Все мы любим подарки и Джон Леннон не был исключением. На сорокалетие знаменитого музыканта его любящая супруга подарила ему часы, и не абы какие, а Patek Philippe ref. 2499. Джону они так понравились, что он специально с ними сфотографировался.
В истории фирмы Patek Philippe модель 2499 была примером исключительно удачного сочетания технического дизайна и точной механики. В часах сочеталось очарование классического стиля и удобства использования в современном мире. Всего с 1951 по 1985 было выпущено 349 часов.
Увы, Джон недолго наслаждался этим произведением часового искусства, всего через два месяца его жизнь трагически прервалась.
Все, что произошло дальше, оказалось настоящей мистерией.
Часы, как и все остальное имущество, унаследовала безутешная вдова и 35 лет о них ничего не было слышно, но в 2014 году часы оказались на аукционе Кристи в Женеве и позиционировались они как часы Джона. Кристи фирма солидная, они всегда тщательно проверяют провенанс (историю владения предметом). Они связались с Йоко Оно и попросили подвердить, что это действительно часы ее мужа.
Какие еще часы, удивленно воскликнула Йоко, после смерти Джона я положила их в ящик буфета, там они и лежат, впрочем подождите, сейчас проверю. Ящик оказался пустым! Тут-то и начала раскручиваться удивительная история часов.
После смерти Джона в 1980 году был составлен каталог его личного имущества, и все вещи из этого каталога были законно унаследованы вдовой музыканта, Йоко Оно. В том числе, перешли в ее собственность и часы Patek Philippe. Дальнейшая история уже приобрела криминальный уклон. В 2006 году Корал Карсан, бывший шофер Йоко Оно, стал ее шантажировать и требовать выплаты двух миллионов, угрожая сделать доступными для публики записи на кассетах и фотографии, содержавшие унизительную и шокирующую информацию.
Йоко через посредников дала ему знать, что от нее он не получит ни цента. Тогда Карсан стал угрожать, что он убьет ее вместе с сыном. Угроза была вполне реальной, до работы шофером у Йоко он был сотрудником турецких спецслужб. Это было уже серьезно, и Йоко обратилась в полицию. Карсана арестовали и обвинили в воровстве в особо крупных размерах. В Бентли, принадлежащим Йоко, нашли следы установки записывающей системы. В славном штате Нью Йорк по этой статье можно получить от 9 до 25 лет.
Друзья Карсана вносят за него залог
Неожиданно, обвинение поменяли на пребывание по просроченной бизнес визе и депортировали Карсана в его любимую Турцию. Нерудно догадаться, что Карсан хорошо припрятал свои кассеты и шантаж таки сработал, правда вместо двух миллионов Карсан получил депортацию, но зато избежал длительной отсидки.
Премещаемся еще на 11 лет вперед, 2017 год. В Берлине обанкротился аукционный дом Auctionata. Когда адвокаты и полиция стали производить опись еще не проданных предметов, среди них оказались 86 принадлежащих Джону Леннону, включая его очки и дневники.
Расследование показало, что они были выставлены на комиссию неким турецким подданным по имени Erhan G. Часы там изначально тоже были. Этот самый Erhan G честно купил их, правильно, у нашего старого знакомого Корала Карсана. В письме аукционному дому Erhan G, опять же честно признался, что не уверен что сможет подтвердить происхождение часов. Аукционный дом заморачиваться провенансом не стал и продал часы в частном порядке итальянскому дилеру с весьма сомнительной репутацией. Через несколько месяцев проживающий в Гонконге дилер выставил часы на аукцион Кристи, который в свою очередь связался с Йоко Оно.
Последующие юридические перепитии могут занять не одну страницу, но на сегодняшний день права Йоко на часы подтверждены, хотя ей еще не переданы, поскольку итальянский дилер имеет право на апелляцию.
Господин Erhan G отправился на один год в комфортабельную немецкую тюрьму, а Карсан ударился в бега и разыскивается Интерполом.
Но на этом история не заканчивается. После распада группы The Beatles Йоко и Джон уехали в Америку чтобы избежать преследования таблоидов. Статьи в них были откровенно расистские и Йоко обвиняли во всех смертных грехах, главным из которых (к сожалению заслуженно) было содействие распаду группы. То, что она увела Джона от его первой жены Синтии, было уже мелочью. Над Джоном еще и висело обвинение по статье о наркотиках и он был на грани депортации. В этой сложной для них ситуации их отношения сильно испортились и они юридически оформили предварительное перед разводом отдельное проживание. Йоко всегда заботилась о Джоне и чтобы он не скучал, призвала на помощь Мэй Панг, которая занималсь ее с Джоном музыкальным бизнесом. Май Пэнг согласилась и следующие 18 месяцев она и Джон были вместе.
Йоко, уладив все свои дела, в том числе с дочерью от предыдущего брака, которую она совсем забросила, решила, что хорошенького понемножку и занялась возвратом Джона в лоно семьи. Это ей блестяще удалось. Подробности этого мероприятия подробно описаны в
английской версии Википедии.
Соединившись снова вместе Йоко и Джон выпустили новый альбом. Этот альбом имел для них очень большое значение, и тут снова нужно вернуться к истории с часами. В судебных документах было подробное описание часов, и в частности упоминалось, что на обратной стороне корпуса было выгравировано слово из первой песни нового альбома, но какое именно, в опубликованных документах не сообщалось.
Поклонники творчества Джона Леннона уже несколько месяцев пытаются угадать, какое именно слово было использовано. Некоторые считют, что это было слово "Yes", другие что "Woman".
Пальма первенства принадлежит одному из поклонников, который тщательно проанализировал вот этот франмент:
"Imagine no possessions
I wonder if you can
No need for greed or hunger
A brotherhood of man
You may say I’m a dreamer
But I’m not the only one
I hope someday you’ll join us"
Поклонник уверен что этим словом было "the one".
Оживленная дискуссия идет оставит ли Йоко часы себе на память или выставит на аукцион, где стоимость часов может достичь астрономической цифры в 40 миллионов.
Прецеденты уже были, в 2017 году часы Пола Ньюмена были проданы на аукционе за 17 миллионов.
Одна их последних фотографий Джона и Йоко, почти селфи...