве.

Вскоре юного Александра отдали в опытно-показательную школу имени Фритьофа Нансена с, как сейчас принято говорить, физико-математическим уклоном. После окончания школы в 1922 году, Комаровский решил пойти по стопам отца и стать инженером-строителем, в том же году он успешно поступает в Московский институт инженеров транспорта.

Шесть лет спустя молодой инженер окончил институт и приступил к работе. Проектировал гидротехнические сооружения, заведовал гидробюро треста Гидротехстроя. Со своей работой он справлялся блестяще, и в подтверждении этого, в 1931 году двадцатипятилетнего Комаровского назначают начальником гидротехнического сектора проектного управления строительства канала Москва - Волга. А ещё три года спустя заместителем начальника работ Московского района строительства канала. Это была ответственная и сложная работа, которой молодой специалист отдавался целиком и трудился практически сутками.



"...Мы молоды и полны сил. Большинство из нас пришли на эту гигантскую стройку прямо со школьной скамьи. Многие из инженеров и техников, создавших канал, еще в комсомольском возрасте. Мы с гордостью рапортуем нашей великой Родине, что грандиозный канал, все его замечательные сооружения и механизмы построены без иностранной помощи..."
Из речи Комаровского на митинге, посвящённого открытию канала Москва-Волга.

В мае 1937 года строительство канала было завершено. После окончания работ, Комаровский был назначен начальником и главным инженером управления канала, однако вскоре ему поступило неожиданное предложение из Народного комиссариата обороны - выступить консультантом в вопросах военного строительства. Александр Николаевич согласился и в течение года успешно совмещал работу с консультациями. В 1938 году, его вклад в укрепление обороноспособности страны был оценён по достоинству, ему было присвоено звание бригадного военного инженера.

С этого момента жизнь Комаровского будет неразрывно связана с армией, в 1939 году его назначают заместителем народного комиссара Морского Флота СССР по строительству и механизации портов, а затем руководителем Главспецгидрострой, в чьи задачи входили создание и модернизация портов под нужды военно-морского флота. Однако осуществить задуманное в полной мере оказалось невозможным, работы прервала Великая Отечественная война.

Комаровский, как и множество других талантливых организаторов был переброшен на одно из важнейших направлений - эвакуацию промышленности. Однако в условиях начавшейся войны оказались востребованы не только организаторские таланты тридцатипятилетнего бригвоенинженера. Под его руководством в кротчайшие сроки были организованы восстановительные бригады, сформированные для минимизации разрушений в Москве, нанесённые в ходе налётов гитлеровской авиации.

5 августа 1941 года Александр Николаевич назначается начальником пятого управления оборонительных работ, ответственного за возведение укреплений на Южном и Юго-Западном направлении, на Украине под Харьковом. Вскоре последовало новое назначение, Комаровский стал заместителем начальника Главного управления оборонительного строительства Наркомата обороны. Однако работы от этого меньше не стало, бригвоенинженер пропадал на рубежах обороны, в ходе одно из облётов его самолёт был перехвачен вражеским истребителем, однако лётчику удалось посадить подбитую машину. Комаровский выжил, отделавшись ранением в ногу.



Немецкий бронетранспортёр и советский. Октябрь 1941, где-то под Харьковом
Советские войска отчаянно цеплялись за линии обороны, однако в ноябре Харьков был оставлен по приказу Ставки. А Комаровский был вызван в Наркомат обороны, где получил новое назначение на строительство оборонительных рубежей под Сталинградом. Взяв руководство над пятой сапёрной армией, Александр Николаевич приступил к работе. Несмотря на суровую зиму, люди буквально вгрызались в землю и ежедневно решали сложнейшие задачи, чтобы подготовить к рубежи к встрече врага.

В январе 1942 года работы на сталинградском рубеже были завершены. И здесь в жизни Комаровского, который, казалось бы, должен был продолжать трудиться фортификатором, произошёл очередной крутой поворот. Приказом Государственного Комитета Обороны, бригвоенинженеру и "освободившейся" пятой сапёрной армии предписывалось прибыть на разворачивающийся под Челябинском "Бакалстрой" (позднее "Челябметаллургстрой"). Александр Николаевич должен был возглавить строительство металлургического завода, знаменитого ЧМЗ.

Прибыв на место Комаровский пришёл к выводу, что несмотря на срочность, нужно начинать не со строительства завода, а с обеспечения строителей необходимыми условиями - качественным жильём, коммуникация, подсобными сооружениями. Это была огромная ответственность, за срыв планов по строительству стратегического предприятия могло последовать весьма суровое наказание. Однако Александр Николаевич настоял на своём, лишь весной 1942 года, когда были решены основные бытовые проблемы, было начато сооружение первой очереди завода.

Строительство огромного предприятия в условиях войны - является беспримерным подвигом, который, как и многие другие подвиги того времени оказался оплёван. Дело в том, что большая часть работ выполнялись силами пленных и трудомобилизованных немцев, по понятным причинам находившихся в распоряжении НКВД. Обличителями были сказаны традиционные слова о тысячах погибших, нечеловеческих условиях, жестокости и бесправии. Не сказано только одно, как в "атмосфере постоянно страха" удалось через год(!) построить огромное промышленное предприятие и через полтора выдать первую плавку. Энтузиазм никогда не рождается из рабства, так сказал представитель английской компании Гартель, побывавший на советских стройках 30-х. А без него, совершить подобное просто невозможно. Валить лес - да, в кратчайшие сроки строить заводы - нет.



Челябметаллургстрой (Бакалстрой)
"...В разгроме гитлеровских полчищ под Сталинградом есть доля героического труда воинов-строителей. Многие из них - создатели сталинградских оборонительных рубежей - трудятся в наших рядах. Недалеко то время, когда и наш нынешний труд также найдет отражение в победах советских войск..."
Из речи Комаровского на митинге, посвящённого победе под Сталинградом

7 февраля 1943 года коллектив Челябметаллургстроя доложил о завершении строительства. Две недели спустя Комаровскому было присвоено звание генерал-майора инженерно-технической службы.

19 апреля на заводе была осуществлена первая плавка, осенью того же года было завершено строительство ТЭЦ, начали сооружаться и вступать в строй заводские объекты второй очереди. По завершении работ, Александр Николаевич был вызван для доклада в Центральный Комитет Партии, после чего получил назначение на руководство сооружением металлургического завода в Рустави. В мае Комаровский покинул Челябинск и отправился в Закавказье.

В 1945 году Комаровский был вновь вызван в Москву. Великая Отечественная война окончилась, настало время восстанавливать разрушенное гитлеровцами народное хозяйство.

Талантливый организатор руководил восстановлением промышленных, гражданских и военных объектов на всей территории Советского Союза, пострадавшей от оккупантов. Однако помимо этой работы возникали и новые, порой весьма необычные задачи, в 1948 году ему было поручена организация сооружения Московского Государственно Университета. Пять лет спустя он принял первых студентов. Под руководством Александра Николаевича были построены синхрофазотрон и синхроциклотрон.

Никуда не делась и работа по проектированию и сооружению военных и оборонительных объектов. В конце 1963 года Комаровский был назначен заместителем министра обороны СССР по строительству. В ноябре 1972 года ему было присвоено звание генерала армии. Он был первым генералом армии от инженерных войск.

К большому сожалению жизнь отмерила этому человеку всего 67 лет. 19 ноября 1973 года после тяжёлой болезни Александр Николаевич Комаровский скончался. Похоронен Герой Социалистического Труда, кавалер орденов: Ленина (семикратно), Красного Знамени (дважды), Красной Звезды (дважды), Отечественной Войны I степени, на Новодевичьем кладбище в Москве.



В честь Александра Николаевича в 2006 году была учреждена медаль "Генерал армии Комаровский", которой за отличную службу награждаются военнослужащие службы расквартирования и обустройства.

А в Челябинске его имя носит небольшая улица Металлургического района, расположенная в месте, до сих пор неофициально именуемом "Бакалом". Именно здесь были заложены первые сооружения строителей завода, вокруг которого вырос целый городской район.

СССР, Сталинград, Челябинск, Герой

Previous post Next post
Up