О природе человеческой личности

Nov 04, 2011 19:54


Возможно, для кого-то это не новость. Просто, размышляя о насущем, я пришла к выводу и теории, на мой взгляд, довольно логичной и последовательной. 
Что такое человек? Что такое личность, которой он становится впоследствии? Что такое его индивидуальность? И как она формируется? Цифры приблизительны, что называется, "навскидку", но если бы я писала научную работу, то не позволила бы себе таких неточностей, ну а это всего лишь жж, так что. 
1. Когда рождается человек, он, по сути, никто - казалось бы, но нет. Вернее, не совсем: когда человек рождается, он уже имеет определённый характер, точнее, зачатки характера, какие-то определённые черты. Сами посудите: некоторые дети, будучи ещё грудными младенцами, могут спать целыми днями, не просыпаться по ночам и спокойно делаться в пелёнки, нежно улыбаться маме с папой и не закатывать истерик, тогда как другие, напротив, ещё не научившись толком сидеть, уже устраивают шумные концерты и ни минуты не могут вести себя спокойно. Это, несомненно, говорит о том, что, едва родившись, ребёнок уже обладает определёнными характеристиками, которые, по всей видимости, закладываются на генном уровне. Впрочем, не берусь точно определить их источник, т.к. далека от биологии. Как бы то ни было, в становлении личности или, если угодно, социализации, этот фактор играет не такую большую роль - около 10% (я думаю) от общего количества факторов. Давайте условно назовём его Фактором генетической предрасположенности.
2. Следующему фактору я бы дала название Фактора обстановки. Что это значит? В процессе развития ребёнка роль играет всё, что его окружает, абсолютно всё - в большей или меньшей степени. Начиная от того, в какой стране с какими порядками он живёт и заканчивая цветом обоев в его комнате. Разумеется, первое обстоятельство окажет более значительное влияние, чем второе (если, конечно, цвет обоев не чёрный - тогда, пожалуй, последствия могут быть весьма серьёзными), однако факт влияния обоих имеет место. Таким образом, этому фактору я бы тоже отвела около 10%.
3. Ещё один аспект, который оказывает влияние, я назову  Фактором окружающей среды. Что я подразумеваю под ним? Друзья, приятели, братья, сёстры, многочисленные родственники, учителя, воспитатели, одноклассники, а также книги, которые находятся в доме и которые читает ребёнок, фильмы и мультфильмы, которые дают ему смотреть родители, журналы, компьютерные игры (в наш-то век глупо не учитывать) и т.д. Пускай на их долю придётся тоже 10%. 
4. А вот и самый главный, по-настоящему решающий фактор - Фактор родительского воспитания. Именно так. Если посчитать, то на него приходится около 70% от всего числа факторов социализации. Влияние такое огромное, что его тоже следовало бы разделить на подвиды, но мне глубоко лень. Единственное, что могу по этому поводу сказать: оправдание родителей, говорящих "Мы не так его воспитывали... мы растили из него тихого и послушного мальчика", как говорится, "не катит". Нет, я им верю, конечно, только их это не оправдывает. Видите, в чём вся штука: порой, когда родители направляют свои действия в воспитании детей на одно, то выходит, порой, другое, а иногда, представьте, и противоположное. Самый банальнейший, но оттого и убедительнейший аргумент - баловство. Родители души не чают в своём ребёнке и готовы давать ему всё, чего он ни попросит - казалось бы, это не преступление, ведь они всего лишь очень любят своего ребёнка, а любви, как кто-то сказал, не может быть слишком много. Они наивно полагают, что таким образом вырастят нежное, доброе и безгранично благодарное чадо, а в итоге получают требовательное и избалованное дитя. Сейчас таких ошибок почти никто не допускает, потому что такая концепция, как "баловство", уже стала давно известна любой деревенской бабушке, которая, в большинстве случаев, неимоверно далека от психологии. Однако таких "палок о двух концах" в воспитании, о которых многие родители даже не догадываются, ещё весьма много. Вот и выходит, что хотели одно, получилось другое, значит никто не виноват. Ещё как виноват. Никто не говорит, что не старались и не хотели, но, тем не менее, не справились. Это я про некоторых родителей, которые получили на исходе воспитания не то, чего ждали. Конечно, ещё 30% приходится на другие факторы, однако во власти родителей оказать влияние на многие из них, чтобы они затем, свою очередь, нужно влияние оказали на ребёнка (сделать нормальный цвет обоев, в конце концов). 
И ещё глупее винить самого ребёнка. Ведь теперь абсолютно ясно, что всё то, кем стал ребёнок, это результат множества реакций и взаимодействий. Для наглядности построю зрительную ассоциацию. 
Когда рождается ребёнок, мы уже знаем: всё, что в нём есть - это Фактор генетической предрасположенности, который занимает 10%. Так что пусть родившийся ребёнок - это 10 граммов жёлтой воды. Сюда же мы добавляем 10 граммов Фактора обстановки красного цвета и 10 граммов Фактора окружающей среды синего цвета. Ну а затем вливаем в наш стограммовый стаканчик становления личности 70 граммов Фактора родительского воспитания, например, белого цвета. Цвета смешиваются и превращаются в новые, и ни стакан, ни вода, как вы понимаете, не в силах повлиять на исход этого процесса, потому что цвета смешиваются согласно строго определённым правилам, и смешав жёлтый и синий вы при всём желании не получите красный. Вот и всё что я хотела сказать. 
p.s.: можно, конечно, сказать, что я не могу осуждать родителей, которые меня гораздо старше и что там ещё? Ммм, опытнее. Конечно, они в жизни повидали больше меня, но определённое мнение у меня сложилось, что поделать - как могло быть иначе, оно сложилось само собой, и я просто решила им поделиться, не претендуя на то, что все обязаны его принять. К слову говоря, опыт - далеко не всегда решающий фактор. Вот встречу я двух людей в возрасте одинакового возраста (простите за каламбур), но точки зрения у них совершенно противоположные. И кому мне верить? Так что я привыкла полагаться на себя. 
Previous post Next post
Up