В Албании до сих пор жива традиция «переделки» женщин в мужчин - их там
несколько тысяч. Они берут мужские имена, носят мужскую одежду, ведут себя как
мужчины. К этому их толкает Канун - свод архаических, родо-племенных
законов.
Несмотря на то, что треть албанцев - христиане (половина из которых католики,
другая половина православные) средневековый свод законов распространяется и на
них. В этом Кануне нет ничего удивительного - подобные законы для самосохранения
нации есть практически у всех горных, замкнутых социумов - от адатов в Чечне до
билус в стране Басков. Другое дело, что в Албании Канун продолжает определять
жизнь всего общества, а не только его архаических слоёв.
Одна из главных составляющих Кануна - кровная месть. Вот описание обыденной
жизни в Албании по Кануну в 1990-е, которое давала газета Die Welt:
«Более половины населения северных горных территорий Албании не выходят из
своих домов. Они опасаются кровной мести. Дело в том, что если провинился один
человек из семьи, кара распространяется и на его родных.
За поруганную честь в Албании можно заплатить только кровью, а за пролитую
кровь - опять же только кровью. После перемен последнего времени этот закон
снова вступил в силу, причём чем меньше государственный контроль и управление на
данной территории, тем большую силу набирают законы вендетты.
Планы кровной мести вынашивают годами. В деревне Блеран, находящейся недалеко
от границы с Монтенегро, был убит Герг Капаклиа. За 13 лет до своей гибели он
толкнул на улице представителя семьи Гека, а такое оскорбление, по албанскому
кодексу чести, смывается только кровью. Капаклиа, вероятно, убили бы ещё тогда,
но железные руки диктатора Энвера Ходжи надежно защищали албанцев от традиции.
Герги отправился в Грецию, а когда вернулся, два брата кровно обиженного
представителя семьи Гека пристрелили его прямо на улице.
Младший брат Герги - Пепин, бывший вместе с ним, заголосил и бросил камень в
убийц, которые, недолго думая, пристрелили и его. Теперь уже настал черёд семьи
Гека. Один из пяти братьев Герги всё-таки пристрелил одного из Гека, но попутно
был застрелен и полицейский, который пытался остановить насилие. Таким образом,
семья Капаклиа нажила себе сразу двух кровных врагов: к Гека прибавилась еще
семья убитого полицейского.
Единственный способ остаться в живых для человека, приговорённого к смерти, -
безвылазно сидеть у себя дома. Согласно албанскому кодексу Канун, кровного врага
нельзя убивать у него дома, поэтому для семьи типа Капаклиа дом остаётся
единственным спасением. Сейчас в Албании всего около 10 тыс. человек заперто
таким образом в своих домах.
Кровную месть может остановить только глава семейного клана, который должен в
случае намерения установить мир направиться добровольно к враждебному клану и
предложить свою кровь в обмен на мир и спокойствие своей семьи. Если вторая
сторона согласна, то они либо убивают отважного поборника мира, либо дают своё
слово - «беса», оговаривая срок, в течение которого они не будут трогать членов
клана, запросившего мира, до принятия окончательного решения. «Беса» означает
начало возможного мира, который, в свою очередь, означает прощение, часто
измеряемое в количестве передаваемого личного имущества и скота.
Возможно также обращение к признанному авторитету. Таким является, например,
Ндрек Пьетри, проведший много лет в исправительных лагерях. После перемен он
возглавил Союз политических заключенных и прославился своей способностью
остановить ненависть и прекратить кровную вражду. Пьетри не призывает отказаться
от вендетты вообще, считая, что она приобщает албанцев к настоящим законах их
предков, реальная суть которых сейчас забыта и искажена.
Раньше, рассказывает Пьетри, провинившаяся семья скрывалась в горах и ждала
решения совета старейшин. Старейшины обычно наказывали только убийц и
непосредственных виновных и не трогали всю семью. Вот эту традицию и собирается
восстановить Пьетри».
Сегодня, конечно, Албания в какой-то мере европеизировалась, но жизнь по
Кануну осталась. В частности, согласно 88 параграфу, Канун признаёт наследником
сына, а не дочь, в том случае, если в семье нет сыновей-наследников. Дочь при
этом может стать только «бурнеша», то есть «женщино-мужчино»»: принять клятву
оставаться целомудренной и не вступать в брак, и эта клятва не должна нарушаться
до конца её жизни. Только таким образом женщина может стать главой семьи и
официальным наследником. Бурнеша хорошо приняты в рамках общности, ими даже
восхищаются за силу воли… Бурнеша одеваются как мужчины, ведут себя как мужчины
и обладают равными с мужчинами правами - вот только не могут иметь детей.
А с учётом того, что сотни, а то и тысячи семей албанцев из-за кровной места
лишены сыновей-наследников, «бурнеша» - очень распространённое явление. Точного
их числа в Албании никто не знает, но обычно подсчёт идёт на тысячи - минимум
3-5 тыс. Фотограф Джил Петерс сделал
снимкиэтих «женщино-мужчин»:
http://ttolk.ru/?p=14661