Промышленная революция позднего Средневековья началась из-за появления браков по любви.
Как выяснили голландские ученые из Утрехтского университета, первые ростки феминизма пробились в Англии и Нидерландах еще в XV-XVI веках, в период позднего Средневековья и раннего Нового времени. Незадолго перед этим по Европе прокатилась эпидемия чумы, от которой умерло в некоторых странах до половины населения, и возник дефицит рабочей силы. Этот дефицит мог быть восполнен только женщинами, часто даже девочками - уже с восьми лет, как пишет infox.ru, девочки на севере Европы могли работать служанками. В южных странах, например в Италии или Испании, об этом не могло быть и речи, там прислуживать богачам могли только замужние дамы.
Авторы работы "Власть женщин" приводят и другие примеры появления материально независимых представительниц прекрасного пола. Если подмастерья кровельщиков (часто именно юные дамы) в начале XIV века получали ровно треть зарплаты мастера, то в конце этого века они зарабатывали уже три четверти доходов кровельщика. В результате возник совершенно новый и необычный класс - экономически независимые женщины.
Одновременно с этим церковь начала поощрять заключение браков не по договору между родителями потенциальных жениха и невесты, а по любви. По всей видимости, тому тоже были экономические причины. В той же Италии замужество дочерей сопровождалось приданым, которое оставалось в новой семье. Соответственно, выйти замуж стремились как можно раньше. На севере же наследство получали только после смерти обоих родителей, и брак здесь не был материально выгодным предприятием. А в таком случае не лучше ли выйти замуж за любимого?
Все эти на самом деле кардинальные изменения в жизни англичан и голландцев привели к резкому улучшению экономической ситуации. Все больше людей стали участвовать в производстве, со временем возникла конкуренция, родители стали стремиться вкладывать деньги в профессиональное обучение детей. Новые социальные отношения стали фундаментом будущей промышленной революции.
Остается только добавить, что возникший через пару столетий именно в Северной Европе протестантизм закрепил успех этих стран и обеспечил им невиданный рост экономики. А католический юг до сих пор остается синонимом ханжества и отсталости.
http://inauka.ru/fact/article98485.html?ynd