Дворец изящных искусств в Лилле - особенный музей, его коллекция является второй после Лувра и создан он был еще в 1809 году по приказу Наполеона, как часть кампании по популяризации искусства. Министр внутренних дел Жан-Антуан Шапталь выпустил специальный декрет об организации музеев в 15 французских городах и Лилль был один из первых.
Но мало создать музей, нужно еще где-то взять произведения искусства. В революционной Франции вопрос пополнения художественных коллекций решался просто и эффективно, основу нового музея составили предметы искусства конфискованные у аристократов и церквей плюс ценности захваченных во время Революционных войн. Особенно постарался генерал Шарль Дюмурье́, войска которого захватили всю Бельгию, а там было что выбрать. Кое-что перепало из Лувра, к которому тогда не относились как к священной корове. В дальнейшем коллекция музея пополнялась уже более цивилизованным путем и собрание стало расширяться благодаря многочисленным дарителям и меценатам.
Вход в музей, плакат слева приветствует посетителей музея, а вот плакат слева какой-то странный, что за "Open Museum #2" и причем тут какой-то Дональд. Ну мало ли какие странности бывают, не будем отвлекаться.
Начнем с выставки фарфора на первом этаже.
Сен-Клу, Севр, Шантийи и Лимож во всей красе
Классическая скульптура, ее в музее не так много, но то что выставлено несомненно лучшее в коллекции.
Эта прелестная скульптура пользуется большой популярностью, ее копии
в разных вариантах можно найти во многих музеях Франции
Нетрудно догадаться почему...
Прощаемся с залом скульптуры
Коллекция живописи в Лилле впечатляющая, и вот самая первая картина на которой остановился взгляд. Невозможно поверить, что она написана 300 лет назад, женщина на портрете выглядит как наша современница.
Robert Paul Ponce Antoine (1686-1733), портрет женщины
Одна из прелестных головок Мари Лорансен (Marie Laurencin)
Именно эта работа изображена на марке, выпущенной в ее честь
"Коровы" Йорданса
Копия картины Йорданса, сделанная малоизвестным на тот момент художником.
Переходим в следующий зал, но что это?
Где-то я эту картину видел, ну да, это же грустный "Пьеро" Антуана Ватто,
и он находится в Лувре. Что за хулиганская выходка?
Тут я вспомнил странный плакат при входе, наводим справки, благо интернет всегда с собой. Картина проясняется (в буквальном смысле!), музей захвачен художниками из группы InterDuck, их цель показать, что было бы, если бы эволюция пошла по другому пути и доминирующим видом стали бы разумные утки. Как стало бы развиваться искусство? Вполне возможно, что точно так же! Всем известный Дональд Дак в этом другом мире стал бы любителем живописи и куратором музея изящных утиных искусств. Полет фантазии художников впечатляет, давайте посмотрим.
Утиный Гете на отдыхе, а почему бы нет?
Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн, Гете в Кампании (Италия)
Возможно это романтический Дональд Дак обозревающий окрестности
В другом, менее совершенном мире, это "Странник над морем тумана" Каспара Давида Фридриха
"Свобода на баррикадах", здесь не только утки, свобода выражения художников ИнтерДака не знает пределов
А вот как представлял "Свободу на баррикадах" Эжен Делакруа в нашем мире
Ну а как вам эти красавицы?
В данном случае картина из "нашего мира" находилась здесь же, можно было сравнить
Случайно нашлась одна стена, до которой флибустьеры из Интердака не добрались.
Прекрасная картина Феликса Валлотона
Femme assise à demi nue, 1911
Две картины французского художника Alfred Agache (1843 - 1915).
На картине справа тоже "demi nue", по тем временам очень смелое demi nue, это сейчас этим никого не удивишь.
И снова утиное вторжение
Оригинал выглядит гораздо серьезнее и угрюмее
Этих милых утиных ангелочков ни с чем не спутаешь.
Ну и наконец, главный призер выставки, Франсуа Буше отдыхает.
Более игривую уточку трудно представить, оригинал явно уступает по всем статьям.
Одна из последних "утиных" картин стала для меня открытием, я никогда раньше не видел этого маленького шедевра Вермеера
Ян Верме́ер, Портрет девушки с жемчужной сережкой
Картина когда-то была куплена на аукционе всего за два гульдена и была изначально в плохом состоянии. Несколько раз картина реставрировалась, во время последней реставрации в 90-ых было принято решение сделать краски более яркими. Решение было неоднозначное, но возможно мы снова видим картину в той же цветовой палитре, как и почти 400 лет назад.
В 90-ых годах музей был на реконструкции, в результате которой был существенно расширен подземный этаж. На этом этаже размещены наиболее старые находки и предметы искусства. Весь этаж погружен в полутьму, переходишь от экспоната к экспонату и вдруг наталкиваешься на яркий всплеск света, пришедшего из темного средневековья. Очень эффектно.
Официальный снимок одного из залов подземного этажа, в реальности здесь царит полумрак.
Anges portant les instruments de la passion (vers 1470),
Ангелы, несущие инструменты страсти (около 1470)
Бичевание Христа (середина шестнадцатого века), школа Лукаса Кранаха Старшего
Pâmoison de la Vierge (vers 1460), élément de retable, Bruxelles?
Обморок Богородицы (около 1460), элемент алтаря, Брюссель?
Bourreau du portement de croix (vers 1520)
Алтарь Благовещения со святой Екатериной и святой Варварой, начало шестнадцатого века
Алтарь Оплакивания Христа со святой Елизаветой Венгерской и святой Вероникой (1500-1510), Кельн
Триптих Богородицы с младенцем в окружении ангелов-музыкантов (1490 г.)
Sainte Anne trinitaire (début du XVIe siècle), Tyrol du Sud
Может показаться, что благопристойная экспозиция в подземелье музея изящных искусств оказалась вне досягаемости утиных возмутителей спокойствия, но это не так. В музее есть небольшая египетская коллекция, и что мы там видим? Утиные мумии!
А это монеты из древнего клада, приглядываемся поближе, сплошные утиные профили, мечта нумизмата!
Покидаем гостеприимный музей.
Музей прекрасный, но не единственный, в окрестностях Лилля есть еще три музея и о них тоже есть что рассказать.
После экскурсии по музею полезно подкрепиться пирожными в знаменитой далеко за пределами Лилля кондитерской Meert.
Ha очереди у нас филиал Лувра в маленком шахтерском городке Ланс
Музей современного искусства, как без него
И... музей в бассейне