Оригинал взят у
drakosh_a в
Музейная афиша. "Madame Cézanne" в Метрополитен музее. В Метрополитен музее заканчивается выставка "Madame Cézanne" November 19, 2014-March 15, 2015
Нуеркеры, любители живописи, поспешите! Выставка не очень большая, но интересная.
Мари Гортензия(Ортанс) Фике в ранней юности подрабатывала позированием, на одном из сеансов они и познакомились с Сезанном. Гортензии тогда было 19 лет, а Сезанну-30.
Я не буду приводить биографию художника, она есть на Интернете. Скажу только, что с Гортензией Фуке он прожил вместе 40 лет.
У них был единственный сын, Поль. Сезанн оформил брак только через 17 лет после знакомства, да и то, сделал это в интересах сына.
Признание пришло к художнику довольно поздно, и большую часть жизни он зависел от финансовой помощи отца, который был скуп, деспотичен и консервативен, поэтому Сезанн долгое время скрывал брак от семьи. После заключения брака мало что изменилось в жизни Гортензии. Она так и не была окончательно признана в окружении Сезанна, и жизнь ее, вряд ли, была очень радостной или легкой. Друзья Сезанна даже дали ей прозвище "Гиря", намекая на то, что она осложняет его жизнь.
Гортензия была терпеливой и покладистой моделью, она неподвижно и молча позировала многими часами, что было необходимо Сезанну для работы, часто в семье не было денег, чтобы нанять кого-нибудь еще. Он написал за все время 29 ее портретов.
В завещании, которое оставил Сезанн, имя жены не упоминалось и все наследство переходило к сыну.
Мадам Сезанн в оранжерее.
1891-1892
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Мадам Сезанн в голубом
1885-1887
Музей изящных искусств, Хьюстон
На выставке обратила внимание, что почти все работы были выполнены в оттенках голубого, синего, зеленого и охристых тонов.
Оказалось, что Сезанн сознательно ограничивал свою палитру, добиваясь особой выразительности.
Это не помешало ему создать серию портретов Гортензии в красном платье и сидящей в красном кресле.
Портрет мадам Сезанн
1883-1887
Собрание Генри П. Мак-Хенни, Джерментаун (штат Пенсильвания)
Портрет Мадам Сезанн 1885г(Гортензия Фике)
Musée d'Orsay .
Портрет мадам Сезанн
Около 1885
Частное собрание
Портрет Гортензии Сезанн (Гортензия Фике)
Частное собрание.
Портрет Мадам Сезанн 1886г
Norton Simon Museum, Pasadena, CA, USA.
Портрет Женщина в голубом, Мадам Сезанн 1902г (Гортензия Фике)
Hermitage, St. Petersburg, Russia.
Портрет Мадам Сезанн в зелёной шляпе 1895г
The Barnes Foundation, Merion, Pennsylvania, USA .
Портрет Мадам Сезанн в жёлтом кресле 1890г
Art Institute of Chicago, Chicago, IL, USA .
Портрет Мадам Сезанн в красном платье 1890г (Гортензия Фике)
Museu de Arte, Sao Paulo, Brazil .Сезанн гордился своим умением передать оттенки красного цвета, как никто другой, и писал об этом, только я не запомнила при каких обстоятельствах. Подсказки приветствуются.
Мадам Сезанн в желтом кресле 1893-1895
Частное собрание, Нью-Йорк
На всех картинах она разная, трудно даже запомнить лицо или понять, какая у нее фигура.
На большинстве портретов лицо - маска, отстраненная от нас и обращенная внутрь себя; руки-часто непрорисованные, почти клешни; застывшее утяжеленной массой туловище, казалось-бы не вызывающее чувств, но укладывающееся в сознании, непостижимо,
формой и красками, в ощущение вечной гармонии вселенной. Мне трудно это объяснить словами, чувсто гармонии приходит, когда смотришь на его картины.
Портрет Мадам Сезанн в жёлтом кресле 1890г
Metropolitan Museum of Art, New York City.Глядя на эту картину, подумала, что Пикассо, когда писал "Портрет Гертруды Стайн", уже видел портреты Сезанна.
Из четырех, выбрала этот.
Портрет Мадам Сезанн(Гортензия Фике) 1890г
Musée d'Orsay, Paris, France.
Портрет Мадам Сезанн в полосатом платье 1884г
Частное собрание .
Портрет Мадам Сезанн (Гортензия Фике) 1885г
Philadelphia Museum of Art
Моя любимая работа, несмотря на понимание, что в списке самых-самых цитируемых, она может и не первая. На репродукции это сложно увидеть, а в реальности на портрете изображена женщина у которой синий цвет глаз почти выплескивается на полотно, с пушистыми темными ресницами и светящейся жемчужно-розовым кожей.
Женское начало внутри меня удовлетворенно развеселилось, ответив на невысказанное: "что он в ней нашел?"
Портрет Мадам Сезанн в саду 1880г (Гортензия Фике)
Musée de l'Orangerie.
Мадам Сезанн в красном кресле (Мадам Сезанн в полосатой юбке) 1877
Музей изобразительных искусств, Бостон
Мадам Сезанн опирается на стол
Частная коллекция
Гортензия кормит грудью Поля
1872г. Частное собрание.
Я видела много картин Сезанна и бывала на его выставках, но в этот раз, глядя на его картины, появилось чувство, что Сезанн был началом всего, абсолютным духом живописи, а те, кто появился после, у него только учились.