В Бельгии Констант Пермеке известен всем, от пенсионера до школьника, самый выдающийся представитель школы фламандского экспрессионизма, мэтр, друг Густава де Смета и Фрица ван дер Берге, и наконец, автор "Ниобе", знаменитой скульптуры украшающей каналы Брюгге.
Все, кто когда-либо "залегал на дно в Брюгге", обязательно проплывали мимо этого символа города.
До перехода на евро Пермеке был удостоен изображения на тысячефранковой купюре.
Картина на обратной стороне купюры называется "Лежащий крестьянин".
Среди "невыездной" публики в Советском Союзе творчество Пермеке практически оставалось неизвестным. Мало того что экспрессионист, так еще и бельгийский. Картины его немецких коллег еще как-то проскакивали, да и то, больше в назидательных целях, чтобы продемонстрировать упадок буржуазного искусства.
Сейчас ситуация с выездом изменилась, надеюсь навсегда, и все кто хочет могут проехать по местам боевой славы фламандского экспрессионизма. Посетить Брюгге, Гент, Остенде и конечно маленький городок
Синт-Мартенс-Латем в котором собственно все и начиналось
Отец Пермеке был признанным художником пейзажистом и куратором музея изящный искусств, так что Констант вырос в артистическом окружении.
Генри Пермеке, "На берегу"
Несколько лет Пермеке учился в Брюгге в художественной академии, но без особого энтузиазма.
В 1906-ом году Пермеке призывают в армию. Военная служба проходила в окрестностях
Гента и именно там Пермеке знакомится с Густавом де Сметом, его братом Леоном и
Фрицем ван дер Берге, которые стали его друзьями на всю жизнь.
Морской пейзаж
После окончания военной службы Пермеке вместе с Густавом де Сметом поселяются в Остенде и именно там берет
свое начало фламандский экспрессионизм.
Рыбаки в Остенде
Прожив год в Остенде он вместе с Густавом присоединяются к колонии художников в Синт-Мартенс-Латем.
Вид с маленького моста в Брюгге
Деревенский домик
Лодки в море
Парочка
Война вторгается в жизнь Пермеке неожиданно, как впрочем и для многих других. Его призывают в армию и отправляют на оборону Антверпена.
Бельгийская армия храбро сражается, но противостоять германской военной машине не может. Под маленьким городком Duffel Пермеке тяжело ранят. Его и других раненых эвакуируют в Англию, где он проходит длительный курс лечения. В родные места Пермеке возвращается только после окончания войны, всем тогда казавшейся последней.
Теперь это другой Пермеке, война не прошла бесследно, его творчество теперь проникнуто иронией, доброй насмешкой, не обходится и без пессимистических ноток.
Но хватит "искусствоведения", оставим это профессионалам, давайте просто посмотрим картины Константа Пермеке, фламандского экспрессиониста.
Наш насущный хлеб
Повозка
Пироги
Ваза с цветами
Пишут о Пермеке
Курильщик
Три фигуры
Рыбачка
Горы в Швейцарии
Головы в стиле Аку-Аку
Ню на кушетке
Еще пара Ню
Леони
Дама с зеленой перчаткой
Мужчина в кепке
Карета
Ферма зимой
Начавшаяся Вторая Вторая мировая война и годы оккупации стали тяжелым испытанием для художника и его семьи.
Немецкие оккупационные власти (как будто им больше нечем было заниматься) запретили художнику работать как
представителю дегенеративногого искусства. Вскоре гестапо арестовывает его сына и отправляет
на принудительные работы в Германию.
После окончания войны казалось наступили лучшие времена, возвращается сын, с успехом проходит ретроспективная выставка в Париже, но все перечеркивает смерть любимой жены, после которой художник уже не оправился.
Незадолго до смерти Пермеке совершил поездку в Бретань чтобы посмотреть места, с которыми было связано творчество Гогена. Поездка отнимает последние силы, через несколько месяцев художника не стало.
Дом-музей Пермеке
Три грации
Еще одна Ниобе
А эту красавицу зовут Marie-Lou.
Студия в доме художника
P.S. Как выяснилось, я немного погорячился с утверждением, что творчество Пермеке и других
бельгийских экспрессионистов практически оставалось неизвестным в Советском Союзе.
На исходе хрущевской оттепели была издана "Первая книга VI тома посвящена искусству
конца 19 - начала 20 в. капиталистических стран и стран, не входящих еще
в мировую систему социализма".
Была в нем и глава, посвященная бельгийскому искусству и в частности художникам-экспрессионистам.
Всеобщая история искусств, Искусство Бельгии Вот что там писали о Пермеке:
"В начале 20-х гг. была создана «2-я латемская группа», работавшая под влиянием экспрессионизма,
хотя сам экспрессионизм в Бельгии, связанный с трагическими событиями первой мировой войны,
принимает особую окраску. Главой Этого направления был Констан Пермеке (1886-1952). В больших,
широко написанных полотнах этого мастера привычные для бельгийского искусства сюжеты - земля,
море, образы крестьян - окрашиваются в тона трагизма и глубокого душевного смятения.
Сквозь всю нарочитость деформации, подчеркнутость духовной ограниченности и грубости крестьянских
образов Пермеке пробивается его симпатия и сочувствие к людям, которые позволяли художнику создать
эмоционально впечатляющие образы. Мрачноватый, глухой колорит, невнятность действия, неподвижность
человеческих характеров передают настроение скорбных предчувствий и безысходности («Обрученные», 1923;
Брюссель, Музей современного искусства)."
Констан Пермеке. Обрученные. 1923 г, Брюссель, Музей современного искусства.
Иллюстрация в книге
В общем, с этим можно согласиться, но уж больно мрачновато. Хотя, по другому наверное и не может быть
для страны "не входящей еще в мировую систему социализма".