Musée de l'Orangerie - музей водяных лилий

Nov 18, 2017 04:45

Musée de l'Orangerie был создан специально для демонстрации серии панно с водяными лилиями - кувшинками, созданных Клодом Моне. Работа над кувшинками началась в 1916-ом году и продолжалась до самой смерти художника.



Кувшинки размещены в двух овальных залах и призваны служить местом релаксации и диалога с прекрасным искусством. После ремонта, который занял целых шесть лет, залы получили лучшее освещение, а сам музей стал более комфортным для посетителей.

Но в Musée de l'Orangerie есть не только кувшинки, там размещена коллекция Поля Гийома, арт-дилера, ставшего первоткрывателем многих ставших впоследствии известными художников.



Именно Поль Гийом был единственным дилером, покупавшим картины Сутина. Коллекция была передана в дар государству вдовой Поля Гийома, Доменикой. Вообще-то, ее настоящее имя Жюльетт Ляказ, но Поль настоял, чтобы она сменила имя на более романтичное.

Андре Дерен, Портрет мадам Поль Гильом в большой шляпе, 1928



История этого "бескорыстного подарка" весьма примечательная, поскольку оказалось, что криминальное "прошлое" у мадам Гильом такое же обширное как и поля ее большой шляпы. Поль женился на Доменике в 1920-ом году и ввел ее в бурную парижскую жизнь. Девушка из провинции довольно быстро с ней освоилась и завела связи с парижским бомондом. В 1932 году она знакомится с Жаком Вальтером, состоятельным архитектором, и становится его любовницей. Но Гийома это нисколько не рассердило, даже наоборот, он подружился с любовником своей жены. Все трое стали жить в большой квартире Вальтера, классический ménage à trois, во Франции, а тем более в Париже, к таким вещам всегда относились снисходительно.

В 1934-ом году у Поля Гийома случился приступ аппендицита. Жюльетт-Доменика с большим опозданием привезла его в больницу, у него уже начался перитонит. Во время операции он умер от заражения крови, как говорили злые языки, жене пришлось долго ждать, чтобы Гийом дошел до такого состояния. По завещению Поля Гийома при отсутствии детей коллекция должна была отойти государству. Доменику это явно не устраивало.

После смерти Гийома Доменика объявида всем, что она беременна. С медицинским поддельным свидетельством, она везде появлялась в платьях и костюмах для будущих мам, а когда подошел срок, купила ребенка, который родился 30 ноября 1934 года. Было оформлено свидетельство о рождении ребенка, которуму было дано официальное имя Жан-Пьер Гийом. Ехидная пресса называла появившегося из ниоткуда ребенка l'enfant du miracle.

В 1941 году Доменика узаконила свои отношения с любовником и Вальтер усыновил ребенка. Следующий эпизод этой мистерии разыгрался разыгрался уже в 1957 году, когда верная себе Доменика завела очередного любовника, доктора-гомеопата Мориса Лякура. Доктор-гомеопат был довольно темной личностью, специалистом по ядам и известным в определенных кругах тем, что щедро выписывал рецепты на весьма нужные таблетки. В один прекрасный день семья Вальтеров и новый друг Жюльетт-Доменики отправились поужинать в загородный ресторан. Когда дружная компания покидала ресторан, Вальтера неожиданно сбила машина. Доменика не разрешила вызывать скорую помощь, и объяснила это тем, что они сами отвезут в больницу Вальтера. Когда они доехали до больницы, Жак Вальтер уже умер. Он оставил Доминике огромное состояние, но возникла новая проблема: Жан-Пьер, ставший к тому времени совершеннолетним, мог претендовать на наследство.



"Сын" вырос, был мобилизован и воевал в Алжире. Доменика использовала все свои связи и попросила генерала Массу, командующего войсками в Алжире, "сделать из Жан-Пьера мужчину", и желательно в самой горячей точке. С горячими точками в Алжире в то время проблем не было, но Жан-Пьер уцелел и вернулся во Францию.

Неутомимая Доменика решила перейти к плану "B" и найти наемного убийцу. За дело взялись доктор Лякур вместе с братом Доменики. Они нашли подходящего человека, майора Рэйона, бывшего парашютиста воевавшего в Алжире. Гомеопат думал сыграть на патриотизме Рэйона, его якобы посылали уничтожить шпиона, врага Франции. Но Рэйон, понаблюдав за своей мишенью, понял, что Жан-Пьер такой же бывший парашютист, чудом уцелевший в алжирской мясорубке. В результате майор Рэйон пригласил Жан Пьера на ужин и сказал, что доктор Лякур нанял его для его убийства.

Фронтовое братство рулит!



Жан-Поль затаился на время, а майор Рэйон получил свое вознаграждение и рассказал обо всем полиции. Скандал разразился грандиозный, доктор Лякур был арестован, допрашивали и Доменику.

Доменика в суде



Доменика всегда была очень артистичной



Когда земля начала гореть у нее под ногами, Доменика решила скомпроментировать Жан-Пьера. Жан-Пьер познакомился с девушкой, которую звали Майтэ, как она говорила, парикмахершей, а на самом деле - проституткой, которую наняла Доменика.



Она должна была дать показания в полиции о том, что Жан-Пьер - ее сутенер. А осужденный за сутенерство, лишался прав на наследство (пожизненно). Однако во время суда Майтэ призналась, что ее подкупил брат Доменики, Шарль Ляказ. Еще один скандал на радость парижской прессы.

Дело шло к отсидке всей честной компании на весьма длительные сроки, но неожиданно Бог послал спасителя, которого звали Анри Мальро. Анри Мальро, автор знаменитых "воображаемых музеев" и старый друг Доменики, был министром культуры Франции, и в данном случае речь шла о вполне реальной коллекции. С "черной вдовой" заключили сделку: она передает коллекцию в дар государству, а взамен французская юстиция не будет иметь к ней никаких претензий.

Анри Мальро



Надеюсь, я не утомил вас этой криминальной историей, наверное давно уже пора перейти к картинам и убедиться, что Мальро не зря старался.

Пьер Огюст Ренуар, Ивонна и Кристина Лерой за фортепиано, 1897-1898



Модильяни, Поль Гильом в новой шляпе, 1915



Анри Матисс, Три сестры, 1916-1917



Поль Гоген, Сельский Пейзаж, 1901



Мари Лоренсен, Испанские танцовщицы, 1919-1920



Андре Дерен, Большая обнаженная, 1926-1927



Пикассо, Женщина с тамбурином



Морис Утрилло, La Maison Bernot, 1924



Три комнаты, воссоздающие интерьеры в квартире Доменики







Морис Утрилло, La Mairie au drapeu, 1924



Матисс, Женщина со скрипкой, 1921-1923



Пикассо, Grand nu a la drapeirie, 1920-1921



Мари Лоренсен, Портрет мадам Поль Гильом, 1924



В каждой истории есть эпилог, есть он и в истории с Доменикой. Ее официальный сын стал успешным журналистом и работал фотографом в журнале Пари Матч. Доменика снова привела в действие все свои связи чтобы уволить Жан-Пьера из редакции. Из этого ничего не вышло, знаменитый редактор журнала Jean Prouvost наотрез отказался это делать. Жан-Пьер сотрудничал во многих известных журналах, но в начале 70-ых резко изменил свою жизнь, женился на американке и стал фермером в Северной Каролине. Неожиданно он получил письмо от своих парижских друзей, что Доменике очень одиноко и она хочет его видеть. Так же неожиданно для всех он поехал в Париж, чтобы с ней встретиться. Увы, оказалось, что Доменика предложила аннулировать его усыновление в обмен на деньги. Жан-Пьер вернулся в Америку пережив еще одно разочарование. После смерти Доменики он все-таки получил часть наследства Поля Гильома, Жан-Пьер всю жизнь верил, что он действительно его отец...

Осталось посмотреть картины Сутина, для них выделен специальный зал. Зал то есть, вот только картин Сутина там не было. В ответ на мои недоуменные вопросы мне сказали, месье наверное из Москвы, странно что вы здесь картины Сутина ищете. Я не сразу понял, что имелось в виду.

А оказалось вот что, фотография взята из журнала моего френда stroganov :



Не судьба...но с другой стороны, я надеюсь приехать еще раз, зато мои друзья в России смогли посетить первую большую выставку работ художника.

Прощаемся с кувшинками



В утешение мы смогли прогуляться по саду Тюильри, музей является его частью.





Возвращаемся в отель...



Послесловие

Неблагочестивая жизнь и деяния мадам Гийом преставляются сплошной черной полосой. Может возникнуть вопрос, нужели за ней не числится ни одного доброго дела?

По крайней мере одно имеется, хотя она и действовала в своих корыстных интересах.

В двадцатых годах Жак Вальтер получил в счет долга кусок бросовой земли в Восточном Марокко. Жак Вальтер был образованным человеком и немного разбирался в геологии. Во время визита в Марокко и посещения своего участка, он обратил внимание на вкрапления галенита на камнях.
Галенит был признаком того, что в земле имеется цинк и свинец. Бросовая земля оказалась самым богатым месторождением свинца во всей Африке!

Вальтер занял денег и организовал добычу свинца в промышленных масштабах. По началу из за падения цен на свинец дела шли ни шатко, ни валко, но к началу войны цены взлетели до небес, свинец был стратегическим материалом, особенно остро в свинце нуждалась Германия. Свинец использовался в аккумуляторах, а Германия как раз приступила к строительству огромного подводного флота.

Когда Францию оккупировали, немцы предложили Вальтеру передать компанию под их контроль. Вальтер, будучи патриотом и антифашистом, наотрез отказался. Гестапо бросило Вальтера в тюрьму и пригрозило расстрелом. Вальтер был непреклонен и ему сказали, чтобы он начинал писать прощальные письма (это в России с подпольщиками не церемонились, а в "цивилизованной" Франции осужденному давали последнее свидание с женой, его посещал священник, разрешалось отправить прощальные письма и так далее).

На помощь пришла Доменика. В который раз она пустила в ход свое очарование и привлекла на свою сторону любовника, который был высокопоставленным немецким офицером. Про Вальтера "забыли". Из тюрьмы его правда не выпустили, но создали более чем комфорные условия. Вальтер работал там над будущими проектами, напиcал книгу о больничной архитeктуре, в общем, сильно не бедствовал. После освобождения Парижа Доменика принарядившись вместе с американским офицером отправилась за Вальтером в тюрьму, устроив из этого небольшое шоу.

paris, Musée de l'Orangerie, Париж

Previous post Next post
Up