23 марта 1908 года родился Анатолий Васильевич Ляпидевский - советский лётчик, первый обнаруживший и вывезший на большую землю, терпящих бедствие "челюскинцев". За мужество и героизм, проявленные при спасении людей, Анатолию Васильевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Анатолий Васильевич Ляпидевский
Анатолий Васильевич Ляпидевский родился селе Белая Глина Ставропольского уезда (ныне Краснодарского края), с 12 лет работал учеником слесаря, затем кузнецом, мотористом и помощником шофёра. По окончании 9 классов в 1926 году был призван в армию, в 1927 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а на следующий год Севастопольскую школу морских лётчиков. Проходил службу в морской авиации, затем обучал курсантов в Ейской школе морских лётчиков. В 1933 году был уволен в запас.
После окончания службы, Анатолий Васильевич работал пилотом Гражданского Воздушного Флота СССР на Дальневосточном направлении.
В феврале 1934 года Ляпидевский вместе с другими лётчиками принимает участие в операции по поиску и спасению экипажа парохода "Челюскин" погибшего во льдах. Совершив 29 поисковых вылетов в сложнейших погодных условиях при сорокаградусном морозе, Анатолию Васильевичу удаётся обнаружить терпящих бедствие челюскинцев. И 5 марта лётчик вывозит на большую землю десять женщин и двоих детей.
ТБ-1 (АНТ-4) Анатолия Васильевича Ляпидевского
Операция по спасению челюскинцев завершается 13 апреля 1934 года. Фамилии пилотов, принимавших участие в сложнейшей операции, становятся известны всему миру. Семь лётчиков были удостоены звания Героя Советского Союза, первым из них был Анатолий Васильевич Ляпидевский. В 1939 году, когда были учреждены знаки особого отличия, Ляпидевскому вручается медаль "Золотая звезда" №1.
С 1935 года Анатолий Васильевич возвращается в действующую армию. В 1939 году оканчивает инженерный факультет военно-воздушной академии имени Жуковского, после чего получает назначение на должность заместителя начальника Главной инспекции Народного комиссариата авиационной промышленности. В 1940 году занимает должность начальника отдела лётных испытаний ЦАГИ, а в конце года становится директором авиазавода №156. В этой должности Ляпидевский встречает Великую Отечественную
войну.
В июле 1941 года вместе с предприятием эвакуируется в Омск. В мае 1942 года Анатолий Васильевич становится начальником отдела испытаний Научно-испытательного института ВВС.
В сентябре 1942 года получает назначение в действующую армию, занимает должность заместителя командующего ВВС 19 армии по тылу, затем переводится на должность помощника начальника и начальника отдела полевого ремонта 7 воздушной армии. В 1943 году возвращается на должность руководителя предприятия - опытного завода ОКБ А. Н. Туполева, которую занимает до победного 1945 года.
После войны занимает должность главного контролёра Министерства госконтроля СССР, заместителя министра авиационной промышленности СССР.
В марте 1961 года генерал-майор Ляпидевский уходит в запас. После увольнения из армии работает в ОКБ А. И. Микояна в должности ведущего инженера, затем ведущим конструктором и заместителем главного инженера по капитальному строительству.
29 апреля 1983 года первый Герой Советского Союза, кавалер орденов: Ленина (трижды), Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной Войны (I и II степени). Трудового Красного Знамени и Красной Звезды (трижды), скончался.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.