Оригинал взят у
kanchukov_sa в
Военная полиция Министерства обороны РФ Военная полиция Министерства обороны РФ
Начало материала... То, что Военная полиция в Российской армии, свершившийся факт, не вызывает сомнений.
Сомнения в другом, в целесообразности отвлечения государственных средств на данное мероприятие. Обсуждать действия руководителей не имеем права, а рассмотреть целесообразность проведения тех или иных мероприятий, вполне логично, высказывая свое, сугубо личное мнение.
С одной стороны, кажется, нужно радоваться, создается новый род войск в составе Российской армии нового облика.
По материалам открытой прессы уже известна и численность, около 20 тысяч военнослужащих. Определена и структура нового рода войск. Он будет состоять из Главного управления военной полицией, которое, по словам министра «замыкаться главк» будет на министра обороны. Значит, по статусу оно должно быть выше, чем Главное оперативное управление Генерального штаба (ГОУ ГШ) или Главное разведывательное управление Генерального штаба (ГРУ ГШ).
В состав ГУВП будут входить управления военной полиции в городах, где размещаются штабы военных округов и флотов, а это Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Хабаровск, Североморск, Балтийск, Севастополь, Владивосток. Не могу утверждать, материал взят из СМИ, но, наверное, к этому перечню нужно добавить еще и Москву, где уже с марта формируется какая-то «130 отдельная мотострелковая бригада военной полиции». Что примечательно, по этому образцу будут сформированы и остальные бригады, полки и части военной полиции. В составе бригад будут входить три мотострелковых батальона, на вооружении которых поступят бронемашины «УАЗ», «Тигр» и Iveco «Рысь», а также бронетранспортеры БТР-80. Примечательно, военная полиция получит ручные огнеметы «Шмель». В бригаде не будет дознавателей, они приписаны к другим подразделениям.
В состав бригад войдет и рота психологических операций с мобильной типографией и звуковещательным оборудованием.
Таким образом, вырисовывается структура нового облика рода войск. Он будет включать Главное управление, управления в пунктах дислокации округов и флотов, отделы в пунктах дислокации армий, отделения в пунктах дислокации всех остальных отдельных соединений, частей (то есть практически должны быть в каждом военном городке). Дополнительно в состав нового рода войск, возможно, будут переданы подразделения военной автоинспекции и военные комендатуры.
Предполагается, что этот род войск возьмет на себя борьбу с «дедовщиной», воровством военного имущества, контролю, за порядком на территории гарнизонов, комендантские функции, будет привлекаться к контртеррористической борьбе, возложит на себя другие функции, вплоть до охраны военнопленных.
С другой стороны, возможно, военная полиция частично заменит Военную прокуратуру и Военно-следственный комитет, сегодня выполняющие функции по предупреждению, раскрытию, профилактике воинских преступлений и происшествий в армии.
Какие первичные выводы можно сделать из этого короткого анализа. Сначала в глобальном ключе, а затем уже распишем частности.
Первое, вместо того, чтобы наращивать боевые возможности армии, идет отвлечение огромных государственных средств на создание очередной организации, по своей структуре не способной выполнить поставленные задачи. Конкретно по этим задачам разговор в дальнейшем.
Второе, вместо того, чтобы искать действенные пути и способы выхода из ухудшающегося положения в армии, связанного с ростом уголовной и воинской преступности, со снижением, в связи с этим и боевой готовности частей, продвигается чисто западный проект, не основанный ни на потребностях войск, ни на менталитете военнослужащих, ни на интересах государства. Убрав, в ходе реформы, из воинских коллективов офицеров-воспитателей, а по старому, замполитов, руководство МО так, за все время реформ и не нашло им достойной замены. Подмена одних, другими, только принесет, плачевные результаты.
Третье, предлагаемая численность ГУВП в 20 тыс. военнослужащих, явно занижена в два - три раза. Это связано или с непрофессионализмом исполнителей и заказчиков, или с сокрытием реальной численности будущей военной полиции. При решении тех задач, которые ставятся военной полиции, ей по самым скромным подсчетам, необходимо 19 бригад (при задействовании по одной роте в каждом из 173 декларируемых военных городках). Но здесь не учитывается еще масса объектов РВСН, ВМФ, ВВС. Смело можно умножать эту цифру на 1,5 и получить в итоге 28 бригад военной полиции. Это равняется 70% от сегодняшнего количества бригад Сухопутных войск (могу ошибаться в расчетах, но думаю незначительно).
Четвертое, полное отсутствие правовой основы и законодательной базы для функционирования военной полиции и выполнения ею своих функций, влечет за собой только рост воинских преступлений.
Пятое, военная полиция, по тем функциям, которые ей частично передаются, будет подменять собой органы Военной прокуратуры и Военно-следственного комитета, забирая на себя функцию первичного дознания. Это приведет только к утере командованием всех возможностей по владению обстановкой в подразделениях, по выявлению и реагированию на происходящие процессы.
Шестое, получается простой вывод - нам скоро воевать, да не просто воевать, а воевать «победоносно», захватывая в плен огромные массы «неприятеля», раз так нам нужна полиция для сопровождения и охраны этих военнопленных.
Седьмое, создание военной полиции, как бы там ни говорили, больше похоже на создание заградительных отрядов, предназначенных для выполнения специфических функций, особенно в свете вооружения их ручными гранатометами «Шмель».
А на самом ли деле все обстоит именно так, как нам освещают эту проблему?
Первое, что бросается в глаза, это, несмотря на угрожающую риторику со стороны США и их официальных лиц, мы продолжаем слепо копировать, без учета нашей специфики, облик армии США.
Второе, такое слепое копирование, начиная от размещения погон на полевой форме, и заканчивая, вот новым родом войск, военной полицией, позволяет сделать вывод, что скоро нас всех (армию) примут в НАТО, и мы станем (хотелось бы надеяться) полноправными членами данной военной организации, направленной против России. Вроде - бы, ничего не перепутал? «В соответствии с Североатлантическим договором 1949 года, НАТО ставит целью укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе. Страны-участники объединили свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности». «Стратегическая концепция НАТО 2010 года «Активное участие, современная оборона» представляет три важнейшие задачи НАТО - коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества». Основан блок НАТО 4 апреля 1949 года в США. Тогда, государствами-членами НАТО стали 12 стран: США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Присоединились к НАТО в 1952 году Греция, Турция, в 1955 Германия, в 1982 Испания. После развала СССР к НАТО в 1999 присоединились Венгрия, Польша, Чехия. В 2004 году вошли Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония, а в 2009 Албания и Хорватия. Таким образом, всего на сегодня в блоке НАТО состоит 28 стран. Еще 24 страны, в том числе и Россия, претендуют на роль возможных членов и партнеров. Рассматривая перечень стран-участниц можно заметить, что Россия ни к одной из этих стран не имеет никаких претензий, но все равно основной задачей НАТО является «современная оборона». Возникает вопрос, от кого. В этом списке отсутствует Китай, но он так далеко от стран НАТО, что военной угрозы представлять просто не в состоянии. Разве только после вступления России в НАТО, границы этой организации вплотную подойдут к Китаю. Значит, несмотря на то, что Россия и является участником конкурса на вхождение в НАТО, она является и главным его противником. Да это со стороны России записано и в Военной доктрине, в статье 8, в пункте а) «стремление наделить силовой потенциал Организации Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран - членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока».
Третье, после вступления в НАТО, Российская армия станет второй по численности и мощи армией НАТО. А это значит, всем кто еще служит, или будет продолжать служить, может улыбнуться счастье (а не только как сейчас, двадцатке избранных) получать денежное довольствие на уровне офицеров и генералов США, пользоваться всеми льготами и привилегиями армии США, стать на одну социальную ступеньку в обществе, с личным составом армии США.
Для того чтобы на равных ощущать себя членами этого общества и воинского коллектива, нужно вкратце знать, а чем занимаются такие же структуры военной полиции в других странах, в той же армии США.
И что мы видим.
Военная полиция в США имеет девиз «Помогает, защищает, обороняет». Военная полиция США насчитывает около 30 тысяч человек личного состава. Офицерский корпус формируется из выпускников военных академий (российские училища) и курсов вневойсковой подготовки офицеров резерва при высших учебных заведениях (бывшие военные кафедры институтов). Офицеры так же обучаются в школе военной полиции (Форт-Макклелан, штат Алабама) и в дальнейшем могут повышать свои знания в военных колледжах. Руководит военной полицией США начальник военной полиции - заместитель генерального инспектора сухопутных войск.
Военная полиция состоит из: отдельных бригад и батальонов в составе армейских корпусов, рот в составе дивизий, эскадрилий военной полиции в ВВС США, двух батальонов морской пехоты в ВМС США. На каждом военном корабле есть группа военной полиции.
В мирное время военная полиция выполняет ряд функций, связанных с правоохранительной деятельностью, а именно: поддержание дисциплины в гарнизонах и на базах, охрана объектов, расследование воинских преступлений, регулирование дорожного движения, проведение антитеррористических мероприятий. Особенность организации баз на территории, которых дислоцируются как войска, так и проживает гражданское население, накладывает дополнительно и функции по ликвидации или оказанию содействия в ликвидации волнений среди гражданского населения, в том числе и в тех странах, где дислоцируются части и подразделения Вооружённых сил США.
Так же военная полиция занимается расследованием преступлений, совершенных на бытовой почве, ювенальной юстицией (проведение расследований, связанных с жестким обращением с детьми), принимают меры к урегулированию семейных конфликтов, осуществляют борьбу с распространением наркотиков.
В военное время, военная полиция осуществляет охрану и оборону командных пунктов корпусов и дивизий, ведет разведку и охрану тылового района, транспортных коммуникаций. Осуществляет регулирование движения на дорогах и водных путях, контролирует перемещение беженцев, выявляет и задерживает дезертиров, проводит интернирование гражданских лиц из зоны боевых действий, занимается охраной и содержанием военнопленных в лагерях, обеспечивает гуманное обращение с ними и их безопасность.
Таким образом, те жесткие требования, манера обращения, которые существуют в армии США, при переносе их на нашу почву, всем покажутся как издевательство над солдатом. Главное во всем этом, не борьба с дедовщиной, о чем декларируют наши руководители. Главное в том, что в США существует законодательно определенные требования, направленные на поддержание определенного в их обществе статуса военнослужащих. В статус военнослужащего входит огромный перечень требований, льгот, привилегий, недоступных ни гражданам, ни государственным служащим. И этот статус, в каком-то смысле, призваны защищать и военные полицейские (в большинстве своем не вынося сор из избы для поддержания имиджа армии).
Возвращаясь к Российской армии можно констатировать, что статус военнослужащих находящихся на любых должностях, в государстве просто отсутствует (за исключением нескольких десятков высокопоставленных сотрудников МО и военного руководства, получающих зарплату около одного миллиона рублей в месяц). Таким образом, слепое копирование чужого опыта, может привести к обратным от ожидаемых результатов.
ПРОДОЛЖЕНИЕ