Oct 27, 2019 09:13
Учитель сидит во главе, а ученики окружают его словно корона, чтобы все видели учителя и слышали слова его.
Рамбам
Многие родители, впервые сталкиваясь с термином “неформальное образование”, негодуют. Опять образование, даже в выходные?! Ребенок уже устал от учебы и школьных правил, он хочет отдохнуть и сменить обстановку! Так что же такое неформальное образование и чем оно отличается от формального? Какой образовательный процесс происходит в летних лагерях и воскресных клубах? Как это может пригодиться в дальнейшей жизни ребенка? Нужно ли это родителям?
Попробуем разобраться вместе!
Сам термин “НЕформальное образование” определяет себя как образование, отличное от формального. Чем же?
Формальное образование, как правило, проходит в учреждениях со строгой учебной программой, жесткой системой оценок и дисциплинарными правилами. Результатом процесса является получение определённых знаний, подтверждённое свидетельством или дипломом. Основная форма преподавания - фронтальная лекция, т.е. работа преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и по единой программе.
Неформальное образование основано на добровольном участии, исключает систему оценивания, предусматривает гибкую программу в соответствии с запросами участников. Обучение проходит в комфортной доброжелательной обстановке, в форме интерактивных дискуссий, тренингов, игровых и творческих мероприятий. Важным фактором является эмоциональная открытость участников, их вовлеченность в обсуждение социальных и исторических проблем, восприятие информации на эмоциональном уровне. Цель обучения - не приобретение определенных знаний с целью получения диплома, а развитие и социализация личности.
Отличия этих двух форм обучения разительны. На смену привычной всем фронтальной лекции, когда ученики сидят рядами, лицом к учителю, приходит круг.
Вспомним школу. Главный человек в школьной аудитории - учитель. Напротив него - большой класс с партами в три ряда, где царит своя негласная иерархия.
Первые парты для дисциплинированных отличников или учеников с плохим зрением. Они сидят впереди, всегда на виду. Если вдруг в класс заглянет директор школы, случайный посетитель или проверяющий из районо, его взору предстанет идеальная картина - спокойные ученики внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы.
Сидящие за средними партами - настоящие везунчики. Они находятся близко к доске и учителю, поэтому легко могут сосредоточиться на учебном процессе. При этом у них есть возможность незаметно заглянуть в телефон или шпаргалку, пошептаться с соседом. Сидящие в середине класса видят и слышат всех, а их самих почти никогда не видно и не слышно.
Задние парты, “Камчатка”, “Сахалин”, где происходит насыщенная социальная жизнь класса - подмигивания, перешептывания, записки. Кто там сидит? Дети, которые мешают учителю или своим соседям, те, кому на уроке скучно и неинтересно, те, кто не в состоянии спокойно просидеть 45 минут. Там почти всегда оказываются задиры, провокаторы и нарушители спокойствия. Оказавшись на “Камчатке”, ученик просидит там до самого выпуска. И эта ситуация устраивает и ученика, и учителя - они друг другу не мешают.
Как выглядит класс при неформальном обучении? Это круг из стульев. Только стулья, без столов, строго по количеству участников, на равном расстоянии от центра и друг от друга. И этот круг является одним из важнейших инструментов неформального образования.
Разберемся, в чем же его преимущества, что же такого особенного в сидении в кругу.
Круг кардинально отличается от привычной школьной обстановки.
Начнем с ведущего. В школе - это учитель, его отдельный стол или кафедра на некотором расстоянии от парт, напротив - ряды учеников. Такая расстановка подчеркивает статус учителя.
В неформальном образовании учитель превращается в ведущего и сидит в кругу вместе со всеми. Обычно к ведущему обращаются на “ты” и по имени. Эти мелочи помогают сократить дистанцию между ведущим и группой, способствуют построению близких доверительных отношений. Не имеет значения, кто говорит - ведущий или участник, каждого одинаково хорошо видно и слышно. В кругу все равны. Интересно, что выдающийся еврейский мудрец Маймонид (Рамбам) еще в 12 веке в труде “Законы изучения Торы” писал: “Учитель сидит во главе, а ученики окружают его словно корона, чтобы все видели учителя и слышали слова его. И да не будет такого, что учитель сидит на стуле, а ученики на земле, но либо все на стульях, либо все на земле”.
В кругу нет лучших мест и нет “Камчатки”. Каждый занимает одинаково хорошее место независимо от того, где он привык сидеть в школе. В ходе занятий участники могут меняться местами друг с другом и, в результате, ближе знакомятся и раскрепощаются, чувствуют себя все более и более комфортно. Круг требует внимания и включенности в процесс. Вся энергия сконцентрирована внутри. В кругу видно и слышно каждого.
В неформальном образовании нет места скуке или зубрежке. Занятия проводятся с использованием различных методик и частой сменой форм деятельности. Это работа с текстом и театральные сценки, игры и дискуссии, тренинги и дебаты. Формы ведения занятий самые различные - работа в общем кругу или в парах, в микрогруппах или индивидуальные задания. В ходе таких занятий ребята постепенно из пассивных слушателей становятся активными участниками. Этому способствует еще один важный инструмент неформального образования - открытый вопрос.
Хороший открытый вопрос не предполагает наличие правильного ответа, он побуждает участников искать этот ответ, формировать и высказывать свое мнение, выражать свои чувства. Во время обсуждения ведущий обращается к каждому участнику. При этом каждый может высказываться только тогда, когда будет к этому готов.
Практика показывает, что такая элементарная вещь, как сидение в кругу, оказывает колоссальное влияние на участников. Дети постепенно привыкают к тому, что каждый сидящий в кругу - важен. Что можно говорить тогда, когда хочется, и не ждать, пока тебя “вызовут”. Что когда ты говоришь, тебя видят, слышат и внимательно слушают.
Особенно эффективно принципы неформального образования работают в воскресных клубах или летних лагерях. Лагерь - это «территория» развития личности.