проэкт-передача "Великие итальянцы"

Oct 13, 2009 21:47

Добрый день, дорогие телезрители!

В студии Татьяна Семенцова.

Мы продолжаем рубрику " Великие итальянцы из Флоренции" и сегодня поговорим о  Леонардо да Винчи.

Для того чтобы понять, каким был этот человек, из какого времени, чем характерен, почему так много про него написано - необходимо знать его биографию. Это история человеческой эпохи.

Большинство  изобретений на несколько столетий опередели время. Многие из них гениальны и хитроумны, некоторые ужасающи...  Кроме инженерных разработок маэстро детально изучал анатомию, геологию, проводил химические опыты, прекрасно пел и играл на инструментах, сочинял музыку, писал притчи и пьесы, устраивал театральные постановки и создавал шедевры живописи. Неудивительно, что при жизни его считали колдуном и слугой дьявола. Но все это еще впереди, а пока вернемся в те времена

"Родился у меня внук от сера Пьеро, моего сына, 15 апреля 1452 г., в субботу, в третьем часу ночи. Назван был Леонардо. Священник Пьеро ди Бартоломео из Винчи окрестил его и присутствовали при сем…" Далее дед Леонардо, Антонио да Винчи, приводит весьма внушительный список лучших людей города Винчи. Крестины мальчика состоялись в церкви Санта-Кроче, что стоит в самом центре Винчи, соревнуясь в высоте и великолепии с древним замком Гуиди. Несмотря на помпезность, с которой проходили крестины, рождение внука было для Антонио не только радостью, но и проблемой. Сер Пьеро, отец ребенка, был способным молодым человеком 25 лет от роду. По семейной традиции он стал нотариусом и блестяще справлялся со своими обязанностями. Обращение "сер" уже стало неотъемлемой частью его имени, ведь по обычаям Италии того времени именно так именовали нотариусов.

В общем, все было прекрасно, кроме одного - юноша сверх всякой меры тяготел к слабому полу. И его последнее увлечение уже принесло свои плоды, в виде маленького Леонардо. Девица Катарина, прекрасная пейзанка из Винчи, вскружила Пьеро голову, а в результате приходилось ломать голову старому Антонио. Дед быстро нашел выход из положения. Уже через четыре месяца сера Пьеро женили на 16-летней флорентийке из хорошей семьи по имени Альбера. Старый Антонио не обошел стороной и прекрасную Катарину, поспешив выдать ее за гончара по прозвищу Аккатабирга, то есть задира. Далее жизненные пути трех главных героев: отца, матери и сына - расходятся. Сер Пьеро уезжает во Флоренцию, где живет с молодой женой. А Катарина поселилась в гончарной мастерской неуравновешенного Аккатабирги.

В этой истории мать Леонардо, пожалуй, самый загадочный персонаж… О ней известно ничтожно мало. Один из самых ранних биографов Леонардо, называвший себя Аноним Гаддиано, писал, что была она "хорошей крови". В XV веке, если о девушке говорили подобным образом, то имели в виду ее красоту, здоровье и душевную чистоту, но не происхождение. Однако, несмотря на эти неоспоримые достоинства, Катарина, в глазах старого Антонио, выглядела не более чем крестьянкой, которая и в подметки не годится блистательному серу Пьеро. Тот же Аноним Гаддиано написал, что от Аккатабриги Катарина родила пятерых детей и дожила до самой старости. Вот и вся биография. Забрала ли Катарина своего первенца с собой или дед Антонио с женой Лючией оставили мальчика у себя, сказать трудно. Равно как, неизвестно, общался ли Леонардо с матерью вообще.

Старый Антонио по собственному, довольно суровому сценарию разыграл финал любовной истории сына и прекрасной Катарины. Но при этом именно с его легкой руки незаконнорожденный Леонардо был с первых же дней жизни записан как сын своего отца, что сыграло немаловажную роль в судьбе художника. Ведь род да Винчи известен еще с XIII века. Прадед Леонардо был хранителем печати и послом Флорентийской республики. Таким образом, Леонардо стал членом почтенного семейства. При жизни художника называли не иначе как Леонардо ди Пьеро да Винчи, подчеркивая тем самым, чей он сын. Сам же Леонардо искренне верил, что был плодом большой и светлой любви. Уже будучи зрелым человеком, в одном из своих дневников он написал: "Ребенок, рожденный лишь похотью, без любви, будет бездарным, подлым и тупым… но зачатый при великой любви и желании будет обладать великим умом и остроумием, живостью и изяществом…"

Дом Антонио, где теперь жил Леонардо, располагался всего в нескольких километрах от Винчи, в приходе Анкьяно. Старый, добротный, без излишеств, он стоял в живописнейшем месте. Кругом росли серебристые оливковые рощи, а с балкона открывался изумительный вид на гору Монтальбано. Кроме Леонардо, деда, бабки и слуг в доме жил второй сын Антонио, юноша Франческо. Принято считать, что любовь к природе, умение наблюдать за всем происходящим и замечать самые мелкие детали этого могучего и таинственного мира Леонардо перенял от него. Франческо по складу ума был философом, по роду занятий бездельником. Днями напролет племянник и дядя бродили по склонам Монтальбано. Как пишет биограф Леонардо Джоржо Вазари, дядя Франческо научил мальчика понимать природу трав и ценить всякую жизнь, будь-то птица, зверек или шершавая гусеница. Результатом этих ликбезов стал отказ Леонардо от животной пищи из уважения к братьям меньшим и невероятно трогательное отношение ко всем земным тварям. Рассказывают, что, видя на дороге покалеченного кузнечика, Леонардо бережно поднимал его и опускал в траву, чтобы не раздавили. Но любовь любовью, а пытливый ум порой доходил до жестокости, и человек, который только что спас мошку, через минуту нещадно кромсал лягушку, чтобы посмотреть, что у нее внутри, или смазывал воском крылья насекомых. Смотреть, запоминать изучать - вот к чему тяготел маленький Леонардо.

Тем временем отец Леонардо, сер Пьеро, который почти все время проводил во Флоренции и лишь иногда заглядывал в Анкьяно, серьезно увеличил свой капитал и смог позволить себе снять дом близ площади Синьории. Его жена Альбера была бездетна, и Пьеро решил забрать незаконнорожденного сына к себе. В его планах было дать Леонардо хорошее образование, с тем чтобы сын согласно традициям семьи стал нотариусом. "Ты увидишь Флоренцию, мой мальчик,  и узнаешь мир". Отец оказался прав. Блистательная Флоренция показала Леонардо все стороны жизни. Здесь он познал головокружительные победы и жестокие поражения.

XV век вознес Флоренцию на вершину славы. Это был город Паоло Учелло и Донателло. Город задиристого и непревзойденного Брунеллески и Леона Баттиста Альберти, которого называли флорентийским Витрувием. Город Гирландайо и Верроккьо. Это было начало конца. Яркий всплеск, агония в предчувствии больших перемен. Впрочем, они произойдут только в начале XVI века, а пока Флоренция слегка содрогнулась от перемен на мировом рынке. Город потерял свою монополию на шерсть и шелка. Лопнули несколько крупных банков. И старый Козимо Медичи, стоявший во главе Флорентийской республики, дабы поправить городскую казну, взвинтил налоги до неприличия. Специальные служащие, не без помощи доброхотов, отлавливали злостных неплательщиков и тех, кто пытался скрыть доходы.

На семействе Винчи экономический кризис почти не отразился. Более того, сер Пьеро - отец Леонардо, получил завидную должность нотариуса дель Подеста, то есть первого магистрата исполнительной власти. Семья заняла комнаты в пышном здании недалеко от площади Сеньории. Десятилетний Леонардо, переехавший с отцом и мачехой в город, недостатка во внимании не испытывал. Дона Альбьера - жена отца, собственных детей не имела, так что весь потенциал материнской любви отдавала Леонардо. Что касается отца, то он дни напролет проводил на службе, устроив сына в школу, где тот обучался арифметике, грамматике и музыке. Непоседливый Леонардо особого усердия в учебе не проявлял. Впрочем, по словам биографа Леонардо Джорджио Вазари, "в математике за немногие месяцы, что он ею занимался, он достиг таких успехов, что непрерывными сомнениями и сложностями не раз ставил в тупик учителя…" Живой ум юного да Винчи исследовал все понемногу. Он увлекся музыкой и остановил свой выбор на лире, на которой в короткие сроки научился отменно играть и импровизировать. В зрелые годы на страницах своих дневников Леонардо испишет не одну страницу, восхваляя и превознося музыку, называя ее "удивительной наукой, сохраняющей живыми бренные красоты смертных". Только музыку Леонардо удостоит особой чести и назовет "сестрой живописи", а живопись он ставил выше всех искусств.

Когда Леонардо впервые начал рисовать, точно неизвестно. Некоторые биографы предполагают, что еще в доме деда, в приходе Анкиано. Так или иначе, но во Флоренции он если и не начал, то, по крайней мере, продолжил свои упражнения в живописи. Тому способствовало и внутреннее стремление, и сама атмосфера города. О своем увлечении Леонардо предпочитал молчать. И только мачеха дона Альбьера знала тайну пасынка, но то ли из-за вспыльчивого характера мужа и непредсказуемости его реакции, то ли по причине природной робости, не желала об этом распространяться. Такое положение дел могло тянуться как угодно долго, если бы не ряд событий, форсировавших происходящее.

В 1465 г. скончалась мачеха Леонардо - добрая дона Альбьера. Сер Пьеро не долго пребывал в печали и уже в 1466 г. взял в жены Франческу Ланфредини, которая всего на пару лет была старше Леонардо. Юному да Винчи шел 15-й год. Сер Пьеро хоть и не славился особой внимательностью, но даже от его непроницательного ока не могло скрыться, что юноша абсолютно не интересуется нотариальными делами. А несколько рисунков, найденные в столе сына, заставили сера Пьеро иначе взглянуть на будущее Леонардо.

Надо сказать, что нотариус Пьеро да Винчи был абсолютным продуктом своего времени. Он умел зарабатывать деньги, имел связи с влиятельными людьми, в число которых довольно скоро вошел сам Лоренцо Великолепный, а также, в поддержание доброго имени, заводил знакомства с представителями мира искусства. С Андреа Верроккьо у него были сугубо деловые отношения. Сер Пьеро не раз помогал художнику оформлять кое-какие бумаги. Так что неудивительно, что именно к нему отец Леонардо принес рисунки своего сына. "Приводите вашего мальчика, когда вам будет удобно, можете прямо сейчас, - Ответил Верроккьо, взглянув на работы. - Он будет жить вместе с остальными учениками. Думаю, из него выйдет толк".

Боттега, или мастерская, Верроккьо располагалась в самом центре города. Предположительно, неподалеку от дворца Гонди. Во Флоренции XV века боттеги были привилегией не только людей искусства, но также и ремесленников. Они представляли собой довольно просторное помещение, совмещавшее в себе торговую лавку, мастерскую и дом хозяина. Двери боттег были целый день открыты, над входом висела табличка с именем хозяина. Естественно, подобные магазины-мастерские выполняли и рекламные функции. Хозяин открыто демонстрировал, насколько добротно сработан его товар. Что же касается боттег художников, то их творческий процесс всегда пользовался успехом и у потенциальных покупателей, и у зевак. К тому же в этих мастерских царила совершенно особая атмосфера. Ведь мальчики-ученики проводили здесь дни и ночи. Вместе ели, спали, растирали краски, готовили дерево, делали наброски. Учитель становился вторым отцом. Например, Донателло, который слыл очень щедрым человеком, держал деньги в узелке, и каждый из его друзей и учеников мог в любое время взять из узелка столько, сколько ему нужно, не ставя в известность учителя.

Похожая, но более сдержанная обстановка царила и у Верроккьо. Мастер был всегда перепачкан алебастром, из-за чего походил на пекаря. Хмурый и неразговорчивый, он не знал недостатка в работе. По стенам боттеги висели сломанные музыкальные инструменты, которые он чинил лучше других, всюду виднелись рисунки и наброски. Он был ювелиром, скульптором, художником и исследователем, неустанно наблюдавшим за природой. В его мастерской работали Перуджино, Боттичелли, Лоренцо ди Креди, который уже успел сделать себе имя. Леонардо начал с растирания красок и прочей черной работы, одновременно постигая законы живописи и рисунка. Друзья по боттеге с недоверием смотрели на юношу, который все делал левой рукой. Его записные книжки представлялись абракадаброй из-за зеркального письма. Необычной была и его манера рисовать. В рисунках Леонардо штриховка шла слева направо, что делало его работы уникальными. Эта необычная манера штриховки, по свидетельству современных экспертов, является куда более веским доказательством подлинности рисунков Леонардо, чем его подпись.

В боттеге Верроккьо Леонардо заявляет о себе как о гении. Когда-то, перед тем, как отвести сына к учителю, сер Пьеро спросил его: "Ты уверен, что станешь первым, а не последним?" И Леонардо сумел доказать, что он будет первым. Возможно, это всего лишь очередная выдумка из жизни гения, но работы Леонардо заставили Флоренцию заговорить о новом даровании, а отца гордиться своим сыном. В "Благовещении" - одной из ранних работ Леонардо - еще видны неточности. Правая рука Мадонны слишком длинна, цветы и трава больше похожи на пестрый ковер, а крылья ангела - это крылья хищной птицы. Однако одновременно с этой картиной Леонардо принимается за задание, полученное от Верроккьо, и делает невероятное. Зрителям кажется, что его ангел дышит. Джорждио Вазари рассказывает следующую историю. В конце 70-х годов XV века Верроккьо получил заказ на картину "Крещение Христа" и доверил своему ученику написать ангела, держащего одежды. Когда работа была закончена, Верроккьо был ошеломлен талантом подмастерья и, бросив кисти, поклялся больше к ним не прикасаться. Яркая натура Леонардо порождала немало небылиц. Одни из них прославляли его гений, другие очерняли, но куда хуже сплетен была реальность.

Благочестивые жители Флоренции считали своим долгом следить за моралью своих сограждан. Ящики для доносов, или, как их называли в Италии, висели в общественных местах. Каждый, кому не давали покоя деяния соседа, мог написать анонимку и положить листок в "Уста Правды". В одном из таких листков аноним обвинял Верроккьо, Леонардо и других довольно известных людей Флоренции в содомии. К тому же в городе начали говорить, что моделью для Давида послужил Леонардо, когда был еще в нежном возрасте. О Верроккьо давно ходили подобные слухи и, возможно, его восторженное отношение к Леонардо вызывали не только работы ученика. Но, как бы то ни было, а снежный ком сплетен начал расти. О содержании письма говорил весь город. О нем шептали в парках, на площадях, в коридорах. Два месяца длилось мучительное разбирательство, и усердием сера Пьеро да Винчи Леонардо был признан невиновным. Но город еще долго не мог забыть пикантную тему. Обида, стыд, раздражение и одиночество заполнили сердце художника. Он ушел из мастерской учителя и пустился в одиночное плавание, которое будет длиться всю жизнь.

Но лучшие времена были впереди. Печально знаменитое "Тайная Вечеря", грандиозный конный памятник Франческо Сфорца, мечты о полете и разработка крыльев, портреты, рисунки и бесчисленное количество изобретений. Но об этом в  наших следующих программах.

А сейчас новости в сфере искусства

В Музее изящных искусств Будапешта 28 октября открывается выставка "От Боттичелли до Тициана - шедевры итальянского искусства двух веков". Экспозиция включит в себя 130 произведений итальянского Ренессанса.

Порядка 30 работ, которые можно будет увидеть на выставке, являются частью собрания будапештского музея, остальные произведения предоставлены крупнейшими галереями мира, такими как Лувр, Прадо, Национальная галерея в Лондоне и Музей истории искусств в Вене.

Среди шедевров, представленных в экспозиции, - "Дама с горностаем" Леонардо да Винчи и "Несение креста Иисусом" Тициана.

Выставка продлится до 14 февраля 2010 года. 
На этом я прощаюсь  с вами, в студии была Татьяна Семенцова.

Previous post Next post
Up