Инес де Кастро - легенда на века

Jan 05, 2015 17:35



Инеш де Каштру (Ines de Castro) (убита 7 января 1355 г.) была дочерью кастильского знатного вельможи, Педро Фернандеса де Кастро.

Инеш прибыла в Португалию в 1340 г. в качестве фрейлины принцессы Констанцы Кастильской, недавно вышедшей замуж за наследника престола Инфанта Дона Педру. Принц страстно влюбился в нее и стал пренебрегать законной супругой, поставив под угрозу и без того сложные отношения с Кастилией. Более того, благоволение Педру к Инеш привело клику изгнанных кастильских дворян очень близко к власти. Братья Инеш стали друзьями принца и доверенными советниками. Король Афонсу IV, отец Педру, не одобрял влияния Инеш на сына и терпеливо ожидал, когда «интрижка» закончится. К несчастью для отношений между отцом и сыном, она не закончилась. Инеш и Педру продолжали встречаться вопреки недовольству короля.

В 1349 г. Констанца умирает. Афонсу тщетно пытается женить сына вторично - все напрасно: Педру отказывается жениться на ком-либо, кроме Инеш - неприемлемой для государства королевы. Тем временем, легитимный сын Педру (будущий король Фернанду Португальский) был хрупким ребенком, тогда как бастарды Инеш - цветущими. Это вызывало растущее беспокойство португальской знати, испуганной влиянием Кастилии на Педру. Афонсу IV изгнал Инеш со двора после смерти Констанцы, но Педру по-прежнему оставался с ней. После нескольких попыток разлучить влюбленных, Афонсу IV соглашается с советниками, настаивающими на необходимости ликвидировать Инеш. Перо Коэльо, Алваро Гонсалвеш и Дього Пашеко были подосланы в монастырь Св. Клары в Коимбре, где томилась Инеш, и убили ее 7 января 1355 г.








В ответ на это Педру поднял мятеж против отца и вверг страну в гражданскую войну. Два года шла гражданская война. Относительное примирение состоялось только в 1357 году, незадолго до кончины старого короля.Вскоре после восшествия на престол Педру I объявил, что был тайно обвенчан с Инес де Кастро, а посему она - королева Португалии, а их дети - законные наследники престола. Вскоре состоялась самая необычная коронация в истории всех времен и народов. В парадной зале сидела на троне извлеченная из склепа мумия Инес де Кастро в королевских одеждах. На ее голову возложили корону. Король Педру I провозгласил: «Кто присягнул мне, пусть присягнет и своей королеве!» Знатные вельможи, графы и бароны, один за другим преклоняли колена и целовали иссохшую руку мертвой королевы… Инес де Кастро перезахоронили в монастыре Алкобаса. Для нее был высечен из белого мрамора саркофаг необыкновенной красоты.



Король завещал похоронить себя там же, установив саркофаг напротив усыпальницы любимой.



Король Педру I успешно правил Португалией. Его царствование можно было бы назвать счастливым, если бы не постоянная скорбь, терзавшая сердце. Рассказывали, что он часто приходил в монастырь Алкобаса, опускался на колени перед саркофагом Инес де Кастро и подолгу говорил с нею. Педру I прожил еще лишь десять лет и последовал за своей возлюбленной.

Жизнь Инеш де Каштру увековечена в нескольких классических пьесах и поэмах португальской и испанской литературы, в том числе в "Лузиадах" Камоэнса.

И в России образ Инес нашел свое воплощение в живописи. В Академии художеств в Санкт-Петербурге хранится полотно Брюллова "Смерть Инесы де Кастро".


Сюжет с коронацией мертвого тела настолько необычен, что будил и будит воображение многих художников.









http://restinworld.ru/stories/portugal/5720/1.html

Такова легенда. А как же с исторической правдой?

Афонсу Храбрый действительно был выдающимся правителем Португалии. Он защищал свою страну от многих напастей: от нашествия мавров, стремившихся вернуть былые завоевания; от вторжений самого сильного государства на Пиренейском полуострове - Кастилии. Когда-то власть кастильских королей простиралась на королевства Арагон, Леон, Наварра и графство Португальское. Поэтому и двести лет спустя после обретения португальцами независимости, кастильские короли втайне считали Португалию своей провинцией. Внутри самой Португалии бушевали политические страсти: каждый феодал мнил себя суверенным корольком, безбожно тиранил простой люд, сам творил суд и расправу. Объединяясь, мятежные феодалы представляли серьезную опасность для королевской власти. Ко всем бедам, именно в период правления Афонсу по стране прошлась со своей косой свирепая чума, не хватало рабочих рук, чтобы обрабатывать землю, строить дома, ковать оружие. Со всеми этими заботами Афонсу IV худо-бедно справлялся. Но собственная семья - это было особое государство со своими бедами. К тому же семейные дела были тесно связаны с внешней политикой. На протяжении столетий между представителями иберийских королевств заключались династические браки. Так что король Португалии или Кастилии не мог с уверенностью сказать, кто он по национальности - испанец или португалец. Брачные союзы считались самым действенным инструментом внешней политики. В самом деле, уж лучше воевать на брачном ложе, чем на поле брани. Но горячие иберийские парни не всегда отделяли любовь от политики, браки не только заключались, но и довольно легко расторгались. Одна из дочерей Афонсу IV, Мария, была замужем за королем Кастилии. Но вот кастильский монарх покинул жену, да еще подверг ее унизительному обращению. Отец-португалец вступился за честь дочери, началась война, прекратившаяся лишь после примирения супругов и заступничества самой Марии. Сына Педру король женил дважды. В первый раз - на дочери испанского гранда. Но затем этот гранд стал неугоден своему королю. Поэтому король Кастилии настоял на расторжении брака. Второй брак оказался более прочным и продолжительным: в 1339 году португальский инфант Педру женился на  Констансе Кастильской. Она-то и включила в свою свиту Инес де Кастро из знатного галисийского дворянского рода. По внебрачной линии Инес происходила от одного из кастильских королей; ее семья состояла в родстве со многими могущественными кланами. Именно «опасные связи», тянувшиеся за фрейлиной, больше всего беспокоили короля Афонсу IV. В частности, Инес состояла в родстве с Афонсу Саншешем, незаконнорожденным братом португальского короля. Этот Саншеш чуть не захватил португальский трон. Четыре года законный наследник воевал с незаконным. В конце концов побежденный Саншеш бежал в Кастилию, но и там не успокоился, постоянно подстрекал кастильцев против португальцев. После смерти  Констансы Кастильской фрейлина Инес де Кастро фактически лишилась должности. В каком качестве она оставалась при дворе? Только как фаворитка инфанта. Но такой должности нет, при дворе нужен хоть какой-то официальный статус. Таким образом, лишь король Афонсу IV имел право распорядиться судьбой Инес, по крайней мере, ее карьерой: возвысить или отставить, выслать в Кастилию или подвергнуть опале в Португалии. Он решил сослать ее в Коимбру, что не было таким уж тяжким наказанием. Но положение еще более осложнилось, когда в Кастилии началась гражданская война - мятежные дворяне выступили против короля. Они стремились через семейство Кастро втянуть Португалию в свою междоусобицу, а в случае успеха предложить кастильский трон португальскому инфанту Педру. И Дон Педру готов был принять это предложение. А в этом случае кастильская гражданская война неизбежно захватит Португалию. В таких обстоятельствах Афонсу IV не рассчитывал на благоразумие сына. Многие придворные считали страсть инфанта к Инес де Кастро «любовным помешательством». Неизвестно, была ли Инес де Кастро посвящена в планы своих родственников, влияла ли она на своего пылкого любовника. Или, может быть, она была лишь невольной участницей интриг? В таком случае это родственники навлекли на нее королевский гнев и кару. Это они - прямые виновники разыгравшейся трагедии. Афонсу IV собрал королевский совет. Государственные мужи долго решали, как поступить с этой опасной женщиной. Кинжал - оружие тайной интриги, топор палача - орудие закона. Несчастная Инес де Кастро была казнена, а не убита: по решению совета ее обезглавили в Коимбре 7 января 1355 года. Все дальнейшее происходило примерно так, как было изложено раньше. За исключением одного: не было коронации и присяги мертвой королеве. Кстати, нет этого эпизода и в поэме Камоэнса. Нет его и в трагедии Антонио Феррейры «Инес де Кастро», написанной примерно тогда же. В финале трагедии, сразу после гибели возлюбленной, Дон Педру говорит: Инес, не кори, что не умер с тобой: Я здесь, на земле, задержался, чтоб мстить, Но скоро я встречусь с тобой в небесах, И там я тебя назову королевой, Когда не успел на земле… Только позднее, и постепенно, реальное событие обрастало легендарными эпизодами. Сначала в народных романсах (старинные романсеро воспевали и воинские подвиги, и подвиги любви), потом в творениях профессиональных авторов. Начиная с XVIII века к этому сюжету обращались драматург Антуан Удар де Ла Мотт, писатели Виктор Гюго и мадам Жанлис, композиторы Николо Антонио Цингарелли и Джузеппе Персиани, художники и многие другие. В России историю Инес де Кастро узнали в XVIII веке благодаря опере Цингарелли, исполнявшейся в Санкт-Петербурге; в начале XIX века в Императорском театре с большим успехом шла трагедия де Ла Мотта, в которой блистал молодой Каратыгин в роли инфанта. В 1834 году Карл Брюллов создал впечатляющее полотно «Смерть Инесы де Кастро» (хранится в Русском музее). В 1910 году известная писательница и переводчица Т.Л.Щепкина-Куперник написала новеллу «Инеса ди Кастро». В ней подробно описана ужасная сцена коронации мертвой королевы. Оканчивается новелла такими словами: «Гробницы их стоят не рядом, а одна против другой, по воле короля: затем, чтобы, когда они встанут для вечной жизни в день страшного суда, - их первый взгляд был бы взглядом любви». И, наконец, кинофильмы о несчастной Инес де Кастро (самый ранний - «Мертвая королева» - вышел в 1910 году в Португалии) окончательно закрепили в общественном сознании легенду о ней. В Португалии история любви Инес де Кастро и Дона Педру давно обрела статус национального мифа. Именем Инес названы школы, творческие конкурсы, подростки разыгрывают этот сюжет на любительской сцене. И пусть в этой легенде немало фантазий - они подчас ценнее, чем историческая точность. Здесь правда и вымысел не противоречат друг другу, а вместе подтверждают библейскую истину: «Сильна, как смерть, любовь!»
Инес де Кастро посвящены романс Г. де Резенде из сборника "Общий Каисьонейру" (1516), несколько октав 3-й песни "Лузиады" (1572) Л. ди Камоэнса; трагедии А. Феррейры "Инес" (1587), Лoпe де Веги "Трагедия донны Инее" (17 в.; утеряна), Л. Белеса де Гевары "Королева после смерти" (1-я пол. 17 в.), Удара де Ла Мота "Инес де Кастро" (1723), Р. Фейта "Инес де Кастро" (1793), Л. Арно "Педру Португальский" (1823), А. де Моятерлана "Мертвая королева" (1942), драма (1811; назв. не сохранилось) 15-летнего В. Гюго; романы А. Бен "Агнес де Кастро" (1688), Г. Блажа "Королева после смерти" (1933) и др. (всего ок. 200 литературных произведений, во многих из которых исходный исторический сюжет подвергнут значительным изменениям в зависимости от господствовавших во время создания того или иного произведения литературных тенденций); многочисленные оперы, в том числе и Джузеппе Персиани.

http://www.sovsekretno.ru/articles/id/2258

image Click to view



image Click to view

Португалия, Легенда, День памяти, Женщины в истории, Средние века, Королевы, Образ женщины в искусстве

Previous post Next post
Up