Вера Хитилова

Feb 02, 2009 09:01


2 февраля исполнятся 80 лет Вере Хитиловой, чешскому кинорежиссеру и сценаристу, лидеру чехословацкой "новой волны" 1960-х гг.

Вера Хитилова
Vera Chytilová



Чешский режиссер, сценарист, актриса.

Училась на архитектурном факультете, работала дизайнером, ассистентом режиссера. Закончила ФАМУ в Праге, где получила режиссерское образование. Ее дипломные работы привлекли внимание и получили призы на киносмотрах в Чехословакии и за рубежом («Зеленая улица», «Потолок», «Мешок блох»). Дебютировала в полнометражном кино с фильмом «О чем-то ином» (1963, главная премия на МКФ в Мангейме), где показала интересный пример работы на стыке документального и игрового кинематографа. Удачно приняла участие в коллективной ленте пражской «новой волны» - «Жемчужинки на дне» (Perlicky na dne, экранизация сборника рассказов чешского писателя Б. Грабала), поставила новеллу «Закусочная «Мир».

В 1966 сняла свой первый зрелый фильм - как в плане содержания, так и в смысле художественной формы - «Маргаритки» (Sedmikrasky), который сама считает своим главным достижением.

Внешне он был просто бессмыслен: две молодые странные девушки совершали шокирующие или просто непонятные действия, в коих можно было усмотреть практически все, что угодно (в частности, намек на однополый секс или идеологическую диверсию, поскольку героини завертывались в газеты коммунистического толка). Фильм был очень эффектен, изобретателен, стилен в своем изобразительном решении, что вообще характерно для Хитиловой, а в принципах монтажного построения ленты критика усмотрела влияние эстетики Ж.-Л. Годара: «остранение», апелляция к интеллекту зрителя, привносящая в повествование политическую актуальность, разрушающая стойкие обывательские мифы (сама Хитилова отрицает факт заимствования или влияния).

Вместе с тем нельзя не заметить в творчестве Хитиловой чисто женской игры с формой, фактурой, а также влияние пресловутой «женской логики», когда художница больше полагается на интуитивное прозрение, собственное художническое чутье, знаменитое женское «а я хочу так», что уж никак не свойственно сухим интеллектуальным построениям Годара.

Начиная с «Маргариток» режиссер разрабатывает поэтику абсурда; сатирическое начало в фильмах Хитиловой всегда пропущено через традиции Кафки и художников-абсурдистов (из более поздних лент можно назвать «Занос» (Kalamita, 1978, выпуск, 1981) или современной философской фантастики («Турбаза «Волчья», Vlci Bouda, 1986), но часто «абсурдистской» может быть лишь одна, но значимая для фильма деталь. Интересно, что социокритическое начало у Хитиловой очень эмоционально, это отнюдь не «идеология наоборот», что доказывает ее лента о постсоциалистической Чехии «Наследство» (Dedictvi Aneb Kurvahosigutntag, 1993).

Отдельная тема - женские образы в творчестве Хитиловой. Здесь можно обнаружить великолепную и вполне профеминистическую галерею образов «женщин на самом деле», женских портретов, созданных не мужчиной (к чему человечество приучила вся долгая история искусства), а именно представительницей «другого пола». Впрочем, эту особенность хитиловского творчества напрямую увязать с феминизмом нельзя, в точности такие же тенденции можно обнаружить в творчестве большинства женщин-режиссеров, не имеющих никого отношения к феминистскому движению.

После «Маргариток» - эталонного для творчества Хитиловой фильма - она начинает работать мало по вполне понятным причинам (события в Чехословакии 68 года, долгий период застоя). Ей приходится работать для рекламы, в репортажно-видовом кино («Горсть морщин», «Время неумолимо», «Прага - беспокойное сердце Европы» (Prague)). Те же картины, где она пытается быть самой собой и критиковать режим («Занос»; «История панельного дома», Panelstory, 1979, главная премия на МКФ в Сан-Ремо-80) подвергаются довольно значительным цензурным гонениям. Однако режиссер, в отличие от И. Пассера и М. Формана, не покинула родину, что впоследствии было объяснено ею в фильме «Хитилова против Формана - осознание непрерывности» (1981), созданного еще в годы «застоя» для телевидения Бельгии. Во второй половине 80-х годов Хитилова получает долгожданную свободу творчества, но ее картины «Шут и королева» (Sasek a kralovna, 1987), «Копытом сюда, копытом туда» (Kopytem sem, kopytem tam, 1989) при всем эстетическом совершенстве уже кажутся отмеченными печатью маньеризма.

Анастасия Машкова.

http://www.inoekino.ru/author.php?id=8984


 Награды:
2000 - Приз за выдающийся вклад в киноискусство (МКФ в Карловых Варах)
1998 - Elvira Notari Prize - "Капканы, капканы, капканчики" (Венецианский кинофестиваль)
1993 - Приз зрительских симпатий - "Наследство, или блин, ребята, гутентаг" (Пльзеньский кинофестиваль)
1990 - Лучший режиссер - "История одного панельного дома" ("Золотой зимородок", Пльзеньский кинофестиваль)
1963 - Гран-При - "Кое-что другое" (Mannheim-Heidelberg International Filmfestival).

Интересные факты биографии:
- в течение двух лет изучала архитектуру и философию в Брно. Работала рисовальщицей и фотомоделью прежде, чем поступить в киноинститут.

- основатель "чешской новой волны", авангардист, любитель экспериментов. Поэтому Хитилова имела проблемы с властями - например, "Маргаритки" не выходили на экран целый год, за это время успев получить приз на фестивале в Италии, Бергамо. Несмотря на это, Хитилова не уехала из Чехословакии, как Форман, и даже сняла фильм "Хитилова против Формана", где объясняла свою позицию. После 1968 года ей не давали делать фильмы - несмотря на то, что Хитилова официально не входила в черные списки, ее сценарии отклонялись, ее не пускали на международные фестивали. Письмо, которое она написала президенту, рассказывая о своих проблемах, можно увидеть здесь - http://www.acsu.buffalo.edu/~cgkoebel/courses/vera_letter.html (англ)

Вера Хитилова: фильмография (только полнометражные фильмы):

2001Изгнанные из рая / Vyhnání z ráje1998Капканы, капканы, капканчики / Pasti, pasti, pastičky1992Наследство, или блин, ребята, гутентаг / Dědictví aneb kurvahošigutntag1988Копытом сюда, копытом туда / Kopytem sem, kopytem tam1987Шут и королева / Šašek a královna 1985Турбаза "Волчья" / Vlčí bouda 1983Самый поздний полдень Фавна / Faunovo velmi pozdní odpoledne1981Бедствие / Kalamita1979История одного панельного дома / Panelstory aneb Jak se rodí sídliště1976Игра в яблоко / Hra o jablko1969Мы едим плоды райских деревьев / Ovoce stromů rajských jíme1966Маргаритки / Sedmikrásky1965Жемчужины на дне / Perličky na dně 1963Кое-что другое / O něčem jiném
http://www.ekranka.ru/?id=d108

Юбилей, Кинематограф, Женщины-кинорежиссеры, День рождения

Previous post Next post
Up