Журналы для дам. Начало

Jul 08, 2011 20:00



В России первые журналы "для дам" появились более двухсот лет назад. Они адресовывались женам и дочерям высокопоставленных чиновников. Издатели с большим уважением относились к своим читательницам и уже в обращении давали им высокую оценку. Издатель первого женского журнала  "Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета" (1779 г.) Н.И. Новиков  видел в них  "прекрасный пол", авторы "Журнала для милых" (1804 г.) - "богоподобные создания", в "Кабинете Аспазии" (1815 г.) о читательницах писали как о "первом украшении государств просвещенных", в журнале "Лучи" (1855 г.) - как о воплощении небесного в земном и т.д.

 Первые журналы для женщин были литературными, в них помещались стихи, баллады, элегии, эпиграммы, повести. Невысокий уровень полиграфии еще не позволял заполнить страницы многочисленными иллюстрациями.

"Модное ежемесячное издание"( впервые в русском названии журнала употребляется  слово «модный») отдавало предпочтение красоте душевной:

… сказка учит нас, что мы себя теряем,
Коль нам премудрости невнятен будет глас,
И прелестьми пленясь на душу не взираем

Потому идеал женщины здесь выглядел как "прелестная простота" с многочисленными добродетелями: честью, добротой, уважением к окружающим, патриотизмом. Журнал проповедовал принцип творения добра и чувства меры, соблюдения морали и нравственности, что может сделать женщину по настоящему привлекательной, так как физическая красота быстро увядает:

Красавицам смешно, старуха коль ворчит:
Не смейтесь! Время вас ко старости примчит.
Все то, что мило в вас, прелестно и приятно,
Исчезнет, пропадет и будет невозвратно.



В виде приложения к каждому номеру  выходили картинки мод с подписями на русском языке: «Щеголиха на гулянье», «Чепец победы», «Раскрытые прелести». В подписях мы можем уловить ироничный тон издателя - наряды французских модниц (а именно с французского оригинала были скопированы эти картинки) подвергались легкому осмеянию. Эти странички, однако, считаются образцом русской модной иллюстрации того времени.

Целью появления подобного журнала было «доставить прекрасному полу в свободные часы приятное чтение». Однако несмотря на все старания издателя первый женский журнал не добился значительного успеха у читателей. В конце первой его части поименно перечислены все подписчики журнала. В Санкт-Петербурге их было 20, в Москве - 9. После выхода второй части сообщается, что подписавшихся в Москве - 18, в Твери - 6, в Пскове - 4. Всего 58 человек, из них 9 женщин. С июля по ноябрь 1779 года вышли последние - третья и четвертая части журнала.
"Журнал для милых" поощрял все женские "слабости": хитрость, коварство, не вдаваясь в морализаторство, восхвалял единственное женское достоинство - красоту, совмещающую в себе "палату прелестей одних". Все заботы женщины связывались с любовными переживаниями, и, чтобы уберечь читательниц от стрессовых состояний, журнал дал шуточный совет: "Страдания души по ровной части с сердечным чувствованием истереть на плите нелицемерности и смоча надеждою сделать пилюли в три золотника, принимать каждую минуту и запивать терпением". В первом же номере "Журнала для милых" читаем: "Женщины - самое милое, любезное, можно сказать, божественное творение; без женщин мы бы не могли существовать. Женщины - творение, любимое всею природою. Если женщина имеет худой, испорченный нрав, кто тому причиною? Мужчины! Им мудрено ли превратить кроткого агнца в тигра. Божественное творение иначе не могло создаться, как с ангельским нравом".

В представлении издателей "настоящие" любовные истории никак не могли случаться где-то рядом, в банальной Москве или Санкт- Петербурге. Не могли они случаться даже в блистательном Париже - извечной мечте всех российских "милых дам". В большинстве своем герои публикуемых произведений влюблялись и страдали на таинственном экзотическом Востоке, в античной Греции или вообще в псевдоисторические времена. И, в отличие от современных  любовных историйте истории далеко не всегда имели хеппи-энд. Таким образом, со страниц "Журнала для милых" представала спокойная хладнокровная красавица, забавляющая себя сентиментальным чтением и любовными мечтаниями.

Главным редактором и издателем  «Журнала для милых» был М. Н. Макаров, сотрудниками и соредакторами - князь П. И. Шаликов, С-ъ и С. И. Крюков. Именно с именем Петра Ивановича Шаликова связано издание первого женского журнала-долгожителя.




В 1823 году родился «Дамский журнал, издаваемый князем П. И. Шаликовым». П. И. Шаликов происходил из грузинского княжеского рода, был военным, ему не удалось получить специального литературного образования, но, выйдя в отставку, он решает стать писателем и журналистом.


"Дамский журнал, издаваемый князем П.И.Шаликовым", был, пожалуй, самым прогрессивным для своего времени даже с точки зрения современного издательского дела. Он предвосхитил многие нынешние креативные ходы и задумки. Например, каждый год у него менялся рисунок на обложке - для тех лет дело просто невиданное! Журнал публиковал новинки парижской моды и размещал на своих страницах первые цветные иллюстрации.
Парижские моды во времена Шаликова уже не осмеивались, а были непреложным авторитетом. Каждый номер обязательно заканчивался цветной картинкой мод.
Большое место занимала критика (в № 1 - полемика с "Полярной звездой" А. Бестужева и К. Рылеева, называвшей "Дамский журнал" нарумяненным, в № З - ответ «Вестнику Европы»). Одним из постоянных критиков «Дамского журнала» был Н. А. Полевой. В своей статье «Новости и перемены в русской журналистике на 1829 год» Н. А. Полевой писал: «Высокая ученость не удел „Дамского журнала“… Каково только думают о публике, если почитают самым завлекательным украшением журналов парижские юбки и чепчики».

Отдел прозы декабрьского номера 1833 года открывали «Материалы для истории русских женских авторов». Названы имена: А. А. Волкова, Н. И. Плещеева, К. Н. Пучкова, Катерина Деламар, Мария Болотникова, Анна Татищева, Л. И. Кричевская.

Выходил журнал два раза в месяц, а затем (с 1829 г.) еженедельно частями. Части разделялись на номера. Новая нумерация страниц начиналась с новой части. Например, в первой части было 6 номеров, немногим больше 250 страниц. Размер журнала очень удобный, такой же, как у современных учебников. Каждый год менялся рисунок на обложке. В конце номера обязательно давалось оглавление и список опечаток, допущенных в предыдущем номере.

В ноябрьской книжке 1833 года (№ 47, ч. ХLIY) на странице 127 читаем: «„Дамский журнал“ прекращается…» П. Шаликов обещал возобновить издание только на следующий год. Однако обещание автора не было выполнено, журнал прекратил свое существование.

Но начало было положено. Выделена в особую категорию женская читательская аудитория, признано существование специфических интересов женщин.
В "Кабинете Аспазии" выделялись три составные черты идеала женщины: добродетель, дружба и любовь.
"Наслаждаешься жизнью без вреда другим и себе, есть всем общее желание", - писал "Кабинет Аспазии". И к удовольствию читательниц публиковались амурные стихотворения, любовные повести и романы, затем к ним добавились описания путешествий.
На различные вкусы светских модниц выходили журналы мод, как правило с последними новинками из вечной столицы моды - Парижа. Для домохозяек и рукодельниц - многочисленные журналы по домоводству. Издатели настолько заботились об увеличении числа своих подписчиц, что постоянным читательницам высылали всевозможные подарки - домашние энциклопедии, платки, броши и т.д. Здесь, действительно, можно было найти немало изображений красавиц и светов красоты, у женщин эти журналы пользовались огромной популярностью. Отечественные же публицисты и журналисты нередко подвергали их критике, исходя из того, что все, подвластное моде быстро меняется и забывается:

"… русская земля положительно наводняется журналами мод во всевозможных форматах, с различными направлениями и всевозможными приманками для доверчивой публики … кому нужны все эти журналы, кто их выписывает, неужели же наше общество не интересуется другими более серьезными вопросами, за исключением мод, и не превратится ли в скором времени вся наша журналистика в одни только журналы мод?" - проявлял беспокойство "Женский вестник". А интеллигенция все чаще обращала внимание общественности на то, что из светских барышень, озабоченных нарядами, танцами и кокетством, в быту получаются плохие хозяйки и матери, потому надлежало немедленно изменить отношение к женщине.

Во второй половине XIX в. журналы все чаще стали помещать очерки о женщинах известных и знаменитых, таких как Жанна Дарк, императрица Екатерина II, графиня Екатерина Дашкова. Но исторических личностей среди женщин насчитывалось так мало, что издания заняли позицию воспитания женщины, изменения взглядов на ее образование, обучения элементарным знаниям, введения читательниц в сферу интересов общества.

Женские журналы вступили в спор с противниками женского творчества и труда вне дома. "Мужчина взял себе все: и гражданскую деятельность, и науку и литературу, и искусство, мужчина не отказывается и от своей доли семейного счастья, а женщина должна довольствоваться тем, что ей оставлено," - писал журнал "Рассвет" (1859 г.), в котором, между прочим, начался творческий путь известного русского критика Д.Писарева, создавшего немало статей о русской женщине: "Наши матери занимаются маринованием грибов … Да и что им делать, когда они ничего лучшего не знают? Наши девушки кокетничают, потому что никто не умеет шевельнуть как следует их ума". В защиту женщины выступила русская интеллигенция, а такие известные личности как историк М.Семевский, идеологи народнического течения, социолог и публицист Т.Лавров, публицист и литературный критик П.Ткачев сотрудничали с женскими журналами, отстаивая права женщин на образование и труд.

"Большинство же из [женщин], ничего не знающие, не приученные ни к какому труду существа, остаются тягостным бременем в семье и, если им посчастливилось выйти замуж, оканчивают печально и бесцельно свое жалкое существование. Разврат, нищенство или богадельня ждет их в будущем," - столь печальный прогноз делал "Женский вестник" (1867 г.) на тот случай, если общество не станет воспринимать женщину как полноценную личность.

Прошло время, и журнал "Друг женщин" (1882 г.) уже видел своих читательниц среди женщин образованных.

Издания начали сообщать о новостях в женском образовании, труде, благотворительной, общественной, деятельности:

"Высочайшим повелением разрешено допускать женщин - телеграфисток к исполнению обязанностей по почтовой части. Этим открываются женщине двери к труду".

"По инициативе нескольких лиц, принадлежащих к высшему обществу, в Петербурге организуется новое благотворительной общество "вспомоществования девицам, вступающим в замужество".

"Учредительницами образовавшегося в Петербурге общества женского спорта на рождественских праздниках текущего года предполагается устроить несколько дамских состязаний не верховой езде по Неве".

"Высшие женские курсы в Санкт-Петербурге … с каждым годом дают большее число русских ученых женщин, из которых некоторые выдаются особенно своей ученостью и необыкновенными способностями и дарованием, так что они оставляются при курсах в качестве приват-доцентов, или вернее профессоров" ("Новый русский базар", 1885 г.)

Журналы поддерживали образ самостоятельной женщины, способной учиться и употребить знания в собственном деле. Таких женщин во второй половине 19 в. уже было немало. Некоторые сами открывали женские журналы.



Так журнал "Лучи" принадлежал А.О.Ишимовой, которой еще в 1837 г. А.С.Пушкин предложил сотрудничать в "Современнике". София Мей основала "Модный магазин", давший ей "возможность поправить стесненные обстоятельства". Адель Гоппе продолжила редактировать после смерти мужа "Модный свет и модный магазин", "Новый русский базар" и открыла собственные журналы "Модистка", "Парижская мода".

по материалам http://www.relga.ru
                              http://www.nlr.ru/
                              http://www.devichnick.ru
                              http://www.echo-az.com
                              http://goodcoins.narod.ru

Женщины в истории, Россия, Глянец, История, Журнал

Previous post Next post
Up