May 25, 2023 18:44
25 мая - традиционный День Последнего Звонка. хотя в этом году его провели 23-го числа. Ну да бог с ним. Я о своем, о мальчиковом. Эта дата близка и дорога всем, кто заканчивал школу, так или иначе связан с ней - выпускникам и преподавателям, учителям, техническим работникам и родителям.
От моих последних звонков я вообще уже достаточно далек лично. Вот я и решил вам сегодня рассказать одну историю, как у меня было с последним школьным звонком.
Итак, апрель 1992 года, когда от СССР уже три целых месяца нам оставались только светлые воспоминания, я заканчивал Среднюю Советскую Школу №14 г. Улан-Батора. (сразу вспомнил изумленный возглас девушки, которая принимала у меня документы на поступление в приемной комиссии АГПИ (сейчас АГУ) - Где-где школу закончили?)))
И получилось так, что с развалом СССР, многие контракты советских работников в Монголии досрочно были расторгнуты, под этот каток попали и мои дорогие родители. И пришлось мне сдавать экзамены в начале апреля (Я как Гагарин!!))) вместе с О. Бреусом (сверстник из параллельного потока). Нас было всего двое, у всех остальных, экзамены были у кого как, у кого-то тоже раньше срока, согласно времени отбытия из Монголии, за исключением, пожалуй, детей энергетиков да и местных учащихся. (тогдашняя сценка в рейсовом советском автобусе Улан-Батора: Разговаривают два электроинженера: -"Да они [монголы] сами поняли, что если мы щас все уедем в Союз, у них ТЭЦ на третий день после этого взорвётся))))
Мой преподаватель французского, зная о том, что я собрался на ин.яз., уже с начала 1992 года не учил меня, а просто "дрочил" (пардон) французским языком, и муштровал, как сержант Французского Иностранного легиона муштрует новобранца. Мозги взрывались самым натуральным образом. Одновременно с этим математика и русский и еще экзамен по истории. Кстати, история и французский были экзаменами по выбору.
Но конкретно, мы с О.Бреусом застонали, когда 29 марта увидели расписание наших "экстренных" экзаменов.
По памяти:
1 апреля - алгебра и геометрия (письменная контрольная)
4 апреля - русский и литература (сочинение+контрольная тут же и там же)
7 апреля - французский (устная беседа по теме + текст на перевод и обсуждение)
9 апреля - история (2 вопроса в билете)
(естественно всё это с ритуалом вытягивания билетов)
То есть мало того, что по два дня всего между основными экзами и только 1 (ОДИН!!) день между экзами по выбору, так еще и до первого экза осталось-то 2 дня с половиной.
Председателем комиссии был, есс-но, товарищ директор.
Перед экзаменом по русскому и литературе мне всю ночь снились кошмары, и я раз 5 за ночь просыпался в холодном поту - хорошо еще, что со мной рядом спала, свернувшись калачиком, любимая кошка Машка, я брал ее к себе, гладил и засыпал снова.
Но самым потрясающим экзаменом был французский. Как ни странно, я волновался тогда, как девственница перед дефлорацией, хотя был полностью, ну вот до упора готов, как пионЭр!
Итак прихожу в класс,естественно - никакого долгого ожидания - ибо на этом экзамене, я был один-одинёшенек. В коридоре с Бреусом пожали друг другу руки, пожелали "ни пуха, ни пера - к черту!" и разошлись, он на инглиш, я на франсэ.
Захожу, там мой учитель, еще одна преподша, которой я не знаю и, есс-но, тов. ох ты ж ёж - Военрук!
Я в полном а*уе взял билет и пошел шпарить. Ибо у меня всего 45 минут. Больше потратил времени на тему "спорт в моей жизни" - ну тут уж мне было что рассказать с учетом моего давнего пристрастия к футболу и кое-какого хоккейного опыта размером в один матч)) Текст на перевод и обсуждение "проблемы современной молодежи" я отработал как Терминатор, то есть полностью, окончательно и бесповоротно.
И вот ответственнейший момент: начинаю "парлекать", для моральной поддержки поглядывая на своего учителя французского. И после обсуждения устной темы перехожу к тексту перевожу его, начинаю объяснять грамматические явления и правила, встречающиеся в тексте. И тут...!!!
До меня доходит, что пока я все это "парлекал", тов. Военрук сидел и мило так, как бы поддакивая, кивал головой!!! Но он же не знает французского!!! У него и с русским-то проблемы или, точнее, он его своеобразно использует даже на уроках. Короче, я идиотично лыблюсь (про себя давно уже ржу) и рассказываю про текст. Получается, что-то наподобие: Mesdames et - хе-хе - messieux, je ne -ху-ху - mange pas six - хи-хи - jours!
Француз строго смотрит на меня, и тут мне в голову приходит совершенно дикая мысль, а вдруг Военрук ЗНАЕТ французский???!!!
Ощущение холодного душа бывает иногда так реально!! Адреналин вскипает, сердце ухает куда-то вниз на уровень мошонки. И я заканчиваю изъясняться, немного скомкав концовку ответа.
Однако я перепугалси, хотя испуг был какой-то истерический, я же знаю! Знаю я этот язык Сашки Дюма и Жерара Депарьдьё. Отец мой, в свое время привозил мне детские журналы Pif на французском языке из Алжира, и я их затер до дыр, переводя комиксы о приключениях пса Пифа и его друга кота Геркулеса!
После такой практики на детско-разговорном французском, в школе учебные тексты про дедушку Ленина и становление Комсомола я "щелкал" на раз.
Бр-р-р. Но пока все это я думал - вдруг вижу, мой учитель советуется о моей оценке на французском не с Военруком, а с той самой - неизвестной мне преподшей .
О-о-ох ты ж ё-моё... отпустило)))
Получил "отлично"!
И пошел к Физруку. Персонаж из моего ЖЖ-ного "хоккейного поста" про мой единственный хоккейным матч, сыгранный на посту вратаря)) Он уже неделю напоминал мне про несданные зачеты по ГТО, а я все был под прессом экзаменационной чехарды. Но поскольку мне теперь оставался один экзамен - История - я решил, что смелость города берет и маршевым шагом Дарта Вейдера(шучу, от хохота сползая лестницей по стенке на первый этаж школы из-за моих пустых переживаний по поводу языковых компетенций Военрука) направился в спортзал. Там состоялся короткий диалог, содержание которого свелось к тому, что как и год назад мне было сделано предложение по четвертной оценке по физкультуре (ибо все зачеты за оставшееся время ты сдать просто не успеешь физически!) и для этого нужно было у Физрука выиграть партию в шахматы. Сказано-сделано, доску и фигуры в зубы и вперед. Но то ли от экзаменационного марафона, то ли от всех сопутствующих, короче зевнул я один раз - Ферзя нет, зевнул еще - мне уже шах, а там и мат!
Вот так вот появилась у меня самая обидная "четверка" в аттестате о среднем школьном. До сих пор, *ля, обидно до чертей. Ведь я видел тот ход слоном, подумал про него, но из башки что-то унеслось, и я "зевнул". Короче, не Каспаров я. И слава богу!))
А на истории второй вопрос билета был про перестройку и Горбача (и тут он, крыса, мне подна*рал))))) Но 9 апреля я уже так устал от всего, что начал откровенно хаять и поносить сего "Меченого", обвинив его в развале СССР и всех смертных грехах, попутно заявив, что я был в августе 1991 года за ГКЧП. В общем так разбушевался, что преподавательница истории - молодая, но строгая коммунистическая дама - поняла, что "как бы там ни было в будущем, этот юноша не отринет коммунистических идеалов со всеми их возможными издержками". Так - поставив "пять" - и сказала!!! И, собственно, как в воду глядела! В обед того же 9 апреля 1992 года, я получил из рук директора аттестат, мы погрузились в вагон, который затем прицепился к поезду Пекин-Москва и уехали из Монголии - страны моей юности.
В депо, где мы грузили свой скарб двумя семьями, начальника моего отца и нашей, отец подарил мне маленький колокольчик. И потом, часа два, пока вагон не подали на пути вокзала Улан-Батора, куда подъехала семья начальника моего отца и наша мама - мы втроем сидели, пили китайское пиво, звонили колокольчиком, играли в нарды, а отец рассказывал мне, как понял, что я - будущий "полиглот"))
юность,
школа,
мое