Периодически меня спрашивают - люблю ли я Сталина? И каждый раз этот вопрос ставит меня в тупик.
Иосиф Виссарионович не барышня, которую можно любить или не любить, и даже не деятель культуры, чьё творчество может нравиться или не нравиться. Сталин - историческая личность, сын своей эпохи и творец эпохи новой, даже сегодня неразрывно связанной с каждым из нас. И говоря о Сталине нужно рассуждать не только о личности, но и об эпохе, о людях, о свершениях и ошибках.
За три прошедшие десоветизации сталинскую эпоху неоднократно рвали и продолжают рвать на лоскуты ради собственных выгод, это стало явлением привычным и обыденным. Одно и то же событие, один и тот же поступок, одно и то же действие тонут в информационном шуме «авторитетных» субъективных мнений, разночтений и толкований. О единстве истории и целостном анализе речь не ведётся, напротив насаждается «клиповое мышление».
Можно ненавидеть Сталина за репрессированного прадеда, осужденного по доносу соседа, или боготворить его же за то, что он был красным монархом, боровшимся с мировым еврейством. Это вещи одного порядка. Низведение сложного до элементарного, а реального до вымышленного. Этакая «меметизация», благодаря которой просто и без затей происходит маркировка хороший/плохой или свой/чужой. Я же решительно против таких упрощений, потому что далеко не всё гениальное просто, есть и такая простота, которая хуже воровства.
Именно она сводит сложнейшую историческую проблематику многогранной эпохи к наличию или отсутствию личной симпатии, и ставит крест на любой попытке подлинного понимания, а ведь именно оно является ключом не только к нашему прошлому, но и к будущему.
И сегодня, в 135 годовщину со дня рождения Иосифа Виссарионовича Сталина, я искренне надеюсь, что мне будет суждено увидеть время, отринувшее простоту и принявшее вызов сложности. Время, когда меня больше не спросят о том, люблю ли я Сталина?