Ответ на вопрос об отечественном предпринимателе и маркетологе
Feb 22, 2013 17:41
Столетие назад этот отечественный предприниматель предвосхитил открытия западных психологов и экономистов в области рекламы и продвижения.
Именно его называют пионером российского маркетинга и рекламы, королем PR-а. Знакомьтесь...
[Spoiler (click to open)]Николай Леонтьевич Шустов 1. Это он в 1863 году зарегистрировал в Москве компанию - Торговый дом «Шустов с Сыновьями», которая согласно уставу, «имела целью производство и продажу дозволенных законом спиртных напитков».
2. Это он организовал оригинальную кампанию с участием промоутеров: нашел студентов, которые за небольшую плату ходили по кабакам и требовали везде подать именно «шустовскую водку». Студентам разрешалось даже немного подебоширить, но при этом размер «тарифа на бесчинства» был четко оговорен - он не должен был превышать 10 рублей. Зайдя в трактир, студенты заказывали «шустовскую водку», а когда им отвечали, что таковой не имеется, оскорбляли официантов, говоря, что такое заведение «не может считаться приличным, потому что не имеет самой лучшей в мире водки». Дебоширы в сопровождении квартальных приставов отправлялись в участок. Спустя короткое время молодых людей выпускали. Все бы ничего, но, как оказалось, на штрафы неизменно раскошеливались приказчики Торгового дома «Шустов и сыновья». В результате Так, за короткое время все московские кабатчики узнали о существовании "Водки Шустова". Шустов приобрел известность, да и заказы не заставили себя долго ждать. 3. Шустов учил своих сыновей тому, как следует воспринимать потребителя: «Покупатель нам не друг, он нам слуга и хозяин. Как слугу мы должны научить его покупать то, что выгодно нам, а как хозяина должны научить требовать в магазинах, чтобы им продали то, что нам выгодно. Поэтому лучшей рекламой будет написать не «спрашивайте в магазинах наливки Шустова», а «требуйте везде шустовские наливки». Такая рекламная формула, созданная в конце XIX века, просуществовала почти сто лет.
Даже в послевоенном СССР можно было встретить плакаты с надписью «Требуйте во всех магазинах папиросы “Новость”».
Убила ее только эпоха повсеместного дефицита, когда чего-нибудь требовать было не просто бесполезно, но и опасно. 4. Это он первым использовал торговый знак, или логотип - фирменный колокол, который непременно присутствовал на этикетках своей продукции.
5. Это он активно использовал рекламу на транспорте и в прессе, продвигая коньяки собственного производства. Плакаты с фирменным знаком компании - медным колокольчиком и надписью «Коньяки Шустова» - украшали борта пароходов и дирижаблей, таблички с таким же содержанием были прикручены к конным экипажам. Та же надпись была выведена на вагонах конки, а когда на улицы Москвы выбежал первый трамвай, на его крыше красовалась нарядная рекламная шустовская табличка…
На страницах газет и журналов непременно присутствовали объявления, прославлявшие высококачественные напитки от Шустова.
Реклама сделала свое дело: уже в начале ХХ века о русском коньяке знала не только Россия, но и заграница. 6. Это он в 1900 году отправил анонимный образец своего коньяка на Всемирную выставку, проходившую в Париже. Жюри, состоявшее из маститых французских дегустаторов, единодушно присудило неизвестному виноделу Гран-при, а узнав, что он не француз, настолько удивилось, что даже в порядке исключения даровало Шустову, единственному в мире иностранному виноделу, привилегию на бутылках со своей продукцией писать не «бренди», как это было положено, а именно «cognac». Больше такого права за историю коньячного производства не удостаивался никто. Всего же «русские коньяки Шустова» получили более трех десятков медалей на выставках в Турине, Нью-Йорке, Милане, Лондоне, Льеже, Глазго, Бордо, Амстердаме, Антверпене, Новом Орлеане.
7. Это он перед уходом из жизни завещал старшему сыну: «Николай, я много добра оставил вам в наследство. Но самое главное, я оставил вам имя, которое стоит сейчас больше, чем вся наша фирма. В нашу фамилию я вложил свой труд, и теперь она уже только одна может приносить хороший доход. Вы только ее не попортите. Это делать имя трудно, а испортить его ой как легко».
Думаю, что нам, сегодняшним предпринимателям, о таких людях надо обязательно знать и помнить не только об их вкладе в развитие российского предпринимательства, но и о тех ценностях, опираясь на которые, они сумели построить успешные бизнесы.