Музеи Лилля, Lille Métropole Musée d'art moderne

May 19, 2015 11:20



Визитная карточка музея, скульптура Роберта Дикона "Between Fiction and Fact"



Коллекции музеев современного искусства часто представляют из себя вещь в себе, трудно провести линию между сознательно культивируемым эпатажем и искренним поиском новых форм в искусстве, новым взглядом на окружающий мир. Формально d'art moderne охватывает почти сто лет, начиная с 1886-го и кончая 1970-ым, все что было создано после называют постмодерном или просто современным искусством. Оставим, впрочем, эти тонкости искусствоведам, главное в искусстве вызвать у вас интерес, оставить неравнодушным, а как тот или иной "изм" называется не так уж и важно.

В советские времена все, что не укладывалось в традиционные рамки, расценивалось как эстетский формализм и декадентщина, не говоря уже про абстракционизм, ставший символом окончательного разложения буржуазной культуры. Ясно, что такому искусству не было места в советских музеях. Да что там абстракционизм, даже импрессионистов реабилитировали только в 50-ых годах, до этого их картины пылились в запасниках. Музей нового западного икусства в Москве был ликвидирован в 1947-ом году как «рассадник низкопоклонства перед упадочной буржуазной культурой», а его экспонаты были поделены между Пушкинским музеем и Эрмитажем. Когда бессменный директор Пушкинского музея Ирина Антонова вышла с предложеним восстановить коллекцию бывшего музея, реакция была в стиле 1947-го года, ее обвинили во всех смертных грехах и отправили на пенсию.

В забвении находились и творческие искания художников начала века. В результате подавляющему числу людей в СССР было имплантировано представление о "современном искусстве" как о чем-то абсолютно чуждом, компетентные органы и министерство культуры работали не покладая рук ограждая советских художников от тлетворного влияния запада. Борьба с "формализмом" в искусстве никогда не прекращалась, в результате несколько поколений советских людей были практически отрезаны от всего, что происходило в мировом искусстве. В Пушкинском музее висели для виду несколько картин "нового искусства", как например портрет Амбруаза Валлора написанный идеологически близким Пикассо, но на этом все.
Для многих из нас непросто вернуться в "точку развилки" и пройти путь, по которому развивалось искусство в 20-ом веке. Многое в современном искусстве трудно понять, при знакомстве даже с лучшими его образцами возникает чувство неприятия и отторжения, и бороться с этим очень трудно.

Давайте пройдемся по залам музея, что-то можно принять, что-то нет, будем просто уважать предпочтения создателей и кураторов музея.



При входе на территорию музея нас встречает плакат с приглашением посетить выставку "Созвездие Алоизы Корбаз".



Кто такая Алоиза Корбаз? Как оказалось, художница с очень интересной и трагической судьбой, которая заслуживает отдельной истории. О ней был даже снят фильм, где ее играет Изабель Юппер. Фотосъемка на выставке была запрещена, поэтому привожу неколько ее рисунков из других источников. Искусство Алоизы Корбаз относится к стилю Art Brut (Грубое искусство).

Термин Art Brut был введен французским художником Жаном Дюбюффе для описания собранной им коллекции картин, рисунков и скульптуры, созданных непрофессиональными мастерами. Их работы несут в высшей степени спонтанный характер и практически не зависят от культурных шаблонов. В частности, Art Brut не считается с конвенциями правдоподобия, живописной перспективы и условных масштабов, не признает разграничения реального и фантастического и так далее. Любой уважающий себя музей современного искусства обязательно будет иметь в своей коллекции несколько произведений в этом стиле. Музей в Лилле не исключение, это даже отражено в его его полном названии, "Lille Métropole Musée d'art moderne, d'art contemporain et d'art brut".



Marie-Louise a la Maison Blanche



Surging Rose Breast meets missiles chest



Yes



Eugène Leroy, три картины

L'Attente (1937), Silhouettes de femmes (vers 1950), Buste de Christ en croix (1950)

На какой из них "Silhouettes de femmes" сказать по прошествии времени затрудняюсь, может кто-нибудь сумеет распознать, буду благодарен.



Две картины Бернара Бюффе (Bernard Buffet)





Понятно, что модерн, но непонятно, чем они притягивают, что-то в них есть такое особенное. Для работ Бернара Бюффе типичны простые формы и ломаные линии, но большинство выполнено в цветной палитре, а здесь строгое сочетание серого и черного. Очень необычно. Вообще, этот художник заслуживает отдельного рассказа, одни его совы чего стоят...



...но, пока откладываем это на будущее.

André Derain, La Danse II, (trois danseuses), vers 1906.



Masque nimba, Guinée.

Гвинейские маски сейчас в цене, похожую недавно продали на аукционе Кристи за 150 тысяч евро.



Похоже на Paul Klee, но подпись явно не его



Коллаж на тему СССР



Эта картина многим должна понравиться.

Слева направо Барак Обама, Мишель Обама, Карла Бруни и Николя Саркози.



Эти симпатичные зайчики стоят в переходе между залами живописи и залами "объемных форм". Они явно предназначены для релаксации, которая требуется посетителям музея.



Переходим к "формам".





Похоже на макет декораций к фильму Дистрикт 9



Снова африканские мотивы



Эти деревянные человечки ассоциируются у меня с одной известной детской книжкой







В путешествии по залам музея мне все время встречалась эта пара симпатичных фотографов, не мог отказать в удовольствии снять их вместе.



Прощаемся с музеем...



...и этой симпатичной скульптурой в парке



Теперь вы знаете, от чего предостерегал министр Михайлов художественную интеллигенцию.

Записка министра культуры СССР Н.А. Михайлова о влиянии буржуазной идеологии на художественную интеллигенцию Москвы и Ленинграда

Музеи Лилля

Previous post Next post
Up